Ольга Корнишева
Конспект открытого мероприятия в старшей группе в форме игры-викторины «Знатоки птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Знатоки птиц»
Цель: создание условий для выявления в игровой форме знаний детей о зимующих и перелётных птицах.
Задачи:
1. способствовать расширению представлений детей о птицах (об условиях, необходимых для их нормальной жизнедеятельности, окраске оперения, повадках);
2. побуждать к разгадыванию загадок о птицах, содержащих описание внешнего вида и повадок птиц;
3. создавать условия для запоминания текста пословиц о птицах;
4. способствовать укреплению дружеских связей между детьми в ходе командных соревнований и речевой игры.
I. Беседа до начала занятия (примерный вариант).
Публикация «Конспект открытого мероприятия в старшей группе в форме игры-викторины „Знатоки птиц“» размещена в разделах
- В мире животных. Викторины, интеллектуальные игры
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Викторины, интеллектуальные игры
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» март 2017
В: Сегодня мы с вами собрались, чтобы поиграть в игру-викторину. Слово «викторина» похоже на слово «виктория», то есть «победа». Что же это значит?
Д: В этой игре должен быть победитель.
В: Да, в викторине кто-то выиграет, а кто-то проиграет, но проигравшие не должны сильно огорчаться, ведь это только игра. Скажите мне, пожалуйста, а как играть?
Д: Нужно отвечать на вопросы и выполнять разные задания. У кого всё сделано правильно, тот и победил.
В: Кто же будет наблюдать, чтобы всё было по правилам?
Д: Нам нужно жюри.
В: Кого же нам пригласить в жюри?
Д: Можно пригласить гостей?
В: Я думаю, это возможно.
(Гости входят. Дети встречают их, здороваются, провожают к местам для зрителей.)
II. Сообщение правил игры.
В: Уважаемые гости, дорогие мои дети! Мы начинаем викторину "Знатоки птиц". В каждой викторине должен быть ведущий. Это я. Должны быть игроки – это воспитанники старшей группы. А ещё нам просто необходимо жюри. Мы сейчас с ребятами посовещались и решили, что в этом нам помогут гости.
(Выбирается 2-3 человека).
В: Итак, для игры всё готово. Команды, займите свои места.
(Дети садятся на стулья, стоящие в 2 ряда справа и слева от зрителей и ведущего)
Я сообщаю правила игры.
1. Вопросы задаются поочерёдно игрокам 1 и 2 команды. Чтобы не перепутать очерёдность, ответивший встаёт в конец колонны.
2. Вопрос дослушиваем до конца. За каждый правильный ответ игрок получает фишку. Фишка – это один балл в общую копилку команды.
3. Если игрок не знает ответа, он может взять подсказку команды или передать право ответа следующему игроку. Если и следующий игрок не отвечает, вопрос снимается.
4. У каждой команды на всю игру есть 3 подсказки. Если подсказки не использованы, в конце игры каждая превращается в 3 дополнительных балла.
5. Жюри имеет право добавить команде 3 очка за проявление поддержки к членам команды и уважение к соперникам или снять с команды 3 очка за нарушение правил игры.
6. Все свои заработанные фишки игроки складывают в общий стаканчик команды. В конце игры жюри подсчитывает фишки, подводит итоги и определяет команду – победителя.
III. Ход игры.
В: Капитаны, подойдите ко мне. Пожмите друг другу руки и пожелайте удачи своим соперникам.
Итак, первый конкурс «Представление команд».
(Команды поочерёдно называют себя, сообщают девиз, демонстрируя свою сплочённость.)
Команда «Снегири»:
Мы команда «Снегири»
Как дружны мы, посмотри.
Любим мы играть, смеяться,
Наблюдать и удивляться.
Команда «Ласточки»:
Стрелою в небе ласточки мчатся,
Соперникам трудно за нами угнаться.
В: Каждое утро в нашем детском саду начинается с …
Д: С зарядки.
В: Для чего нужно делать зарядку?
Д: Зарядку делают, чтобы наше тело проснулось, зарядилось бодростью.
В: Каждое наше музыкальное занятие начинается с …
Д: С распевки.
В: Зачем?
Д: Чтобы пение получалось красивым, чтобы горлышко подготовить к пению.
В: Вот и мы нашу игру начнём с разминки. А поскольку в игре-викторине нужно думать, разминка наша будет для…
Д: Головы, мозга.
В: Совершенно верно. Итак, второй конкурс - «Разминка». Команды, постройтесь в колонны. Все помнят правила? Начинаем.
-Как называют малыша у птиц? (Птенец);
-Как называются домики, которые развешивают для скворцов люди? (Скворечники);
-Как называют птиц, которые остаются зимовать с нами? (Зимующие).
-Как называют птиц, которые улетают осенью в тёплые страны? (Перелётные);
-Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел);
-Как называется дом, который строят птицы, чтобы отложить яйца и вывести птенцов? (Гнездо);
-Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка);
-Чем покрыто тело птицы? (Перьями).
-С помощью чего птица поворачивает своё тело в полёте? (С помощью хвоста);
-Какая птица прилетает весной первой? (Грач);
-Назови 3-х зимующих птиц.
-Назови 3-х перелётных птиц.
- Откуда появляются птенцы? (Из яйца);
- Какие птицы не могут летать? (Пингвин, курица, страус)
-Какая птица кашу варила и деток кормила? (сорока);
-В какой сказке у Алёнушки птицы унесли братца («Гуси-лебеди»).
В: «Разминка» окончена. Пора перейти к серьёзному заданию – «Назови птицу». Присядьте на стулья, так вам лучше будет видно. На доске вы видите изображения птиц. Игроки команд поочерёдно будут подходить к доске, снимать изображение птицы и называть её. Напоминаю, за каждый правильный ответ присуждается 1 балл. Игроки могут взять подсказку команды.
(На доске двухсторонним скотчем приклеены заламинированные изображения птиц: воробей, ласточка, свиристель, сорока, ворона, грач, снегирь, большая синица, синица-лазоревка, клёст, белоспинный дятел, зелёный дятел, поползень, зяблик, галка)
В: На доске не осталось ни одной птицы, а значит наш конкурс закончен. Переходим к новому заданию, в котором нужно проявить свою смекалку и догадаться, о какой птице идёт речь. А догадавшись, поднять руку. Играют одновременно все. Кто первым поднимет руку, тот и будет отвечать. Итак, у нас конкурс «Отгадайка».
Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Кто она? (ворона)
Он в своей лесной палате
Носит пёстренький халатик,
Он деревья лечит,
Постучит — и легче. (дятел)
Не ворона, не синица, -
Как зовётся эта птица?
Примостилась на суку -
Раздалось в лесу «ку-ку». (кукушка)
Прилетел к нам наконец
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет. (соловей)
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад – вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица …грач
На шесте - дворец,
Во дворце - певец.
А зовут его - … скворец
В: Ребята, вы выполнили очень сложные задания. Все старались играть честно и не подводить свою команду. Но сейчас я попрошу забыть, что мы соревнуемся и поиграть в одну весёлую игру всем вместе. Подойдите ко мне, встаньте в круг, возьмитесь за руки. Я буду читать стихотворение, а вы медленно идти по кругу. Как только вы заметите ошибку, останавливайтесь и хором говорите: «Нет!» А потом один из вас объяснит, где я ошиблась. Затем начинаете снова идти по кругу, но в другую сторону.
Игра «Прилетели птицы…»
1. Прилетели птицы:
Голуби, куницы…
2. Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
3. Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны…
4. Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки…
5. Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Воробьи, вороны,
Грачи, драконы
6. Прилетели птицы:
Воробьи, синицы,
Аисты, грачи,
Лебеди, скворцы.
Все вы молодцы!
В: Хорошо повеселились? Продолжаем викторину. Команды, постройтесь в колонны. Конкурс «Доскажи пословицу». Я начинаю пословицу, а вы её заканчиваете. Помните, каждый игрок может передать право ответа или воспользоваться подсказкой.
1. Сколько кукушка ни кукуй, а к зиме улетать.
2. Лучше синица в руке, чем журавль в небе.
3. Воля птичке дороже золотой клетки.
4. Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
5. Всякая птица по-своему поет.
6. У каждой пташки — свои замашки.
7. Мала синичка, да коготок остер.
8. Немного синица ест, пьет, да весело живет.
9. Соловей берет пением, а человек — умением.
10. К недоброму человеку и голубь не летит.
11. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
12. Красна птица перьями, а человек уменьями.
13. Видно птицу по полёту.
14. Сорока без причины не стрекочет.
15. Вороне соколом не быть.
16. Всяк кулик своё болото хвалит.
В: Я очень рада, что вы знаете столько пословиц о птицах. А ещё меня очень порадовала ваша взаимовыручка. Теперь я попрошу капитанов подойти ко мне, а команды занять свои места. Объявляется «Конкурс капитанов».
(Для капитанов проводится игра «Прочитайка», смысл и правила которой описаны в моём блоге)
Пока капитаны заняты своим делом, команды представят на суд жюри «Домашнее задание». Каждая команда загадает стихотворную загадку соперникам.
Синица.
Ты с модницей этой, конечно, знаком:
Вертушке на месте никак не сидится-
Все хвастает синим своим сюртуком
И шапочкой синей гордится синица.
(Е. Ильина)
Снегирь.
От простуд он не страдает,
Не страшится злобных вьюг
И к зиме не улетает
На далёкий, знойный юг.
Пусть покроют снега груды
И пригорок, и пустырь-
Рад красавиц красногрудый
Житель севера- снегирь.
(Е. Ильина)
В: Ну вот и закончилась наша сегодняшняя викторина. Пока жюри подсчитывает заработанные вами фишки, я хочу предложить вам подумать над одним каверзным вопросом. А вопрос звучит так: «Почему в начале лета птицы перестают петь?»
(Правильный ответ: «Птицы выводят и кормят птенцов, петь им некогда».)
(После объявления результатов и награждения воспитатель предлагает детям поиграть с картинками «Найди отличия» или собрать разрезную картинку)