Светлана Кудаева
Конспект занятия для старшей группы «День народного единства»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект для дошкольников старшей группы
Тема: «День народного единства»
Цели: знакомить детей с историей славянской культуры, познакомить с русским народным костюмом. Формировать чувство патриотизма. Приобщать к народному культурному опыту посредством изготовления традиционной тканевой куклы, развивать эмоциональную отзывчивость.
Публикация «Конспект занятия для старшей группы „День народного единства“» размещена в разделах
- День народного единства, 4 ноября
- День народного единства. Конспекты занятий к 4 ноября
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Задачи: Познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида.
Развивать творческие способности, вовлекая детей в исполнение речевых игр, танцев и песен, тем самым, доставляя детям радость и удовольствие от занятия.
Учить детей передавать эмоциональную окраску песен путём выразительных средств исполнения.
Организовать весёлое непринуждённое общение детей и взрослых
Воспитывать интерес и уважение к русской культуре.
Методы: игровые, словесное воздействие, беседа, поощрение, художественное слово.
Формы и виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, изобразительная, восприятие художественной литературы, музыкальная, двигательная.
Ход мероприятия:
В некотором царстве в некотором государстве жили-были мужик да баба и были у них дети братец Иванушка и сестрица Алёнушка. Была у них большая изба да прялка (дети проходят в избу)
(Сестрица шьёт костюмы)
Иванушка: Алёнушка, поиграй со мной мне скучно и игрушек у меня нет.
Алё нушка: Некогда, мне, братец. Давай я тебе сделаю куклу-пеленашку и ты поиграешь (показывает и рассказывает об этой кукле)
Алё нушка: Кукла пеленашка- детская кукла, которой играли детки. Она самая простая делали её из свернутого лоскута, на котором завязывали платок и тряпочку и она была очень похожа на спеленатого младенца. (в ходе рассказа Алёнушка делает пеленашку) Все детские куклы являлись оберегами, которые обязательно делали без иголок и ниток. Куклы-обереги ещё делали из соломы, щепок, полешек, каждый лоскуток шел в дело. Вот и готова игрушка.
Алё нушка: Русская, тряпичная куколка простая
Славила Россию игрушка удалая.
Бодрая, весёлая очень озорная,
А по нраву русская, значит нам родная
В этих куклах доброта и грусть,
Они помнят Киевскую Русь.
Мы берём этих кукол в руки-
Оживают истории звуки…
Посадила Алёнушка братца под окно на травку, чтобы он игрался, а сама пошла в избу работать-русские народные костюмы шить. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли на крыльях.
Гуси-лебеди: Мы улетаем, полетели с нами, и мы покажем тебе красоты России. (на интерактивную доску выводится картинка «Россия и народы»)
Гуси-лебеди: Смотри Иванушка, мы летим над центральным районом России (спускаются)
Иванушку встречают дети.
1й ребё нок:
Цвети и красуйся,
Родная земля!
Русским танцем своим
Мы славим тебя.
2й ребё нок:
Мы покажем для друзей
Русский танец ложкарей.
Танец ложкарей
Иванушка: спасибо вам за танец, а какие красивые расписные ложки у вас! Русская красавица полетели вместе с нами!
И полетели гуси-лебеди дальше смотреть красоты России вместе с Иванушкой и русской красавицей
Гуси-лебеди: Иванушка, мы летим над Кавказом России (спускаются)
Джигит: Здравствуйте, гости дорогие. Приглашаем вас в наш круг (звучит задорная мелодия на кавказскую тематику) – игра «Платочки»
Иванушка: Мне так у вас понравилось, вы такие веселые и добрые! (приглашает Джигита с собой в гости.)
Гуси-лебеди: Видишь Иванушка, какая у нас огромная страна, сейчас мы летим над Уралом России (спускаются)
Удмуртская красавица встречает гостей с подарками, сделанными вручную куклами.
Девочка: Удмурты умеют делать магические куклы. Это куклы-закрутки, которые являлись оберегами. Ткань закручивают, перевязывают, и получается головка, туловище и руки. На куклу надевают платок и платье. Куклам не рисовали лица. Существует поверье, что в нарисованное лицо может вселиться чужая душа, а с ней и беда. Такую куклу клали новорожденному в изголовье, чтобы уберечь его от порчи. Оберег готов. Девочка дарит детям кукол.
Иванушка: спасибо за подарки я покажу своей сестре, полетели с нами любоваться Россией.
Гуси-лебеди: Иванушка, чувствуешь, как похолодало, мы летим над севером России (спускаются)
Нанаец встречает гостей
Нанаец: Здравствуй Иванушка, мы очень рады, что ты к нам прилетел, мы приготовили для тебя сказку (инсценировка сказки «Человек и собака» (ненецкая сказка)
Жила в лесу собака. Скучно ей стало одной жить. Пошла она себе товарища искать.
Идет раз собака по лесу, а навстречу ей бежит заяц. Собака и говорит:
- Зайчик, давай вместе жить!
Зайчик отвечает: - Что ж - давай!
Стали они жить вместе.
Настал вечер. Легли спать. Вот ночью собака залаяла. Заяц проснулся, испугался и говорит:
- Зачем ты лаешь? Придет волк и съест нас.
Как услышала это собака, подумала : «Плохого нашла я себе товарища. Трусливое у зайца сердце. Волк, наверное, никого не боится».
И пошла собака по лесу волка искать.
Долго ли, коротко ли шла, навстречу ей бежит волк.
Собака волку и говорит:
- Волк, давай вместе жить!
А волк отвечает - Что же, - давай!
Наступил вечер, легли они спать. Заснул волк. В самую ночь залаяла собака.
Проснулся волк, испугался. Стал собаку бранить:
- Зачем ты лаешь? Придет медведь и съест нас.
Как услышала это собака, подумала: «И волк не очень то силен, если медведя боится. Медведь, наверное, всех сильнее».
И пошла собака по лесу медведя искать.
Долго ли, коротко ли шла, навстречу ей медведь.
Собака и говорит:
- Медведь давай жить вместе!
- Что же, - отвечает медведь - давай!
Как завечерело, легли спать. Заснул медведь. В самую полночь залаяла собака. Проснулся медведь, испугался. Стал собаку бранить:
- Зачем ты лаешь? Придет человек с ружьем и убьет нас. У человека ружье есть.
Как услышала это собака, подумала: «И этот трус. Не годится он мне в товарищи. Вот человек, наверное, никого не боится».
И побежала собака человека искать.
Долго ли, коротко ли шла, встретила человека. Он в лесу на охоте был.
Собака и говорит:
- Человек, давай вместе жить!
- Давай, - ответил человек. И стала собака жить вместе с человеком и во всём помогала ему.
Иванушка: спасибо вам за интересную сказку
Иванушка приглашает Нанайца с собой.
Полетели, домой, а то сестрица уже волнуется обо мне. Подхватили гуси-лебеди детей и полетели домой, а там Алёнушка встречает гостей с караваем и солью. Алёнушка выносит русские народные костюмы и одевает гостей. Рассказывает о русском национальном костюме.
Основа русского костюма-это вышитая рубаха и штаны-порты, порты были тёмного цвета и заправлялись в сапоги. Рубаха была широкой, и мужчины подвязывали поясом.
Женщины носили сарафаны красного цвета, они были длинными и украшенными вышивкой. В народных песнях и танцах женщин называли лебёдушками.
Алё нушка: Берёзка – символ России…
Ах, Россия моя, где слова отыскать,
Чтобы в песне моей о тебе рассказать:
О ромашках, озерах, бескрайних лесах,
О полях, о просторах, о светлых мечтах!
(звучит «Во поле береза стояла» Русская народная песня девочки встают в хоровод)
Джигит:
Как повезло тебе и мне:
Мы родились в такой стране,
Где люди все – она семья:
Куда ни глянь – кругом друзья!
Нанаец
Народы как одна семья,
Хотя язык их разный,
Все - дочери и сыновья
Своей страны прекрасной!
Рассказчик. Все мы разные: мы говорим на разных языках, поём разные песни у нас различная национальная культура и традиции, но мы одинаково любим землю, на которой живём, и для всех нас Россия является Родиной. Все мы – россияне.
Все вместе: Мы разные, как небо и земля.
Мы слеплены из разных видов теста.
Две мачты одного мы корабля.
Мы разные, но все-таки, МЫ вместе!