Ирина Созыкина
Конспект открытого занятия «Бабушкины куклы» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия «Бабушкины куклы» в подготовительной группе
Подготовила воспитатель подготовительной группы №6 МАДОУ ДС №355 Созыкина И. А.
Цель: Познакомить дошкольников с традиционной народной игрушкой – тряпичной куклой.
Задачи:
1. Обогащать знания дошкольников об истории возникновения тряпичных кукол.
2. Формировать знания о разнообразии и значении традиционной русской куклы.
3. Учить детей изготавливать кукол своими руками.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
4. Закрепить на примере изготовленных кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа.
5. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа.
6. Нацелить детей на создание места, где будут храниться куклы, создать мини-музей кукла.
Ход занятия:
Тихим фоном звучит музыка, воспитатель обращает внимание детей на куклу Машу.
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Посмотрите, какая меня кукла, какая она красивая, нарядная, какие у нее бантики, юбочка. Куклами очень любят играть девочки. А у вас есть любимые игрушки? Какие они?
Дети рассказывают о своих любимых игрушках.
Воспитатель: А хотели бы вы узнать, в какие куклы играли ваши прабабушки?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда я приглашаю вас совершить путешествие на несколько веков назад, в Древнюю Русь.
Кукла проводит детей через волшебные ворота, на которых написано «Древняя Русь», и все попадают в русскую избу, где их встречает Марья-искусница в народном костюме.
Марья-искусница: Здравствуйте, детушки милые,
Соколики пригожие, да какие все хорошие:
Губки – ягодки, глаза – пуговки,
Щечки аленьки, все кудрявеньки.
Спасибо, что мимо не прошли, ко мне в гости зашли.
Проходите, рассаживайтесь поудобнее.
Дай Бог тому, кто к нашему дому,-
Дорогим гостям, милым детушкам.
Наделил бы нас Господь и житием, и бытием,
И здоровьицем!
А для дорогого гостя и ворота настежь.
Дети отвечают пословицами и поговорками о гостеприимстве:
- много гостей, много новостей.
- какого гостя позовешь, с таким и побеседуешь.
- гостю почет, а хозяину честь.
Марья-искусница: Ну какие же вы молодцы! Сколько мудростей народных знаете! Ну что ж, давайте знакомиться. Меня зовут Марья-искусница, а как вас зовут?
Ответы детей.
Марья-искусница: Ой, ничего не поняла. А вот мне поможет мой волшебный клубочек. Мы будем его передавать друг другу, да друг друга ласково называть.
Дидактическая речевая игра «Назови друга ласково»
Марья-искусница: Ну вот мы и познакомились. Теперь я знаю, как вас зовут, какие красивые у вас имена, как ласково вы друг друга называете. А теперь проходите, не стесняйтесь, поудобнее располагайтесь, да рассказывайте, зачем ко мне в гости пожаловали.
Дети рассаживаются и говорят, что хотели бы узнать, какими игрушками играли их бабушки и дедушки.
Марья-искусница: Да, милые мои, жизнь сейчас такая быстрая и сумбурная, что многое мы забыли, многое растеряли. Давайте собирать по крохам то, что уцелело. А поможет в этом нам старинный бабушкин сундук. Много в нем хранится добра, много интересного может он нам рассказать. Давайте заглянем в него и узнаем, что же в нем хранится. (открывает сундук) Ой, да здесь куклы! Да какие красивые! (рассаживает кукол). Традиционной игрушкой на Руси даже в самых бедных семьях была тряпичная кукла. Ребята, а что вы знаете об этих куклах?
Дети рассказывают о народных приметах про игру в куклы, рассказывают поговорки:
- Если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток; если же небрежно обращаются с игрушками – быть беде.
- раньше верили, что куклы приносят хороший урожай, особенно если с ними играют взрослые девушки;
- в кукол играли мальчики и девочки, кукол им делали мамы, бабушки, старшие сестры, а с пяти лет девочки могли делать кукол сами;
- тряпичная кукла чаще всего – это изображение женской фигуры;
- кто в куклы не играл, тот счастья не знал;
- с куклами возиться - бытию учиться.
Марья-искусница: А из чего же делали кукол?
Дети отвечают на вопрос
- кукол делали из старой, уже поношенной одежды;
- использовать ножницы или иголки было нельзя;
- кукол делали безликими, чтобы у них не было души и в ней не поселились злые духи;
- девочки старались украсить своих кукол фартучком, пояском, ленточкой, бисером, вышивкой.
Марья-искусница: Правильно, касатики мои! А знаете ли вы, что кукол было много, и каждая из них имела свое предназначение? Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Далее следует рассказ о некоторых куклах и их характерных особенностях (можно поручить детям).
Кукла «Кубышка – травница». Она наполнена целебными травами. Считалось, что если кто-то в семье заболел, то с этой куклой нужно ходить по всему дому, разминать травы пальцами, тем самым оздоровляя воздух. После чего куклу клали в кровать к больному. Такая кукла не только станет отличным украшением для дома, но и будет оберегать дом от напастей. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница.
Кукла «Крупеничка». В ее основе - холщовый мешочек с гречихой, украшенный нитями, тканями. В тех местах, где с гречихи не было, ее заменяли горохом и другими крупами, и назывались уже эти куклы по-другому - Зерновушка, Горошинка). Такая кукла приманивала в дом достаток, обещала хороший будущий урожай и прибавление в семействе.
Кукла «Колокольчик» - куколка добрых вестей. Родина куколки - Валдай. Оттуда и пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко. У куколки три юбки, и своей формой она напоминает колокольчик. Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение. (Рома С.)
Кукла «Желанница» предназначалась для девочек и женщин. Эта кукла делала свою хозяйку счастливой, выполняя все ее заветные желания. Но прежде чем просить куклу о чем-то, нужно было сделать ей подарок в виде какого-либо украшения. Это могли быть ленты, бусы, колечки. После чего куклу надо было похвалить, отметив ее красоту и ладность, и только после этого можно было рассказать кукле о своей заветной мечте и попросить ее исполнить. Если все было сделано правильно, искренне и честно – то все задуманное сбудется. (Влада К.)
Марья-искусница: Молодцы, ребятушки! Все вы верно сказали. Только засиделись мы с вами что-то, надо ручки-ножки нам размять, да в игру веселую сыграть.
Игра-разминка: «Веселый хоровод»
Дети выбирают ведущего. Он становится в центр круга. Держась за руки, играющие двигаются простым шагом в правую сторону, ведущий идет им навстречу, произносят текст:
Звенит веселый хоровод,
Все шире круг у нас,
И тот, кто в этот круг войдет,
Станцует нам сейчас.
Дети останавливаются, хлопают.
Ведущий исполняет движения, которые за ним повторяют все дети. Движения могут быть различными, в зависимости от фантазии ведущего: подскоки, приседание, повороты и т. д. При повторе игры выбирается новый ведущий.
Марья-искусница: Ох и веселые же вы ребятишки! Чтобы немного дух унять, хочу я вам предложить научиться самим делать тряпичных кукол. По вечерам в деревнях девушки собирались вместе и занимались рукоделием. Вои и я приглашаю вас порукодельничать, пусть каждый из вас в память о нашей встрече сделает себе по куколке. (Дети рассаживаются за столы, на которых лежат лоскуты ткани, нитки, ножницы, технологические карты по изготовлению куклы из ткани). А чтобы работа у нас спорилась, давайте сначала мы разомнем наши пальчики (пальчиковая гимнастика «Кукла»):
Раз, два, три, четыре!
Куклу сшить себе решили.
Шили-шили, шили-шили,
Нитка длинная, игла.
Будет кукле голова,
Будет кукле платье,
Станем с ней играть мы!
Марья-искусница: А делать мы свами будем куклу «Пеленашку».
После рождения ребенка к нему в кроватку подкладывали особую куколку. Делали ее из куска ношеной домотканой одежды. Такая одежда несла в себе тепло человека, и это тепло передавалось кукле, вместе с частичкой жизненной силы человека. Такая кукла служила и оберегом от сглаза. Гости смотрели на ребенка и на куклу и говорили, обращаясь к кукле, - «Ой, до чего кукленок-то хорош!», чтобы не сглазить ребенка. «Пеленашку» нельзя было мастерить с помощью иголки или ножниц - это могло "поранить куклу" и повредить, а ведь в такую куклу вкладывалась материнская любовь и забота. Сначала такую игрушку клали в пустую колыбельку - чтобы она обжилась там. А затем укладывали ее рядом с малышом, приговаривая «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой!».
Начинается процесс изготовления народной куклы, воспитатель наблюдает за работой детей, поощряет, подсказывает, тихим фоном звучит народная музыка.
Марья-искусница: Посмотрите, какие замечательные, очень красивые куклы у вас получились. Давайте поднимем их вверх и покажем друг другу.
Ребята, а ведь нелегко нам было трудиться, правда? А какие пословицы и поговорки знаете вы о труде?
Дети рассказывают пословицы и поговорки о труде:
- без труда не вытащишь и рыбку из пруда;
- долог день до вечера, коли делать нечего;
- терпенье и труд все перетрут;
- под лежачий камень и вода не течет.
Марья-искусница: Молодцы, ребятки. А я на прощанье скажу вам такие слова:
Трудись, покамест служат руки,
Не сетуй, не ленись, не трусь.
За все твои дела и муки
Тебе спасибо скажут внуки,
Тебе спасибо скажет Русь!
Воспитатель: Ну что ж, ребята, вот и подошло к концу наше путешествие в Древнюю Русь. Мы вернулись в XXI век. Ребята, понравилось вам наше путешествие? А что запомнилось больше всего?
Ответы детей.
Воспитатель: Я рада, что вам понравилось, и куклы у вас получились просто замечательные! А напоследок я бы хотела, чтоб вы услышали стихотворение о народной кукле.
Народная кукла.
Куколка народная – чудо из чудес!
Нет тебя пригожее и милее нет.
Мама дочке делала, всё тепло вложив…
Лоскуток к лоскутику примотав, не шив.
Чтоб уколов не было от судьбы лихой.
Чтоб счастливой доченька выросла большой.
Чтоб была подруженькой кукла ей всегда
И беду и радости с ней всегда деля.
Пусть живут традиции на Руси моей!
Пусть играют в куколки доченьки детей!
Лупанчук О. Ю.