Наталия Белова
Конспект открытого урока «Земля — наш дом. Автоматизация звука [Л]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: автоматизировать звук [л] в словах, предложениях. Закрепление словаря по теме : «Земля - наш дом.»
Задачи:
Образовательные:
• укрепление мышц артикуляционного аппарата;
• закреплять правильное произношение звука [л] в словах, предложениях;
• согласование существительных с прилагательными.
Коррекционные:
• развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание, фонематический слух;
• обогащение и расширение словарного запаса по теме: «Земля –наш дом.»
Публикация «Конспект открытого урока „Земля — наш дом, Автоматизация звука [Л]“» размещена в разделах
- Буквы М, Л и звуки [М], [Л]. Конспекты уроков
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• закреплять навыки звукового анализа;
Воспитательные:
• воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.
• -воспитывать самостоятельность, интерес к занятию, усидчивость, стремление добиться поставленной цели;
• формировать самоконтроль за своей речью;
Оборудование: картинки-символы для артикуляционной гимнастики, разрезные картинки животных (лось, волк); картинки с изображением слов со звуком Л.
Слова: Колужница, прострел, колокольчик, фиалка, лопух.
Дети заходят в кабинет. На экране солнечная система.
Л. : Сегодня к нам пришли гости посмотреть, как мы с вами занимаемся. Давайте поздороваемся с ними. Более того, сегодня необычный день. Сегодня день Земли. Посмотрите на экран. Это солнечная система. Здесь наша планета. Давайте её найдем.
Дети показывают землю.
Л. : Как называется наша планета?
Д. : Земля.
Л. : Конечно, Земля. Это наш дом. А кто живет на нашей планете? Кто хозяин?
Д. : Человек, Люди
Логопед достаёт глобус.
Л. : Посмотрите – это глобус. Это модель нашей планеты, чтобы мы с вами имели представление о том, как выглядит наша планета. Давайте внимательно рассмотрим глобус и скажем, какой он.
Д. : Круглый. Большой. Разноцветный.
Л. : Какие цвета присутствуют на глобусе?
Д. : Синий, голубой, красный и т. д.
Л. : Хорошо, а какого цвета больше всего.
Д. : Голубого.
Л. : Как вы думаете, о чём нам это говорит.
Д. : Там много моря.
Л. : Конечно. Большую часть земного шара покрывает океан. Какие цвета вы видите ещё?
Д. : Зеленый.
Л. : Конечно. Что это значит? На что похож зеленый цвет.
Д. : Это лес.
Л. : Да, это лес. А ещё поля и луга.
Л. : Хорошо. Вот теперь все выяснили и мы с вами отправимся путешествовать по нашей планете, где будет море, луг, лес, скалы и пустыня. Только для начала нам нужно подготовиться к нашему путешествию и размять наши язычки и пальчики.
Дети делают артикуляционную гимнастику ( упражнения: «Парус», «Гудим как пароход», «Иголочка», «Щётка» + упражнение «Лизгинка», «Маляр»).
Л. : Ребята, а вы знаете, что земля не просто висит в воздухе, а она крутится вокруг солнца. Посмотрите на наше солнышко, которое по центру. Мы попробуем подуть на нашу маленькую землю, чтобы она сделала круг. Посмотрите, как я делаю.
Логопед показывает, как надо дуть. Дети выполняют.
Л. : Молодцы. Мы с вами почти готовы к путешествию. Скажите мне, пожалуйста, что общего в словах, которые я сейчас произнесу: Человек, Планета, Глобус.
Д. : Во всех этих словах есть звук Л.
Л. : Конечно. Ответьте, пожалуйста, когда мы произносим звук Л, где находится наш язычок.
Д. : За верхними зубами.
Л. : Конечно. Поднимем вверх язычок и погудим. Л-Л-Л.
Дети выполняют.
Л. : Теперь давайте потренируем наши пальчики. ЛА-ЛО-ЛУ и т. д.
Логопед достает звуковые дорожки и ходит по ним пальчиками и произносит слоги, дети повторяют.
Л. : ла-ла-ла, ло-ло-ло, лы-лы-лы, ал-ал-ал, ол-ол-ол, ыл-ыл-ыл, ала-ала-ала, оло-оло-оло, ылы-ылы-ылы.
Л. : Теперь уважаемые дети, сейчас мы отправимся с вами путешествовать по Земле и первое где мы окажемся это МОРЕ.
Л. : Каким цветом изображено у нас море на глобусе?
Д. : Голубым или синим.
Я приготовила для вас маленькое море. Посмотрите, что в нашем море не так. Там очень много мусора, давайте его отчистим от лишнего, чтобы наше море было чистым. Мы сейчас будем вылавливать все картинки в названии, которых есть звук Л.
Дети вылавливают.
Л. : Весь мусор выловили, а теперь давайте определим, где находится звук Л. В начале, в середине или в конце.
Дети определяют. Включается экран, на экране изображен луг.
Л. : Теперь давайте встанем из-за стола и отправимся дальше путешествовать по нашей планете. Посмотрите внимательно, что изображено на экране?
Д. : На экране изображен луг.
Л. : Давайте сравним с глобусом, каким цветом изображен луг на глобусе?
Д. : Зеленым
Л. : Тут много ярких цветов, пригревает тёплое солнышко, в небе ласточки и много разных насекомых. Рассмотрите внимательно, и скажите на каких изображенных здесь картинках есть звук Л.
Ответы детей (Солнышко, облака, ласточка, голубь, лопух, лаванда, подстрел, колокольчик, пчела, колужница). Логопед помогает, где дети не знают названия.
Л. : Назовите все слова, где изображен звук Л.
Логопед следит, за правильностью произнесения звуков.
Л. : Посмотрите на нашем лугу много мусора нужно срочно его убрать.
Логопед показывает, как волшебными палочками закрасить мусор.
После выполнения включается следующий слайд.
Л. : Теперь посмотрите на экран. Мы должны будем ответить на вопрос какой луг изображен на экране (лавандовый, фиалковый, колокольчиковый, солнечный). Дети определяют.
Далее включаем следующую картинку. Изображен лес.
Л. : Посмотрите, что изображено на следующей картинке?
Д. : Лес.
Л. : Конечно. Скажите, а чего в лесу много?
Д. : В лесу много деревьев, насекомых, грибов, животных, птиц и т. д.
Л. : Хорошо, а кто мне скажет. Каким цветом изображен у нас лес на глобусе?
Д. : Зеленым.
Л. : Правильно, давайте сравним с глобусом. Вы найдете участки зеленого леса, которые изображены на глобусе.
Дети садятся за стол и ищут лес на глобусе.
Л. : Посмотрите в нашем лесу есть животные, чтобы понять кто это нужно обязательно собрать картинку. Давайте соберем и назовем, что это за животные и их части тела.
Дети собирают пазлы волка и лося. И называют части животных (волчья лапа, волчий хвост, волчьи уши, лосиные рога, лосиные копыта, лосиный хвост, лосиная голова).
Логопед переключает экран, на экране пустыня.
Л. : Что это?
Д. : Это пустыня.
Л. : Назовите, пожалуйста, какая пустыня.
Ответы детей (жаркая, засушливая, солнечная, песчанная)
Л. : Какого цвета?
Д. : Желтая.
Л. : Давайте посмотрим на глобус и найдем там желтый цвет.
Л. : Теперь давайте заглянем в нашу пустыню. И найдем картинки. Достаем по картинке и составляем предложение. ( Например: на желтом песке лодка и весло, на желтом песке)
Дети находят картинки и составляют предложения со звуком Л.
Логопед переключает экран, там изображены скалы.
Л. : А теперь посмотрите на экран. Что изображено?
Д. : На экране изображены скалы, горы.
Л. : Давайте сравним с нашим глобусом, где могут быть скалы или горы.
Дети находят.
Л. : Как вы думаете как называется человек, который забирается на вершины скал или гор.
Д. : Скалолаз.
Л. : Конечно. Давайте представим, себя скалолазами и пытаемся забраться на скалу. И проговорим такую чистоговорку.
Логопед проговаривает чистоговорку и достает балансир.
Ла-ла-ла - вот стоит скала.
Лу-лу-лу - заберемся на скалу.
Ло-ло-ло - ой, куда нас занесло!
Лы-лы-лы - мы слезаем со скалы.
Каждый ребенок проговаривает чистоговрку и встаёт на балансир.
Л. : Какие мы молодцы со скалы слезли и оказались дома. Все задания выполнили, все испытания прошли. Давайте вспомним какой сегодня день.
Д. : День Земли.
Л. : Где мы с вами были.
Д. : Мы были на море, в лесу, на скалах, в пустыне.
Л. : Какой звук мы сегодня вспоминали?
Д. : Звук Л.
Л. : Мы все должны помнить, что планета Земля - наш дом. Человек, который живет на этой планете должен беречь свой дом. И если мы будем мусорить на нашей планете, тогда Земля будет страдать : реки будут загрязнены, деревья будут болеть, а животные будут исчезать….Мусорить нельзя, а если намусорил, убери. Нужно делать чистым свой дом.