Елена Аслямова Петровна
Конспект открытого занятия «В гостях у книги»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия «В гостях у книги»
Цель: Понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Задачи:
Обучающая:
Обогащение словарного запаса детей, учить внимательно слушать художественное произведение.
Продолжать учить детей различать жанры детской литературы.
Познакомить с жанром детской литературы – басня.
Развивающая:
Публикация «Конспект открытого занятия „В гостях у книги“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книга. Конспекты занятий на тему книг
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Развивать умение детей выражать свои мысли, умение поддерживать беседу, развивать познавательный интерес, творческое мышление, воображение, внимание и память.
Воспитательная:
Воспитывать интерес к детской художественной литературе.
Оборудование: Книги - Сказка Шарля Перро «Красная шапочка»; рассказ Л. Н. Толстого «Котенок»; стихотворение Агнии Барто «Мама поет»; басня И. А. Крылова «Ворона и Лисица»; «Считалочки», «Загадки», «Дразнилки»; слайды; проектор;
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов, сказок, стихотворений, беседы, отгадывание загадок. Разучивание считалок, дразнилок. Рисование по сказкам.
Интегрирование образовательных областей: Развитие речи; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие; Познавательное развитие; Социально-коммуникативное развитие.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас в гостях воспитатели из других групп. Они пришли посмотреть, как мы с вами занимаемся. Давайте поприветствуем их и покажем гостям свои знания и умения.
И так ребята:
Каждый день – всегда, везде
На занятиях и в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Воспитатель: Ребята! Сегодня мы поговорим с вами о детской художественной литературе. Знаете ли вы, что это? Верно! Это художественные произведения - сказки, стихотворения, рассказы, загадки, считалочки, дразнилки и т. д.
Сейчас я вам прочитаю отрывок, который написал Шарль Перро.
Чтение сказки «Красная шапочка»
Воспитатель: Что я вам прочитала? Какое художественное произведение? (сказка) Почему? Верно, в сказках и волшебство, и животные разговаривают, и особенные «сказочные» слова. Раз эту сказку написал Шарль Перро, можем мы эту сказку назвать народной и почему? (нет, потому что у этой сказки есть автор Шарль Перро. Сказка «Красная шапочка» авторская).
Воспитатель: А какие вы знаете русские народные сказки? Морозко, Репка, Теремок, Снегурочка, Гуси лебеди, Три медведя, Волк и семеро козлят.
Воспитатель. Почему они называются народными?
Дети: Потому что их сочинил русский народ.
У русского народа богатая история, культура. А чтобы история не забывалась, сочиняли сказки и рассказывали эти сказки детям, а те, когда становились взрослыми, рассказывали своим детям. Так дошли сказки до нас.
Воспитатель: Ребята, а какими словами начинаются сказки? (Жили – были; в некотором царстве, некотором государстве; было у отца три сына; однажды).
Воспитатель: А какими словами заканчиваются сказки? (Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец; Стали они жить поживать, да добра наживать; Я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало). Правильно, молодцы!
Воспитатель: Какие волшебные предметы вы знаете? (Метла, клубок, сапоги-скороходы, волшебная палочка, шапка-невидимка, ковер-самолет, скатерть - самобранка).
Воспитатель: Я предлагаю вам немного поиграть со сказкой. Согласны?
Игра «Отгадай сказку».
1. Бабушка девочку очень любила, шапочку красную ей подарила,
Девочка имя забыла свое, а ну, подскажите имя её? (Красная Шапочка).
2. На сметане мешен, на окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок, покатился (колобок).
3. У Золушки с ножки свалилась случайно,
Была не простою она, а хрустальной. (Туфелька).
4. Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом. Кто же были эти дети (Козлятки из сказки «Волк и семеро козлят»).
5. Возле леса на опушке, трое их живет в избушке,
Там три стула и три кружки, три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки? («Три медведя»). Молодцы.
Игра «Смотри, не зевай и сказку угадай»
Мы с вами рисовали свои любимые сказки. Сейчас на экране будут ваши рисунки. Надо внимательно посмотреть на рисунок и назвать сказку, которая изображена. Но, только есть одно условие. Тот, кто узнал свой рисунок – не подсказывает. Договорились?
Физминутка
Мы читали и устали,
Дружно все мы тихо встали,
Ручками похлопали – раз, два, три.
Ножками потопали - раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять читать начнем.
Воспитатель: А сейчас я прочитаю вам отрывок, который написал Л. Н. Толстой, а называется он «Котенок».
Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Котенок».
Воспитатель: Что я вам прочитала? Какое художественное произведение? Почему? Верно. В рассказах рассказывается о том, что было на самом деле. А каких писателей вы знаете? (Николай Носов). Какие рассказы Носова вы знаете? («Фантазеры», «Живая шляпа», «Мишкина каша»). А кого вы еще знаете? (Л. Н. Толстой) Какие рассказы (Л. Н. Толстого) вы знаете? «Косточка», «Лев и собака». К. Д. Ушинский. Молодцы.
Воспитатель: А сейчас я прочитаю вам отрывок из книги Агнии Барто, «Мама поет».
Чтение отрывка из стихотворения Агнии Барто
Мама поёт
Мама по комнатам
В фаpтyке белом
Hетоpопливо пpойдёт,
Ходит по комнатам,
Занята делом
И, междy делом,
Поёт.
Чашки и блюдца
Пеpемывает,
Мне yлыбнyться
Hе забывает
И напевает.
Воспитатель: Что я вам сейчас прочитала? Какое художественное произведение? Верно. А как вы догадались, что это стихотворение? Стихотворения хорошо рифмуются и хорошо запоминаются. А каких авторов стихотворений вы знаете? (Агния Барто, Самуил Маршак,). Молодцы.
А теперь послушайте, что я вам прочитаю.
загадка
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В лесу на старом дубе
Орешки я грызу.
Что я вам прочитала? А почему это загадка? Потому что в загадке есть вопрос требующий ответа.
А теперь послушайте, что я вам прочитаю.
считалка:
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежа,
Эта долька - для стрижа,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра,
А для волка - кожура.
Он сердит на нас - беда!
Разбегайтесь кто-куда!
Что я вам прочитала? Чем отличается загадка от считалочки?
Тем что считалочка предназначена для того, чтобы, например, играть в салки, догонялки и решать кто будет галить, распределить роли в играх, часто много чисел.
дразнилка:
Жадина - говядина,
Турецкий барабан!
Кто с тобой подружится -
Тот рыжий таракан.
Жадина, говядина,
Соленый огурец
На полу валяется,
Никто его не ест!
Рыжий, рыжий, конопатый,
Убил дедушку лопатой.
А я дедушку не бил,
А я дедушку любил.
Дразнилка учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу.
Физминутка:
В ладоши громко хлопните,
Ногой по полу топните,
Нагнитесь, распрямитесь,
Как струнки потянитесь,
Теперь доброжелательно
Друг другу улыбнитесь.
Должны вы сесть, глаза закрыть.
И обо всем на миг забыть.
Знакомство с И. А. Крыловым и его творчеством
Перед тем, как прочитать вам, я хочу вас спросить, а знаете ли вы, что означает это слово лесть? Верно, лесть неискреннее восхваление кого-либо с целью добиться чего-то хорошего для себя. А что означает слово хвалить?
Хвалить - это значит говорить хорошие, приятные слова за заслуженное дело.
Чем отличается значение льстить-хвалить?
Давайте внимательно послушаем, что я вам сейчас прочитаю.
Чтение басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица»
Воспитатель: Как вы думаете, что я вам прочитала? Какое художественное произведение?
Воспитатель: Сейчас я сообщу вам что-то новое для вас. То, что я вам прочитала, это не стихотворение, и не сказка, хотя похоже и на сказку и на стихотворение. Это - басня. Басни люди стали придумывать очень давно, как и сказки. Басня – короткая поучительная история, которая высмеивает нехорошие черты характера человека. Герои басни - животные, птицы, рыбы. Басня помогает людям, на примере животных, увидеть в себе плохие качества. Самый известный писатель – который писал басни это Иван Андреевич Крылов. Его басни похожи на русские народные сказки, а их герои напоминают персонажей народных сказок. Басни Крылова учат честности, благородству, любви к Родине, учат быть искренними, скромными. Осуждают лень, жадность.
Вопросы:
Беседа по содержанию басни:
Что напоминает вам басня - рассказ, стихотворение или сказку?
Объясните, почему вы так думаете.
Назовите героев басни?
Воспитатель: Кто вам понравился и почему?
Воспитатель: Почему Лисице удалось обмануть Ворону?
Ответы детей. Лиса коварная, а Ворона глупая, поверила льстивым словам – речам Лисы).
Воспитатель: Какая лисица в басне? Как она себя ведет? Уточнить и повторить слово лесть. Давайте вспомним, какими словами Лиса хвалит Ворону?
Послушайте, я прочту этот отрывок еще раз:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И верно ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,
При красоте такой, и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Воспитатель: Можно ли ворону назвать самой красивой птицей? (Нет)
Кто слышал ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает)
Воспитатель: А что говорила о голосе Вороны Лиса? («…и верно ангельский быть должен голосок»)
Воспитатель: Для чего Лиса расхваливала Ворону? (Чтобы понравиться ей)
(Чтобы ворона запела и выронила сыр)
Воспитатель: А что с вороной произошло?
От услышанной похвалы у вороны вскружилась голова, и она не подумала о том, что если она каркнет, то сыр упадет…
Воспитатель: Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне?
Воспитатель: Чему нас учит басня?
Нужно верить своим глазам, а не льстивым речам
Закрепление
1. С какой басней мы познакомились? (Ворона и Лисица»)
2. Кто автор басни? (Иван Андреевич Крылов.)
Итог:
Понравилось вам занятие?
О чем мы сегодня с вами говорили?
Что нового вы узнали сегодня на занятии?
Какие вопросы по занятию вы можете задать своему товарищу?
Дайте оценку, кто как работал сегодня на занятии?
Я сегодня хочу похвалить, особенно:
На этом наше занятие окончено. Молодцы.