Вера Олейникова
«Второй наш дом — природа». Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группы.
Тема занятия : «Второй наш дом - природа»
Воспитатель : Олейникова В. В.
г. Усолье-Сибирское, 2017 г.
Публикация «„Второй наш дом — природа“, Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Цель: Создание условий для познавательной деятельности детей через экологическое воспитание дошкольников посредствам приобщения их к природе.
Программные задачи.
Обучающая: Дать детям понять, что природа – это наш общий дом, расширять знания детей о природе, продолжать формировать представление о роли природы в жизни человека.
Развивающие: развивать кругозор, мышление, связанную речь.
Воспитывающие : воспитывать заботливое отношение к природе.
Предварительная работа: загадывание загадок, чтение художественной литературы, беседы, наблюдение за природой.
Материалы и оборудование: Плакат обычного дома и «дома-природа», макет земного шара со следами, письмо от Лесовичка, картина «Полянка», мусор и цветы на магнитах, книга «Правила поведения в лесу», карточки с сравнениями дома природы и обычного дома, песня из мультфильма Бременские музыканты, отрывок из мультфильма «Зима в Простоквашино», мольберты.
Ход занятия
(Воспитатель читает стихотворение)
Наш дом родной, наш общий дом -
Земля, где мы с тобой живём!
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса и горы и моря-
Всё называется - земля!
Воспитатель : Ребята, посмотрите, что это? (ПОКАЗЫВАЮ ПЛАКАТ ЗЕМЛЯ-НАШ ДОМ (Ответы детей.)
Правильно, это наша земля. Наша земля это наш общий дом.
Вот такие следы остаются после нас на земле. Даже если вы их не видите, земля помнит их. И каждый человек, живущий на этой планете, оставляет свой след. Посмотрите, какие следы вы видите на земле. (Ответы детей.) Правильно, большие, маленькие, чистые, грязные.
Воспитатель : Сегодня мы с вами поговорим о том, какой же след мы должны оставить на земле.
Если природа - общий дом, то каждый из вас имеет свой дом. И каждый старается в своём доме поддерживать чистоту и порядок.
Воспитатель :
Вот послушайте:
«Люблю я бегать босиком,
Разбрызгивая лужи,
И оставлять следы потом.
Но солнце землю сушит.
Я на асфальте обведу
Свои следы мелками.
Но ветер тучи принесёт
И смоет их дождями.
А может, краски попросить
И, извозив сандалии, так на дороге наследить,
Чтоб все об этом знали?
А мне в ответ: Земля твой дом.
Грязь разводить не стоит в нём.»
Воспитатель : Дети, какой можно сделать вывод? (Ответы детей.)
Правильно, не только в своём доме, но и в природе нельзя развозить грязь. Земля - общий дом человека. Все люди на свете одна большая семья. И все стараются, что–то сделать для неё, у кого- то получается, у кого-то нет.
Природа позаботилась о том, чтобы Земля всегда была в «порядке».
Ребята, назовите, какие вы знаете природные явления. (Ответы детей.)
Правильно, ветер, дождь, снег, солнце.
Подумайте, как эти различные природные явления помогают Земле выглядеть так?
Например, такое природное явление, как ветер как помогает? (Ответы детей.)
Да. Ветер приносит прохладу, очищает воздух. А что, даёт дождь? (Ответы детей.)
Дождь питает растения, даёт влагу.
Воспитатель : Как помогает Земле снег? (Ответы детей.) Правильно, утепляет землю, покрывает как одеяло, даёт тепло, утепляет деревья, чтобы не замёрзли у них корни.
А как солнце помогает Земле выглядеть именно так? (Ответы детей.) Солнце даёт свет всему живому. Но солнце не только светит, что ещё делает?
Правильно, от солнца исходит тепло, оно греет.
Ребята, каждый из вас живёт в доме со стенами, но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом. Посмотрите на картинки. (показываю дом-природу и обычный дом.)
Так, в какой мы дом попадаем, когда выходим из своего дома? Правильно в дом – природу.
Посмотрите, ребята, на эти рисунки обычного дома и дома природы, давайте мы эти дома сравним.
Отчего в нашем доме бывает светло? (От лампы.)
А что можно сравнить с лампой в природе? (Солнце.)
Но солнце не только греет, значит его можно сравнить ещё с чем?. с плитой, батареей.
В природе идёт дождь, а в нашем доме, что напоминает дождь? (Душ.)
В природе ветер, а в доме? (Вентилятор.)
В доме есть пол, а в природе? (Земля.)
В обычном доме бывают каменные и деревянные стены, а в доме природы? (Горы и деревья.)
У нас горит пламя на газовой плите, а в природе огонь откуда выходит? (Вырывается из вулкана.)
В природе выпадает снег, накапливается лёд на высоких горах, а у себя в обычном доме человек научился делать снег где? (В холодильнике.)
В природе живут какие животные? (Дикие.)
В обычном доме? (Домашние.)
В природе дикорастущие растения, а в доме? (комнатные растения)
Есть замечательный мультфильм «Бременские музыканты», давайте послушаем песню.
С чем они сравнивают цветочный ковёр?
Сосны великаны?
Небо голубое?
Ребята, а ещё на рисунках есть воздух, но мы его не видим.
А зачем нужен воздух, что произойдёт если не будет воздуха? (Ответы детей.)
Воспитатель : Давайте проведём небольшой опыт и узнаем, что произойдёт, если не будет поступать воздух в наш организм. Закройте рукой нос. Вы можете дышать? почему? Воздух нам нужен, без него мы не сможем жить.
Скажите, пожалуйста, кому ещё нужен воздух, кто ещё не сможет жить без воздуха? (Животные, птицы.)
А теперь мы отдохнём и немножко поиграем.
Физкультминутка:
Руки подняли и помахали-
это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем-
Крылья мы сложим назад.
Няня приносит в группу письмо.
Воспитатель : Ребята, давайте посмотрим от кого оно и что там написано.
Здравствуйте, ребята. Пишет вам Лесовичок. Я побывал в своих владениях, в лесу везде слышал жалобные голоса, растений, животных. Все жалобы я записал в Жалобную книгу природы. Ребята, хотите узнать, кто и на что жалуется? Жалуется ёлка, вот её жалоба: «Пусто и одиноко мне в лесу, совсем одна я осталась. А ведь вокруг меня когда- то росли ёлки - красавицы, но под новый год приходят в лес жестокие люди с топорами и вырубили их под самый корешок».
Воспитатель : Можно ли вырубать ёлки? (Ответы.)
Правильно ребята, так же как вы думает пёс Шарик из мультфильма «Зима в Простоквашино». (воспитатель включает нарезку из мультфильма)
Вот ещё одна жалоба от Лесовечка: Ребята, я чуть не забыл, про полянку, которая у меня в лесу. Раньше полянка была у меня очень красивой, но пришли туристы и берёзку на дрова срубили, забросали полянку пустыми банками, фантиками, бутылками.
Воспитатель : Ребята, разве можно так вести себя в лесу? Что нужно сделать? (Ответы детей.) (У воспитателя в руках картинка, где на полянке мусор)
Воспитатель : Надо, ребята, помочь Лесовичку, навести порядок, так как это портит красоту, леса и также эти бутылки могут быть опасны для зверей. Вот какой след оставили после себя туристы. А давайте представим, что вместо каждого мусора был бы цветочек или ягода. (дети на место мусора клеят цветочки.
Молодцы! Помогли Лесовичку, навели порядок у него на полянке.
Воспитатель дальше читает письмо от Лесовичка: Я очень рад, что познакомился с вами, оставайтесь друзьями природы, берегите лес. Я вам дарю свою книгу «Правило поведения в лесу», посмотрите ей и всегда соблюдайте эти правила.
Воспитатель : Помогли мы сегодня Лесовичку, оставили свой добрый след на полянке.
Ребё нок читает стих: (Маша)
Давайте будем беречь планету -
Во всей вселенной похожей нету.
Во всей планете только одна
Для жизни и дружбы она нам нужна!
Сегодня, ребята, мы с вами говорили о том, что наша природа нуждается в нашей защите. Вы хотите стать друзьями и защитниками природы? А что вы будете делать для этого? Тогда пообещаем беречь природу и постарайтесь сделать так, чтобы ваш след был на Земле полезен!
А сейчас я предлагаю вам посмотреть книгу правил, которую передал нам Лесовичок.