Елена Грушина
Конспект открытого занятия кружка «Наш дом — природа» с детьми старшей группы «Хитрости инерции»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:познакомить детей с физическим свойством предметов — инерцией.
Задачи:познакомить детей с экспериментом, основанном на физическом явлении — инерции; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни (отличать сырые яйца от вареных, развить умение фиксировать результаты наблюдения, воспитывать основы безопасного поведения.
Задачи поставлены с учетом интеграции образовательных областей:
Образовательные области: Задачи:
Речевое развитие 1. Активизировать и расширить словарный запас обозначающий названия предметов, действий, признаков.
Публикация «Конспект открытого занятия кружка „Наш дом — природа“ с детьми старшей группы „Хитрости инерции“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. Развивать инициативность и самостоятельность детей в речевом общении со взрослыми и сверстниками.
Социально-коммуникативное развитие
1. Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию.
2. Обогащать представления детей об окружающем с помощью игровых действий.
3. Развивать эмоциональную отзывчивость,
доброжелательность.
4. Приобщать к способам безопасной работы с карандашами.
Познавательное развитие Способствовать становлению и проявлению у детей интереса и желания познавать об окружающем мире.
Физическое развитие Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта детей.
Художественно-эстетическое развитие Формировать умения и навыки собственной изобразительной деятельности.
Методы и приё мы: игровой, наглядный, словесный, практический, которые отображали одну тематику и тесно взаимосвязаны.
Игровые: поиграли с игрушками.
Наглядные: демонстрационный, показ педагога.
Словесные: рассказ воспитателя об инерции, педагогическая оценка: обучающая в ходе занятия и воспитывающая в конце занятия.
Практический: выполнение детьми экспериментов, физминутки и пальчиковой гимнастики.
Материалы: игрушечные машины, неваляшка, юла, небольшие резиновые и пластмассовые игрушки, открытки или картонки, монеты, простые карандаши, листы бумаги, небьющиеся стаканы с водой, вареные и сырые яйца, передники клеенчатые, тарелки.
Содержание НОД.
1. Вступительная часть.
1.1. Эмоционально-положительный настрой на совместную деятельность.
В гости к детям приходит Дед Знай.
Дед Знай здоровается:
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» солнцу и птицам,
«Доброе утро» улыбчивым лицам.
1.2. Мотивационная часть.
Дед Знай рассказывает историю, которая с ним случилась.
- Сегодня я ехал в автобусе на заднем сиденье. У меня был мяч. Я его положил на пол возле себя. Вдруг на перекрестке загорелся красный свет. Водитель нажал на тормоз, и автобус стал останавливаться, а мой мяч покатился через весь автобус и остановился только у кабины водителя. Постоял автобус на перекрестке и поехал дальше. Автобус поехал вперед, а мяч почему-то покатился назад ко мне. Почему он не захотел оставаться на месте? Он что — живой?
Выслушиваются ответы детей (можно записать интересныерассуждения).
2. Основная часть.
2.1. Совместная деятельность детей и воспитателя.
- Давайте поможем разобраться деду Знаю в этой истории. Попробуем создать похожую ситуацию. У нас сегодня много игрушек.
Возьмем машину, посадим в ее кузов игрушку и постепенно разгоним машину, не выпуская ее из рук.
Дети выполняют действия вместе с воспитателем.
Воспитатель.
- Что происходит? (Машина едет, игрушка в кузове.) А теперь резко остановим машину. Что изменилось? (Игрушка от резкой остановки наклонилась вперед и вывалилась из машины.) Посадим нашего пассажира снова в машину и резко тронемся. Что происходит? (Медведь упал назад.) Какой упрямый, никак не хочет сидеть. Как вы думаете, почему? Попробуйте так же покатать другие игрушки.
Дети повторяют действия с машинкой, сажая в нее другие игрушки.
Воспитатель. Давайте зарисуем на листах, что у нас каждый раз получалось.
2.2. Пальчиковая гимнастика:
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Разогреть сейчас хочу. И ладони разогрею
Всё быстрей, быстрей, быстрее,
Сил, приятель, не жалей.
А теперь всё тише, тише
И друг друга мы услышим.
Дети рисуют на альбомных листах упавшие игрушки.
2.3. Деятельность воспитателя (объяснение и показ).
- Предметы не виноваты, что они «упрямые». И чтобы их не обижать, физики вместо слова «упрямство» говорят «инерция». Инерция есть у всех предметов. Мы убедились, что инерция проявляется не только когда движущиеся предметы начинают двигаться.
Дед Знай. Почему водитель не может мгновенно остановить машину, если увидит, что кто-то выскочил на дорогу?
Воспитатель. После нажатия на тормоз машина по инерции еще некоторое время будет двигаться.
- А вы, ребята, где-нибудь встречались с инерцией?
(Если детям затрудняются ответить, то воспитатель предлагает вспомнить, какие игрушки используют силу инерции (юла, инерционные машины и пр.).
Воспитатель. Дед Знай хочет показать вам фокус. А вы скажете, есть здесь инерция или нет.
Воспитатель показывает фокус и озвучивает деда Зная, комментируя действия:
«Я положу на ладонь открытку, а на нее сверху монетку. Резко выдерну открытку».
-Что произошло (Монета не упала, осталась в ладони.)
-Почему не упала монета?
-Как называется это «упрямство»?
Упрямые вещи на свете живут,
Инерцией это упрямство зовут.
2.4. Самостоятельная деятельность детей (практическая). Воспитатель: - Ребята, хотите повторить фокус?
(Дети повторяют фокус).
- Понравился ли вам этот фокус?
Дети благодарят деда Зная, который предлагает им показать фокус дома мамам, папам, друзьям.
2.5. Физминутка «Ванька-встанька».
Ванька-встанька, Ванька-встанька, (Прыжки на месте.)
Приседай-ка, приседай-ка. (Приседания.)
Вправо, влево повернись, (Повороты.)
Наклонись, поклонись! (Наклоны.)
Руки вверх и руки вбок, (Движения руками.)
И на месте прыг да скок! (Прыжки на месте.)
Непослушный ты какой!
Нам не справиться с тобой! (Хлопки в ладоши.)
2.6. Совместная деятельность воспитателя и детей.
Воспитатель:
- Я тоже знаю фокус. Нужно поставить стакан с водой на лист бумаги, лежащий на столе
Дети повторяют действия воспитателя.
Воспитатель:
- Надо быстро выдернуть лист из-под стакана. Фокус получится в том случае, если вы быстро выдернете лист.
Воспитатель показывает. Дети повторяют опыт (перед проведением опыта дети надевают передники).
- Почему стакан остался на том же месте, на столе (Стакан стоял неподвижно и стремился сохранить свою неподвижность. Это и называется инерцией.)
Воспитатель:
- Дед Знай, а можно ли с помощью инерции отличить сырые яйца от вареных?
- Положите сырое и вареное яйцо в тарелку и покрутите их. Вот так (показывает). Дети повторяют.
Воспитатель: - Когда же они начнут быстро вращаться, быстро остановите их и как можно скорее уберите руки.
- Что наблюдаете (Вареное яйцо неподвижно, сырое вращается.)
- Почему так происходит (Внутри сырого яйца есть жидкость, которая по инерции движется. Жидкости тоже обладают инерцией.)
- Хотите убедиться, что яйцо сырое? (разбивают)
3. Заключительная часть.
3.1. Подведение итогов. Сегодня вы узнали много нового и интересного с помощью фокусов и экспериментов, узнали что такое «инерция» и что она помогает предметам быть упрямыми.
3.2. Постановка проблемы на будущее.
- Что вам сегодня понравилось больше всего?
- Что нового узнали?
- О чём ещё хотите узнать?
- О чем бы вам хотелось спросить деда Зная?
Детские вопросы записываются и складываются в сундучок Деда Зная.