Галия Кубжасарова
Конспект открытого занятия «Мой дом — Челябинская область»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Мой дом - Челябинская область»
Кубжасарова Галия Исламовна
Тема: «Мой дом - Челябинская область».
НОД в рамках реализации программного содержания темы «Мой город, мой край».
Основной вид деятельности. Познавательная деятельность.
Форма деятельности. Совместная деятельность взрослых и детей.
Форма проведения. Виртуальное путешествие.
Публикация «Конспект открытого занятия „Мой дом — Челябинская область“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Челябинская область, Челябинск
- Темочки
Цель:Расширять представления детей о родном крае.
Интеграция содержания образовательных областей.
Социализация. Продолжать формировать интерес детей к «малой Родине». Знакомить с легендами и сказаниями Уральского края. Познакомить детей с гербом и флагом Челябинской области.
Познание. Расширять представления детей о диких животных и птицах Челябинской области.
Безопасность. Формировать у детей предпосылки экологического сознания, напомнить правила поведения в лесу.
Коммуникация. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Продолжать развивать речь как средство общения. Развивать слуховое внимание, память детей.
Материалы к деятельности. Аудиозаписи «Сказочный Урал» (группа «Карамель», презентация «Мой дом – Челябинская область».
Ход деятельности.
1. Звучит первый куплет песни «Уральский хоровод», в исполнении группы «Карамель»
В сказочном Урале мы живём,
Так привольно нам в краю родном.
Горы и вершины, реки и долины,
Нам всегда ласкают взор.
Сосны исполины, кедры и рябины,
Манит нас лесной шатёр.
Зеленей, расцветай мой родимый край,
Зеленей, расцветай мой родимый край.
— А вы хотели бы увидеть наш сказочный Урал? (ответы детей)
— Как нам осуществить свою мечту? Дети предлагают свои варианты
2. Планирование деятельности.
— Мы можем отправиться в виртуальное путешествие.
— Как вы думаете, что для этого необходимо? (ответы детей)
— Вы не возражаете, если я буду экскурсоводом?
Вместе с детьми вырабатываются правила путешествия.
3. Виртуальное путешествие (презентация)
— Наше виртуальное путешествие начинается. Сначала мы отправимся в прошлое. Послушайте «Сказ об Урале». («Сказ об Урале» Н. Агапова)
Давно это было. Жил в городе Санкт-Петербурге царь-государь. Звали его Петром I. Умный был царь, много читал, много учился и много работал. Слуги Петра I поехали по России-матушке в солдаты мужиков звать, да и в наш Уральский край заглянули. Едут полем, едут лесом, едут мимо рек быстрых, озер глубоких да гор высоких. Вдруг лошади встали и не могут идти дальше, будто к земле приросли. В это время ехал мимо на лошади уральский мужик. Спрашивает он у солдат, кованые ли у коней копыта. Копыта лошадей защищают железные подковы. Глянули слуги на лошадь мужика, а она не кована. Идёт себе лошадь по дороге, а лошади слуг Петра I стоят на месте и не могут идти дальше. Испугались слуги, вернулись к царю и рассказали, что горы на Урале чудные, волшебные. Коней кованных к себе притягивают, идти дальше не дают. Понял царь, чем богаты Уральские горы. И послал он людей учёных в тот волшебный край. Вот они ему ответ шлют: много на Урале лесов, рек, озер, руды железной, золота, а каменьев самоцветных видимо-невидимо.
— Никто бы не увидел эти богатства, если бы не уральцы-труженики. Уральцы добывают железные руды, золото, самоцветы из Уральских гор. Уральцы создают прочные и красивые изделия. Про Урал говорят: «богатимо богат» – богат и славен наш Урал. И мы с вами счастливы, что живём в таком удивительном крае, гордимся его историей, достижениями уральцев.
— Кто нарисован на гербе и флаге Челябинской области? (ответы детей)
— Серебряный двугорбый верблюд с золотой поклажей символизирует мудрость, долголетие, верность традициям родного края и терпение. Красный цвет – это цвет жизни, любви, здоровья, символ мужества уральцев, огонь наших заводов. Золото напоминает об уникальности природы нашего края, о богатстве недр.
— Но не только золотом да самоцветами богат наш край. Богата природа нашего края, есть у нас горы и степи, леса и поля, реки и озёра. Посмотрите, сколько животных и птиц живёт в нашем краю!
— Продолжаем наше виртуальное путешествие. Я предлагаю вам, словно птицы полететь над нашим Уральским краем. Летим на север нашей Челябинской области. Здесь горы и леса, озёра и реки, много заповедников. Заповедники – это заповедное место, место, где люди только гости, а хозяйка этого места природа, и её дети – растения, животные, птицы.
— А эти высокие горы – Таганай, что по-башкирски означает «подставка для луны».
Легенда гласит, что жил в этих местах Таганай и три его сына. Владел Таганай секретом долгой жизни. Подговорил леший Шурале старших братьев украсть секрет у Таганая, пообещал им несметные богатства. Только Таганай догадался о предательстве сыновей и прогнал их. Со стыда провалились под землю старшие братья. А Таганай от обиды на неблагодарных сыновей окаменел, в гору превратился.
— Младший сын Селямбай, не знал о предательстве братьев. Когда отец его в гору превратился, ушёл он жить на реку Миасс. Был он добрым, приветливым. Потянулись к нему люди. А место это Селябой прозвали, а позже стали Челябой, Челябинском называть.
— Много чудес в таганайских горах. Вот Долина сказок. Кажется, что какой-то волшебник превратил жителей гор в каменные статуи. А это Каменная река. Бежит она вдаль, а воды нет, одни камни.
— Озеро Зюраткуль находится высоко в горах. Легенда гласит, что гордая красавица Юрма, нечаянно разбила волшебное зеркало. Один осколок зеркала улетел высоко в горы и превратился в прекрасное озеро. Оно стало сердцем гор и его назвали Зюраткуль, что по-башкирски означает сердце – озеро.
— Ильменский заповедник. Слово «ильмень» означает небольшие озёра. В Ильменском заповеднике 30 озёр. Отдохнём и мы на берегу озера.
Физкультминутка «Уральский край»
— Делайте как я! Педагог читает стихи и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Раз, два, три, четыре, пять
Вам хочу я рассказать. Дети маршируют на месте.
Как богат Уральский край руки в стороны
Ты о том не забывай руки к сердцу
Наши реки широки, руки в стороны
А озёра – глубоки, наклон, руки вниз до полу
Горы наши высоки, руки вверх, встать на носочки
Есть пещеры у реки, присесть, встать
И леса, и поля – руки в сторону
Это Родина моя! руки к сердцу.
— Я думаю, что здесь живёт Хозяйка Медной горы. Нигде в мире не встречается столько самоцветов, минералов в одном месте. Не зря в народе говорят «Кто не был в Ильменах, тот не видел Урал».
— Каких животных и птиц можно увидеть в наших лесах? (белка, медведь, лиса, волк, лось, заяц, ёж, глухарь, дятел, поползень, снегирь, свиристель).
Педагог называет животных и птиц, которых не назвали дети.
— Продолжаем наше путешествие. Теперь мы полетим на юг. Под нами степи, необъятные просторы. В степях растут разные травы. Здесь на юге, мы увидим загадочный Аркаим. Это страна древних городов Урала. Города эти спрятаны в толще земли. Археологи разгадывают загадки прошлого, астрологи пытаются увидеть будущее. — А какие удивительные животные и птицы живут в степях Урала. Вы узнали этих животных и птиц?
(сайгак, заяц-русак, сурок, тушканчик, суслик, полевая мышь, дрофа, стрепет, журавль-красавка, серая куропатка).
Педагог называет животных и птиц, которых не назвали дети.
— Красива Уральская природа. Чтобы эта красота радовала нас долгие-долгие годы, мы должны не загрязнять окружающую природу, бережно относится к растениям и животным. Вспомним с вами правила поведения в лесу.
В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. Почему? – Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи – пустыню.
Не шумите в лесу! Почему? – Громкая музыка, шум, крик пугают птиц, зверей, они покинут свои норы и гнезда. Нужно уметь слушать волшебные звуки леса.
Не срывайте полевые и лесные цветы! Не уничтожайте редкие цветы! Почему? – Букеты можно составлять только из садовых цветов. Полевые и лесные цветы не стоят в букетах, они быстро вянут. Многие лесные цветы занесены в Красную книгу, например ландыши.
Не разоряйте птичьи гнёзда! Почему? – Нельзя дотрагиваться до птичьих яиц и птенцов. Птицы почувствуют чужой запах и могут бросить это гнездо.
Не забирайте из леса домой животных! Почему? – Забирать животных из леса — опасно для их жизни. Лес их дом. Они разучатся самостоятельно добывать себе пищу и могут погибнуть в неволе.
Не разоряйте муравейники! Почему? – Муравейник – дом муравьёв. Муравьи - санитары леса. Они рыхлят почву, уничтожают вредителей.
Не обижайте насекомых! Почему? – В лесу живёт много полезных насекомых. Сохраняйте паутину — это дом паука.
Не ловите бабочек и стрекоз! Почему? – Бабочки опыляют растения, стрекозы уничтожают вредителей.
Не обижайте змей! Почему? – Змеи опасны для людей, но нужны в лесу. Они санитары леса и воды.
Не вырывайте растения с корнем! Почему? – Из корней на следующий год вырастут новые растения.
Не портите несъедобные грибы. Почему? – Все грибы помогают расти деревьям. Мухоморами питаются белки, лоси, сороки.
Не ломайте ветки деревьев! Почему? – Растение – живое существо, и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Там, где много растений, легко дышится.
Не повреждайте кору на деревьях! Почему? – Кора дерева - это как кожа у человека. Деревья живые, без коры деревья долго мучительно умирают, только сказать об этом не могут.
Не разжигайте костёр в лесу! Почему? – Дерево очень хорошо горит. Искры от костра попадут на деревья, загорится весь лес, погибнут растения, животные, птицы и люди.
Не бейте стекло в лесу! Не оставляйте мусор! Почему? – Лес – это дом для животных и растений, в котором всегда должно быть чисто.
— Помните, каждый человек должен стремиться сохранить красоту родного края.
4. Результат деятельности и рефлексия (оценка).
— Что вы нового интересного узнали во время нашего путешествия? (ответы детей)
— Что бы хотели ещё узнать? (ответы детей)
— Спасибо, мне было приятно с вами путешествовать, вы умеете внимательно слушать, и многое запомнили из моего рассказа.