анна алымова
Конспект открытого занятия «день народного единства»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми
в подготовительной группе.
«ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»
Цель:
• формировать у детей понятия «МЫ - РОССИЯНЕ» - единый многонациональный народ нашей общей родины – России;
• воспитывать у детей чувство глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации, чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей;
Публикация «Конспект открытого занятия „день народного единства“» размещена в разделах
- День народного единства, 4 ноября
- День народного единства. Конспекты занятий к 4 ноября
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
• знакомить с разными народами, проживающими на территории РФ.
• знакомить с национальным костюмом, песнями, предметами быта народов России.
• Создать предметно-развивающую среду, способствующую этому воспитанию.
•
Задачи:
• углублять и уточнять представления о Родине — России;
• о государственных праздниках, о собственной принадлежности к государству;
• воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину.
• формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.
• обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх, кухни, костюмах, сказках народов России.
• воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.
• формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.
• развивать умения рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
•
Материалы: русский национальный костюм, мини – музей предметов быта русского народа, иллюстрации на данную тему.
Ход занятия:
.Наша родина Россия - самое большое государство мира. Её население составляет 143 030 106 человек. В России проживают представители более 160 национальностей, которые говорят более чем на 100 языках. Много людей живет в нашей стране, много народов, но все они живут единой семьей, помогают друг другу.
Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России.
4 ноября 2005 года впервые стал отмечаться праздник «День народного единства». Откуда же пришёл к нам этот праздник. Он имеет большую и древнюю историю: в начале 16 века Россия была захвачена польскими и литовскими войсками. 1 ноября 1612 года бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского с иконой Казанской Божией Матери подняли восстание в Москве против захватчиков, и 4 ноября гарнизон польских и литовских ушёл из Москвы. Простой ремесленник Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский сумели воедино собрать русский народ и противостоять врагу, прогнать его с родной земли. Это не просто собрать воедино народ, ведь Россия многонациональная страна.
Каких народов только нет
В стране великой нашей:
Как пестрый солнечный букет,
Калмыки и чуваши,
Татары, коми и мордва,
Башкиры и буряты —
Всем скажем добрые слова,
Любому будем рады.
Прекрасен горный край Кавказ
Здесь разные народы.
На Крайнем Севере у нас
Живут оленеводы.
Вот кабардинец на коне,
Вот рыболов тунгусский,
Но больше всех у нас в стране
Кого? Конечно, русских!
-Дети расскажите о своей национальности. (ответы детей).
- Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна.
Как вы думаете, сколько разных народов проживают в России? Более ста шестидесяти. А чем народы отличаются друг от друга? Они могут отличаться внешностью. Например, у одних кожа темная, смуглая, а у других розовая; у одних волосы светлые, глаза голубые или серые, а у других волосы черные, глаза узкие и карие. У народов России разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые национальные костюмы. Даже любимая еда у всех разная. Например, жители Кавказа любят шашлык, татары по праздникам готовят чак-чак, народы Крайнего Севера для дорогого гостя приготовят блюда из рыбы и оленины, русские угостят румяными блинами. И жили и живут в разных жилищах : русские в бревенчатой избе и белокаменном тереме; чукчи в юрте, сделанной из кожи оленей. Каждый народ говорит на своем языке. Самый многочисленный в России — русский народ, поэтому русский язык является главным в нашей стране: на нем разные народы общаются между собой.
У каждого народа своя культура - песни, сказки, игры. Но у всех у нас одна Родина – Россия.
Перечислите отличия народов друг от друга (ответы детей – внешность чертами лица, национальная кухня, национальный язык, жилище, культура, национальный костюм.).
А сейчас для вас выступит Нина Павловна Абрамян с русской народной песней.
(исполняется русская народная песня).
- Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? ( Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.)
- Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы считаете, почему? (На Севере очень холодно.)
- Как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду? (Одежда чукчей сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должна быть тёплой и удобной.)
- Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой.
- Посмотрите, что особенного в национальном костюме народа Хакасии? (На голове у женщины обязательно головной убор – бархатная шапочка, длинное яркое платье, жилет с красивым геометрическим орнаментом.
- Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.
Очень давно, когда простой народ не мог читать и писать, сочиняли сказки, вот поэтому сказки и называются народные. Давайте вспомним название русских народных сказок (ответы детей - колобок, курочка ряба, царевна лягушка, Хаврошечка, гуси – лебеди,).
Маленькие дети играли в задорные подвижные игры:
- «Гуси лебеди»;- «Горелки»;- «Заря-заряница»;- «Краски»;- «Пятнашки», «Бирюльки», «Колечко».
Игра с детьми в «Бирюльки», «Колечко».
Пели песенки и кричали заклички - «божья коровка полите на небо»
Знали много пословиц и поговорок о дружбе, о родине, о маме, о природных явлениях и приметах. (спросить о природных приметах – стая ворон кружит в небе и кричит).
Послушайте пословицы, как вы думаете о чё м они:
- «Родина краше солнца, дороже золота».
- «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша».
- «Смело иди в бой, Родина за тобой».
А вот эти:
«Один в поле не воин»
«Одна пчела не натянет много мёда»
«Друг за друга стой – выиграешь бой»
Воспитатель читает стихотворение Гусева «Берегите Россию».
Берегите Россию,
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе,
И родное оконце
В позабытом селе!
Песня «У моей России длинные косички».
Подвести итог занятия : 1. Имена предводителей восстания;
2. отличия народов друг от друга.
3. пословицы.
Список использованной литературы:
1. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М:. «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 112с.
2. Ботякова О. А. Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи. Фольклор. ДОУ – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. – 32с., + цв. Ил.
3. Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – 3-е изд., испр. И доп. – М. : АРКТИ, 2005. – 184с. (Развитие и воспитание дошкольника).
4. Е. А. Позднякова Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий / авт. -сост. Е. А. Позднякова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 148с.
5. Козлова С. А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. / С. А. Козлова Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. / Л. И. Катаева. – М. : «ЛИНКА-ПРЕСС» 2000г. – 224с. : ил.
6. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2005. – 192с. (Серия «Вместе с детьми.)
7. Логинова Л. В. Что может герб нам рассказать… (Нетрадиционные формы работы по патриотическому воспитанию.) – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 72с. : ил.
8. Журналы «Куклы в народных костюмах». Выпуски №1 -100. Издатель, учредитель, редакция: ООО «Де Агостини». Россия г. Москва