Татьяна Сергеева
Конспект открытого занятия в старшей группе «Удивительный воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии :
(эксперименты с воздухом)
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Программное содержание: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе „Удивительный воздух“» размещена в разделах
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся (игра на общение).
Встаньте дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг,
Ты – мой друг, и я – твой друг.
Самый лучший друг (дети хлопают в ладоши)
В: Ребята, скажите, а вы любите путешествовать?
В: Тогда я, предлагаю вам, начать наше путешествие. Для этого нам нужно встать в круг (встают в круг, включается музыка перемещения).
«Я по горенке иду, клубок ниток несу.
Клубок маленький, нитки аленьки.
Клубок катится, нитки тянутся.
Нитка дольше всех, перевёртов шесть».
В: теперь присаживайтесь на подушечки.
В: Ребята, скажите, что нас с вами окружает на улице? (дома, деревья, птицы, животные).
В: Правильно! А что необходимо, для жизни человеку, растениям и животным? (воздух, пища и вода)
В: Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох (дыхательная гимнастика 2-3 раза).
В: Вы знаете, сколько человек может прожить без еды и воды? (несколько дней). А без воздуха? (не больше 5 минут).
В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где созданы все условия для экспериментов, а как это помещение называется, вы знаете? (лаборатория).
В: В лаборатории нужно соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
В: Давайте и мы с вами отправимся лабораторию, и попробуем себя в роли ученых-исследователей.
(Встают в круг, включается музыка перемещения, и дети говорят слова)
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем.
В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы (дети садятся).
В: Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте (ответы детей)
Эксперимент № 1 «Как поймать воздух?»
В: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
В: Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он?
В: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Вывод: воздух можно почувствовать.
В: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)
Эксперимент № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
В: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.
В: Что вы увидели? (пузырьки воздуха). Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (нет). Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
В: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
Эксперимент № 3 «Надувание мыльных пузырей»
Цель: Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.
Материал и оборудование: Тарелка (поднос, стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце, мыльный раствор в емкости (не использовать туалетное мыло).
Взрослый наливает в тарелку или на поднос 0,5 стакана мыльного раствора, кладет в середину тарелки предмет (например, цветок) и накрывает его стеклянной воронкой. Затем дует в трубочку воронки и, после того как образуется мыльный пузырь, наклоняет воронку и освобождает из-под нее пузырь.
На тарелке должен остаться предмет под мыльным колпаком (можно вдуть при помощи соломинки в большой пузырь несколько маленьких пузырьков).
Взрослый объясняет детям, как получается пузырь, и предлагает им самим надуть мыльные пузыри.
Вывод: Вместе они рассматривают и обсуждают; почему увеличился в размере пузырь (туда проник воздух); откуда взялся воздух (мы его выдохнули из себя); почему одни пузыри маленькие, а другие большие (разное количество воздуха).
Эксперимент № 4 «Как работает воздух»
Цель: увидеть, как воздух может поддерживать предметы.
Материал и оборудование: два одинаковых листа бумаги, стул.
Предложите детям скомкать один лист бумаги. Затем пускай они встанут на стул и с одинаковой высоты бросят одновременно смятый и ровный листок. Какой листок приземлился раньше?
Вывод: смятый листок упал на пол раньше, так как ровный листок опускается, плавно кружась. Его поддерживает воздух.
Физминутка: солнышко лучистое
В: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей). Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать? (ответы детей).
В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать ( показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать).
Наше путешествие подошло к концу, вы все были внимательными, активными. Но нам пора возвращаться в детский сад (встают из-за столов, идут на ковер, включается музыка возвращения в группу).
В: Ребят, где мы сегодня с вами побывали? (ответы детей). Итак, мы сегодня провели множество экспериментов. А скажите, вам, понравилось экспериментировать? (ответы детей).
В: Давайте вспомним, какие эксперименты мы проводили? (ответы детей)
В: Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?