Приходько Наталья
Конспект занятия «Лунтик знакомится со звуками»
▼ Скачать + Заказать документы
Лунтик знакомится со звуками
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Продолжать закреплять умения составлять слоги с согласными звуками «В», «Ф», подбирать слова на заданный слог.
2. Отрабатывать умение выделять гласные звуки «А», «О», «У», «Ы», согласный звук «Ф» в конечной, начальной позиции и середине слова, звук «В» (только в позиции начало и середина слова, соотнося их с нужными символами звука.
Публикация «Конспект занятия „Лунтик знакомится со звуками“» размещена в разделах
3. Продолжать закреплять умения детей подбирать слова с определённым местоположением звука в слове.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Совершенствовать фонетико-фонематическое восприятие, развивать слуховое внимание, память, зрительное восприятие.
2. Развивать артикуляционный аппарат на материале выполнения артикуляционных упражнений.
3. Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением, дыхание.
Коррекционно-воспитательные задачи.
1. Воспитывать навыки сотрудничества со сверстниками и педагогом.
2. Воспитывать звуковую сторону речи.
Оборудование. Демонстрационный материал:
– аудиозапись звуки природы, фрагмент из мультфильма «Лунтик и его друзья», предметные картинки, картинки-подсказки, наборное полотно, карточки с ритмичным рисунком ударения, фигурка гнома Тома, символы гласных и согласных звуков, интерактивный сенсорный стол, игры на интерактивном сенсорном столе, игра «Хрюшка-копилка» («Мерсибо» развивающие интерактивные игры, игра «Составь слог и придумай слово», карточка-схема к игре «Снеговик», ковролиновый коврик, елка.
Раздаточный материал: коробка, снежинки, зеркала по количеству детей, карточки новогодние игрушки (фасоль, телефон, фонарь, шарф, флаг, фрукты, ваза, волк, сова, диван, варежки, ворона, карточки-схемы позиции звука в слове, ледянки с картинками (волк, сова, диван, флаг, туфли, шарф).
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Учитель-логопед: Ребята, снежинки прилетели к нам на окошко! Посмотрите на одной снежинке загадка. Попробуем её отгадать? Слушайте загадку:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Это…. ?
Дети: Зима!
Учитель-логопед: (включает аудиозапись). А что это шумит? Когда можно услышать эти звуки природы.
(Звуки природы : вьюга, метель, скрипит снег).
Дети: Эти звуки природы можно услышать зимой.
Учитель-логопед: Интересно, какие же звуки вы услышали?
Дети: Звуки метели, вьюги, снег скрипит.
( Слышится голос: «Ой, а я таких звуков никогда не слышал»).
II. Основная часть.
Учитель-логопед: Ребята, кто это говорит? (Подводит детей к интерактивному сенсорному столу). Ах вот это чей голос! Ребята, вы узнаёте, кто это! (Педагог жестом указывает на Лунтика.)
Дети: Это наш друг Лунтик.
Учитель-логопед: Ребята, как вы думаете, что на этот раз интересует Лунтика?
Дети: Наверное, он ничего не знает о зиме.
Учитель-логопед: Мы сейчас послушаем Лунтика и узнаем.
(Видеофрагмент из мультфильма «Лунтик и его друзья» с наложенным текстом, где Лунтик рассказывает, как ему нравится бывать на занятиях, играть и узнавать много нового. Например, что такое зима, как играть со звуками. Просит, чтобы ребята ему рассказали, научили его играть.)
Учитель-логопед: На дворе зима, дует сильный ветер, кружатся снежинки и Лунтику хочется узнать, а можно ли поиграть со снежинками?
Дети: Да, можно поиграть со снежинками.
Учитель-логопед: Лунтик, посмотри, ребята тебе покажут, как можно поиграть со снежинками.
Ребята, возьмите по одной снежинке из коробочки, выпрямитесь, вытяните ладошку, поднесите ладошку ближе к губам, губки вытяните вперёд – вдох через нос, выдох через рот, сдуваем снежинку с ладошки. Играем в игру: “Весёлые снежинки” (3-4 раза).
Учитель-логопед: Молодцы, положим снежинки в коробочку. В коробочке ещё что-то лежит! Посмотрите, да это наши зеркала! Поиграем в игру «Волшебное зеркало».
Садитесь на коврик по удобнее (дети садятся полукругом, возьмите каждый по одному зеркалу. Помогут нам играть картинки-подсказки (упражнения артикуляционной гимнастики, карточки расположены по углам и центру наборного полотна, ещё одну педагог держит в руках, на какую картинку я укажу указкой, то упражнение и будите выполнять. Внимание, выпрямите свои спинки, возьмите правильно зеркало, начинаем игру….
Дети выполняют упражнения.
Учитель-логопед: Молодцы, положите зеркала в коробочку, встаньте. Зимой выпадает много снега, а что любят лепить из снега дети, расскажите Лунтику.
Дети: Из снега дети любят лепить снеговиков, снежные крепости и снежки.
Учитель-логопед: Поиграем в снежки. Маленький комок попадает в цель вы радуетесь и говорите «ВА», большой комок- «ФА». (Выставляет поочерёдно карточки с ритмичным рисунком ударения).
Дети «играют» в снежки, произнося слоги в соответствии с ритмичным рисунком ударения.
Учитель-логопед: Ребята, чем похожи слова, которые вы произносили в игре?
Дети: У них есть гласный звук А.
Учитель-логопед: Какие гласные звуки вы ещё знаете?
Дети: Гласные звуки О, У, И, Ы.
Учитель-логопед: Ребята, а вы знаете слова, в которых «живут» гласные звуки в начале, середине, конце слов?
Дети: Да, знаем.
Учитель-логопед: Подойдите к сенсорному столу. Поиграем в игру «Хрюша-копилка» по цепочке.
Дети подбирают слова на заданный гласный звук.
Учитель-логопед: Ребята, нас кто-то ждёт (педагог обращает внимание детей на ковролиновый коврик, жестом руки. На коврике фигурка гнома, елочка и символы звуков «В» и «Ф»).
Дети: Нас ждёт гном Том, с которым дружат все твёрдые согласные звуки.
Учитель-логопед: А рядом с ним елочка, на которой символы звуков, каких, Тимофей?
Тимофей: Символ звуков твёрдых согласных : «В» и «Ф».
Учитель-логопед: Ребята расскажите Лунтику, зачем елочка Тому?
Дети: Скоро Новый год, его встречают все с нарядной елкой.
Учитель-логопед: Елка у гнома не нарядная, но в нашей коробочке есть новогодние игрушки. Что мы можем сделать?
Дети: Нарядить для Тома елку.
Учитель-логопед: Вы обратили внимание на то, что на елке справа есть символ звука «В», а слева-символ звука «Ф». Как вы думаете, что это значит?
Дети: Справа мы повесим игрушки, в названии которых «живёт» звук «В», слева – игрушки, в названии которых «живёт» звук «Ф».
Учитель-логопед: Правильно. Берёте по одной игрушке, называйте её и вешаете на елку, в соответствие с символом.
Дети украшают елку.
Учитель-логопед: Молодцы, елку вы нарядили, а кого можно под ёлочку поставить.
Дети: Под елочку можно поставить Снегурочку, Деда Мороза, Снеговика.
Учитель-логопед: Снеговика можно ставить под елочку, а ещё с ним можно играть. Поиграем в игру «Снеговик», вот наши схемы-подсказки для игры.
Физкультминутка с опорой на схему.
«Снеговик»
Давай, дружок, смелей дружок,
Кати по снегу свой снежок,
Он превратился в снежный ком,
И станет ком снеговиком,
Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла,
Но солнце припечет слегка
Увы! – и нет снеговика. - пружинка с поворотом.
- руками описать большой круг.
- прыжки на месте
- развести руки в стороны
- показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, встают прямо, держа воображаемую метлу
– медленно приседают
– разводят рук, пожимают плечами.
Учитель-логопед: Ребята, посмотрите на интерактивном сенсорном столе Лунтик показывает вам снежки, на которых символы согласных звуков «В» и «Ф», гласных звуков «А», «О», «У» -это игра «Составь слог и придумай слово». Нужно «подкатить» комок к комку, чтобы получился слог, затем придумать слово с эти слогом. Но Лунтик не знает звуков и играть в такую игру не может. Как быть?
Дети: Мы поможем, научим Лунтика составлять из звуков слоги и придумывать слова.
Учитель-логопед: Играть должны указательными пальчиками правой и левой руки одновременно. Играем парами.
А чтобы пальчики ваши стали ловкими и послушными, поиграем в игру «Зима».
Ветер холодный пригнал облака
И затянулось все небо с утра
Лужи замерзли, притихла земля
Лег первый снег, наступила зима – последовательно соединять пальцы правой руки с большим «колечки»;
– последовательно соединять пальцы левой руки с большим «колечки»;
– последовательно соединять пальцы обеих рук с большим;
- последовательно соединять пальцы обеих рук с большим;
Дети: Играют в пальчиковую игру.
Учитель-логопед: Встали парами у сенсорного стола, играем в игру «Составь слог и придумай слово».
Дети составляют слоги на экране сенсорного стола, называют их и придумывают слово с этими слогами (ва-вата, вафли, во-волк, воет, фа-фартук, факел, фу-футбол, фо-фокус и т. д.).
Учитель-логопед: Посмотрите на ковре лежат ледянки с картинками. Вам надо найти ледянку с картинкой, в названии которой имеется изображённый символ звука, и живёт этот звук в слове там, где он указан на карточке-схеме.
Дети по карточке-схеме дети находят свои ледянки.
Учитель-логопед: Уходя на прогулку вы сможете взять ледянки, которые вы нашли и покататься на них.
III. Итог.
Учитель-логопед: Ребята, интересно сегодня играли с Лунтиком? Лунтику мы помогли, научили его играть?
Дети: Да, помогли.
Учитель-логопед: Как вы оцениваете свою помощь Лунтику, отметьте на светофорчике. Наше занятие окончено, спасибо ребята.