Вера Маркина
Конспект итогового занятия «Земля-наш общий дом» — для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:" В стране перепутанных сказок".
Цель: знакомить с культурой, традициями и бытом разных народов; воспитывать толерантное отношение к представителям других народов.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Материалы и оборудование: проектор, мольберт, картины с изображением национальных костюмов, листы с изображением яйца каждому, гуашь, кисточки.
Ход занятия.
Дети входят в зал, здороваются.
Публикация «Конспект итогового занятия „Земля-наш общий дом“ — для старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Воспитатель:"Ребята, я вас сегодня пригласила в этот зал, чтобы мы отправились в путешествие в страну сказок. Вы согласны?"
Дети:"Да. "
Воспитатель:"Тогда подходите ко мне ближе. "
Дети плотно подходят к воспитателю, два человека под музыку накрывают их прозрачной тканью. В этот момент воспитатель говорит волшебные слова.
Воспитатель:" Покрывалом волшебным в воздухе взмахнем, волшебство появится, в сказку попадем!"
Музыка выключается, покрывало убирают.
Воспитатель:"А теперь рассаживайтесь поудобнее, давайте посмотрим, как нас встретят в стране сказок. " Дети рассаживаются на стулья полукругом перед проектором.
Включается видео №1 с перепутанными сказками. На паузе говорит воспитатель.
Воспитатель:"Ой, ребята, а где же сказочница, почему она нас не встречает, может что-то случилось? Давайте посмотрим, все ли в порядке со сказками. "
Продолжается видео №1, где озвучивание сказок перепутано с их видео.
Воспитатель:"Что же произошло со сказками?"
Дети:"Сказки перепутались, начало русской народной сказки -на сказке народов гор, в начале сказки народов севера говорится о сестрице Алёнушке и братце Иванушке. "
Воспитатель:"Ребята, я думаю, если мы выполним несколько заданий правильно, сказки встанут на свои места. Вы согласны со мной? Тогда выходите на наш ковер, присаживайтесь на него поудобнее. Сейчас вы прослушаете три мелодии разных народов России. После этого должны определить к какому народу относится каждая из них. закрывайте глаза и слушайте первую мелодию. "
Включается первая мелодия народов севера. Дети слушают, сидя на ковре, с закрытыми глазами. Музыка выключается.
Воспитатель:" Музыка какого народа звучала? Какие основные музыкальные инструменты вы услышали?"
Дети отвечают, ребенок берет скрипичный ключ с цифрой 1 и вешает на мольберт, где изображены костюмы народов, рядом с костюмом народов севера.
Воспитатель:" Молодцы, а сейчас слушаем вторую мелодию. " Дети слушают музыку народов Кавказа.
Воспитатель:"К какому народу принадлежит эта мелодия? А как называется танец, исполняемый под эту музыку?"
Дети:"Музыка народов Кавказа. Танец называется лезгинка. " Ребенок берет скрипичный ключ с цифрой 2, на мольберте вешает к кавказскому костюму.
Воспитатель:"Слушаем третью мелодию. "
Звучит русская народная музыка. Дети также отгадывают ее, вешают третий скрипичный ключ к русскому народному костюму.
Воспитатель:" Какие молодцы, думаю мы справились с этим заданием. Пора переходить к следующему. Возвращайтесь на стулья. "
Дети рассаживаются на свои места.
Воспитатель:" Мы с вами поговорили о музыке, танцах, костюмах народов России. Сейчас я предлагаю вам послушать о мастерстве народов. "
Включается презентация о мастерстве народов, дети её озвучивают.
1-й ребенок:" Это Хохлома. В давние времена жил в Москве мастер-живописец. Царь ценил его мастерство. Но мастер больше всего любил свободную жизнь и поэтому тайно из царского двора перебрался на Волгу, в глухие леса. Построил себе избу. Мастер вырезал из березы и липы посуду, натирал оловянным порошком, покрывал льняным маслом и ставил в печку. От жары масло желтело, а олово становилось похоже на золото. Слава о мастере разнеслась по всей земле. Самые главные виды росписи - травка, яблочко, ягодка, завитки. Окраска в золотистый цвет, красный и черный. "Хохлома" наполнена радостным, праздничным светом. "(Слайд 1-4)
2-й ребенок:" Это Гжель. Только в России мастера могли придумать такую посуду, в которой даже самая простая еда в ней казалась сказочной, чудесной. Гжельская роспись – это рисунок ярко-синей краской по сырому белому фарфору. После этого все обжигают и покрывают глазурью. "(Слайд 5-9)
3-й ребенок:" В каждом уголке Кавказа ткут различные ковровые изделия. Но красотой узоров и цветов, мастерством прославились особенно лезгинские и табасаранские ковры. Все ковровые изделия народов Кавказа широко используются в быту, даже заменяют мебель. " (Слайд 10-12)
4-й ребенок:" Художественная обработка меха в прошлом была традиционным мастерством народов Севера. Со времени глубокой древности освоили они мастерство обработки шкур и меха ценных пушных зверей, меха собаки, тюленьей кожи. Одним из видов искусства была вышивка и изделия из бисера. Впервые бисер появился в Древнем Египте. Рукоделием из него занимались все народы. Традиции вышивания переняли народы севера, украшая предметы быта и одежду национальным узором. "(Слайд 13,14)
Воспитатель:" Спасибо большое, ребята за интересные рассказы. Я вам предлагаю поиграть в старинную русскую игру " Колпачок". Кто со мной?"
Дети и воспитатель выходят на ковер, становятся в круг. Выбирают одного ребенка, который одевает колпачок и выходит в центр.
Под музыку хоровод движется и дети говорят слова: "Колпачок, колпачок, тоненькие ножки, красные сапожки. Мы тебя кормили, мы тебя поили. На ноги поставили, танцевать заставили (говорком) Танцуй, сколько хочешь, выбирай кого захочешь!"
" Колпачок" выбирает себе пару и танцует вместе с ним под музыку. Выбранный после пляски становится " Колпачком", и игра повторяется.
Воспитатель:"Ребята присаживайтесь, мы попробуем справиться со следующим заданием. Посмотрите пожалуйста на этот волшебный стол. На нем стоят три блюда, которые относятся к разным праздникам. Давайте разберемся, к каким именно. "
Подвигается стол, на котором стоят тарелки с блинами, яйцами крашеными, пловом с сухофруктами.
Воспитатель:"Что находится на первой тарелке? К какому празднику относится?"
Дети:" Это блины. Их пекут на праздник масленица. Люди веселятся, ходят друг к другу в гости. А в конце сжигают чучело. "
Воспитатель:" Верно. А во второй тарелке что? какой это праздник?"
Дети:" Это плов с сухофруктами. Это исламский праздник Курбан-байрам. Варят большой чан плова, готовят много сладостей и угощают всех, особенно бедных. "
Воспитатель:" Молодцы. Ну а что же в последней тарелке?"
Дети:" Крашеные яйца. Их готовят на Пасху. "
Воспитатель:"А вы знаете,что яйцо — как символ жизни, надежды, чистоты и начала начал. На пасху их не только красили. Что еще делали?"
Дети:" Писали узоры. Яйца эти назывались писанки. "
Воспитатель:" Какие основные символы вы знаете?"
Дети:"Солнце-символ жизни, весны; Волна-символ воды; Точки или зерно-символ плодородия. "
Воспитатель:" Наше последнее задание заключается в том, что мы должны написать узоры на этих волшебных яйцах. Они лежат на столах. Рассаживайтесь, открывайте волшебную гуашь, берите кисточки и приступайте. " Включается музыка, дети рисуют.
Воспитатель:" Замечательные пасхальные яйца у вас получились. Ребята, мы выполнили все задания. Может посмотрим, вернулась ли к нам наша сказочница? Проходим на места. Усаживаемся поудобнее. "
Дети возвращаются на стулья.
Включается видео №2, на котором появляется сказочница и все сказки на своих местах. На паузе говорит воспитатель.
Воспитатель:" Ребята, как вы думаете, мы справились с заданиями? Как вы это поняли?"
Дети:" Сказочница вернулась, сказки вернулись на свои места. "
Воспитатель:" мы с вами очень интересно провели свое путешествие, но нам уже пора возвращаться обратно в наш детский сад. Но прежде, посмотрим, какой музыкальный подарок приготовила нам в благодарность страна сказок?" Включается продолжение видео №2.
Воспитатель:" Ребята, нам пора возвращаться обратно. Подходите ко мне. "
Дети подходят, включается музыка, накрываются покрывалом, говорят волшебные слова: " Покрывалом волшебным в воздухе взмахнем, волшебство появится, из сказки мы уйдем!"
Воспитатель:" Вот мы и вернулись обратно. Скажите мне, пожалуйста, где мы с вами побывали? Что вам больше всего понравилось? Что было трудного?"(Подводит рефлексию)
Дети отвечают.