Светлана Калабушкина
Конспект открытого совместно с родителями занятия по экологии «Царица-водица»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого совместно с родителями занятия по экологии
«Царица – водица»
Цель:
Расширять и закреплять знания детей о воде, её свойствах и состояниях.
Воспитывать любознательность, логическое мышление, сообразительность, умение внимательно слушать.
Привлечь родителей в воспитательно – образовательный процесс, через непосредственное участие в ходе занятия.
Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.
Оборудование:
Публикация «Конспект открытого совместно с родителями занятия по экологии „Царица-водица“» размещена в разделах
Для опытов: 2 спиртовки, колбы разные по форме и объёму, стакан с молоком, соль, сахар, лимонная кислота, снег, лёд, две полоски бумаги разного цвета, монетка, кубик льда с замороженной в нём игрушкой, 2 яйца, чайные ложечки, вата для изготовления простого фильтра для очистки воды, стакан с загрязненной водой.
Наглядный материал для сказки: облачко, капелька, солнышко, тучка, снежинка, эмблемы для каждой лаборатории.
Ход занятия:
Воспитатель: Добрый день, уважаемые взрослые и дети! Сегодня в нашей группе открыта Малая семейная академия, где будут работать четыре лаборатории: «Капелька», «Сосулька», «Снежинка», «Облачко». - А тему, о чём мы будем говорить вы должны угадать
Если руки наши в ваксе - если на нос сели кляксы
Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба, чтобы росли колосья хлеба.
Чтобы плыли корабли, чтобы варились кисели.
Чтобы не было беды, жить нельзя нам без … (воды)
Да, сегодня мы будем говорить о Царице-водице.
А сейчас каждая группа нашей академии представит свою лабораторию (эмблемы).
Капелька : Водичка, водичка, умой мое личико.
Чтобы щечки краснели,
Чтобы глазки блестели,
Что смеялся роток и кусался зубок.
(МИША)
Сосулька : Очень плохая привычка у Юльки
- Любит сосать ледяные сосульки.
Глупая Юлька глотает и рада,
Будто бы съела 100 грамм шоколада.
Однажды ангиной она заболела
И больше ни разу сосульки не ела.
(ПОЛИНА)
Облачко : Ах, какое облако, облако высокое,
Облако далёкое не достать рукой.
Проплывёт и скроется в поле за околицей,
В озере умоется чистою водой.
(САША)
Снежинка : С неба падали снежинки на замё рзшие поля:
Ель запутали косынкой, белой шубкой тополя
. И укрыли двор и сад, всякий снегу очень рад.
Опустись снежинка на мою ладошку,
Кружишься давно ты, отдохни немножко.
Ишь какая хитрая, думаешь не знаю?
На ладошке тёплой сразу я растаю.
(КАРИНА)
Как вы понимаете «Вода – помощница?»
Игра «Доскажите слово» (по семейным командам)
1. Чтобы чистым быть всегда, людям всем нужна … (вода)
2. Чаще мойся – воды … (не бойся)
3. Мойте руки перед едой, будете … (здоровы)
4. Чистая вода – для микробов … (беда)
Физкультминутка «Чистая водица»
Надо, надо нам помыться
Где тут чистая водица?
Кран откроем – ш – ш – ш …
Руки моем – с – с – с …
Щечки, шейку мы потрем
И водичкой обольем.
. Воду еще называют волшебницей, почему? (Превращается в сосульку, в снежинку; в воде растворяется соль, сахар, различные краски; поливает землю; снимает усталость).
А сейчас я хочу вам рассказать сказку:
“Жила-была капелька. Как-то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг, сверкнула молния и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. Упав на землю, они образовали лужу. Теперь капелька со своими подружками стала купаться и веселиться в луже…”.
- В каком состоянии находится капелька сейчас? В жидком.
Давайте заглянем с вами в лабораторию «Капелька» и послушаем, что ещё они могут нам рассказать о воде.
Опыт №1 “Определение цвета воды”
Опыт №2 “Определение прозрачности воды”
Опыт № 3“Определение формы воды”
Послушаем, что нам могут добавить в лаборатории «Снежинка»
Опыт №4 “Определение запаха воды”
Опыт №5 “Определение вкуса воды”
(доказать без вкуса и запаха (растворить соль, сахар, лимонную кислоту; духи, лук)
Опыт №5 «С яйцом» (в солёной воде не тонет)
Ребята, я бы тоже хотела показать вам кое что.
Фокус «Как достать монетку из воды не замочив рук не используя ложечку»
“…Ой, мы совсем забыли про нашу капельку. Что с ней произошло дальше…
После того, как капелька оказалась на земле, не долго ей пришлось играть в луже. На улице стало холодать, лужа постепенно замерзла – и капелька превратилась в льдинку. Ее подружки нарядились в красивые платьишки и падали на землю уже снежинками. Скучно стало капельке, когда лужа замерзла, ведь она теперь не могла двигаться…”
- А в каком состоянии находится капелька сейчас?
(В твердом.)
Правильно, молодцы!
Давайте послушаем ребят из лаборатории «Сосулька»
Опыт №6 “Определение цвета снега и льда”
Опыт №7 “Определение прозрачности снега и льда”
Опыт №8 “Определение формы снега и льда”
“…Становилось все теплее, и вскоре лужа растаяла, и капелька снова могла свободно плавать. Но дни становились все жарче и жарче, солнышко припекало все сильнее и сильнее, капелька стала очень легкой и полетела вверх, и в небе со своими подружками они образовали белое пушистое облачко…”.
– Как жидкая вода при нагревании переходит в газообразное состояние, мы пронаблюдаем на опыте, а для этого мы посетим лабораторию «Облачко»
Опыт№9 «Освободить игрушку из ледяного плена» (Растопить лёд на огне)
Опыт №10 “Превращение воды в газообразное состояние”
Мы наберем немножко воды в чайную ложечку и подержим ее над свечой. Вода при высокой температуре (100 С) закипает, со дна поднимаются пузырьки. Когда пар соприкасается с холодным воздухом – он становится видимым, но в большинстве случаев он невидим.
“…Капелька сидела на своем облачке и мечтала вновь вернутся на землю…”
А ещё говорят: «Вода – опасная стихия» - когда так говорят?
- Какие пословицы вы знаете о воде?
1. Вода и землю точит и камень долбит.
2. С огнем и водой не поспоришь.
3. Воды и царь не уймет.
4. От воды жди беды и т. д.
5 Воду в ступе толочь — вода и будет.
6 Под лежачий камень вода не течет.
7 Не плюй в колодезь - пригодится воды напиться.
8 Лучше воду пить в радости, нежели мед в кручине.
9 Дождливое лето хуже осени.
10 Коси, коса, пока роса; роса долой - и ты домой.
11 Идет дождь, даст он рожь.
12 Снега надует - хлеба прибудет, вода разольется - сена наберется.
13 Не будет снега - не будет и следа
6. Загадка про наводнение:
Волны мчатся в быстром беге
Закипит пучина вод
И покатится на берег
Все затопит, все зальет
И кварталы городские
Превратятся в острова
Поплывут меж них людские
Вещи, бочки и дрова
Как называется такое явление? (наводнение)
Загадка про метель:
Порой зима приносит беды
Когда бураном налетит
И загудит звериным воем
Деревья ветром низко гнет
Насыплет снега толстым слоем
Пути, дороги заметет
Как называется это явление? (снежный буран, метель)
Загадка про град:
Ледяной виноград
Летом сыплется в сад,
Но никто его не любит,
И никто ему не рад
Он посевы нам погубит
Потому что это (град)
Роса
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем - не найдём.
7. Игра «Это можно или нет?»
Я сосульку полижу
И снежочком закушу
Дайте дети мне ответ
Это можно или нет?
Я по тоненькому льду
На реку гулять пойду
Дайте дети мне ответ
Это можно или нет?
А когда наступит лето
Я один уйду купаться
Дайте дети мне ответ
Это можно или нет?
Итог занятия :
Вы слыхали о воде?
Говорят она – везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает
В лес туманом заползает
На плите у нас кипит
Паром чайника шипит
Без нее нам не умыться
Не наесться, не напиться
Смею вам я доложить
Без нее нам не прожить!
А закончить сегодняшнюю нашу встречу я хотела бы следующими словами:
«Берегите друг друга!
Добротой согревайте!
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Берегите друг друга,
Суету позабудьте
И в минуту досуга,
Рядом вместе побудьте!»
(О. Высоцкая)