Елена Золотых
Конспект открытого мероприятия совместной деятельности «Воздух — это жизнь»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого мероприятия совместной деятельности педагога с детьми по теме: «Воздух – это жизнь».
Интеграция образовательных областей:
«Познание»
- расширить представления детей о сферах человеческой деятельности (в науке, их значимости для жизни общества в целом;
Публикация «Конспект открытого мероприятия совместной деятельности „Воздух — это жизнь“» размещена в разделах
- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
- развитие органов зрения, слуха, обоняния, сенсомоторных способностей.
«Коммуникация»
- способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми;
- воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.
«Социализация»
- развивать у детей навыки сотрудничества работы в паре через экспериментирование;
- развитие сообразительности, умения самостоятельно решать поставленную задачу.
«Здоровье»
- закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности, развивать экологическое сознание детей;
- формирование умений у детей делать глубокий вдох, удерживать воздух и медленно его выдыхать.
«Безопасность»
- закрепление правил безопасности поведения во время проведения эксперимента с воздухом.
«Труд»
- развитие трудовой деятельности (самостоятельно готовить материал и пособия к совместной деятельности с детьми);
- воспитание уважительного отношения к труду людям науки.
«Чтение художественной литературы»
На предварительном этапе:
- развитие интереса детей к познавательной и художественной литературе.
«Музыка»
- обогащение музыкальных впечатлений у детей (шум ветра, вьюга, метель).
Оборудование: посылка, открытка с загадкой, 5 конвертов с разрезными буквами В, О, З, Д, У, Х, К, И, М, Л, О, Р, О, веер, пакеты, алгоритм выполнения каждого эксперимента, мольберт, карточки-правила «Как вести себя в лаборатории?», модель с перечнем знаков (глаз, руки, ухо, нос, гиря, рот, стрелки,, таблички с именами детей, стаканы по количеству детей, трубочки и ёмкости, наполненные водой, салфетки, пластилин, резиновая игрушка, кусок резины, минеральная вода, стаканы пластиковые по количеству человек, крышки, бутылки, баночки с разными ароматами, стол для песочной анимации.
Ход мероприятия:
Лена З: Ребята, сегодня мы с вами совершим необычное путешествие в очень интересное место, которое называется – лаборатория. Ребята, а вы знаете, что же такое – «лаборатория»? Правильно, лаборатория - это помещение, приспособленное для специальных опытов и исследований, где работают ученые. А сейчас, представьте, что ученые – вы, и вам нужно провести исследования в лаборатории. А над какой проблемой мы будем работать, вы попробуйте узнать. Мне пришла посылка, в ней письмо, а там загадка.
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! (воздух)
Перед учеными, а вернее сказать теперь перед вами, стоит такая задача: постараться в своей лаборатории с помощью опытов обнаружить воздух, а затем - это доказать.
Ребята, скажите, а в нашей группе мы можем увидеть воздух?
Что вы знаете о воздухе? /Он невидим, прозрачный, бесцветный /.
Лена З. : Откуда же вы тогда узнали, что в комнате находится воздух? /Если бы не было воздуха, мы не смогли бы дышать/.
Но в моей посылке еще для вас задание. Чтобы его выполнить, нам нужно разделиться на две команды. Для каждой команды есть конверт, в нем буквы. А что же нужно с ними сделать? Собрать, а в какой же последовательности? Вы сейчас нам продемонстрируете (в конвертах обозначены гласные и согласные буквы, имеющие порядковый номер, дети собирают слово ВОЗДУХ, КИСЛОРОД). Основные составляющие воздуха — азот и кислород.
Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох. Я знаю, что человек может прожить без еды - 5 недель, без воды - 5 дней, без воздуха не больше 5 минут.
А каким воздухом полезно дышать? Чистым. Что необходимо делать, чтобы воздух был чистым? (Проветривать помещение, гулять на свежем воздухе, ездить загород, и. т. д.)
А кому ещё нужен воздух? (Рыбам, животным, растениям). Правильно, всему живому.
Я приглашаю вас в лабораторию. Для работы в лаборатории надо выполнять определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга.
Скажите, какими качествами должен обладать научный сотрудник? (Быть внимательным, аккуратным, спокойным).
Ну вот теперь вы не дети, а научные сотрудники.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество – внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Очутились мы в самой настоящей научной лаборатории.
Лена З. : Посмотрите на доску, как вы думаете, что здесь изображено? (глаз, рука, нос, ухо, гиря, рот). Это не просто картинки, это подсказки для наших экспериментов.
- Посмотрите на первую подсказку (глаз). Как вы думаете, на какой вопрос мы сейчас будем искать ответ? Как можно увидеть воздух?
Женя Г. Эксперимент №1 «Как увидеть воздух?» (глаз)
Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? (нет)
Хорошо! Давайте проверим, а есть ли в пакете воздух? «Чувствуем воздух» (рука)
Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, а чем же можно почувствовать воздух (рукой). Как же вы определили? Правильно, вы ощутили на своей ладони ветерок, когда прокалывали пакет.
Лена З. Эксперимент № 2. «Имеет ли воздух вес?» (гиря)
Коллеги я приглашаю вас снова в лабораторию, посмотрите на следующую подсказку, это – «гиря». Как вы думаете, на какой вопрос мы должны ответить? Имеет ли вес воздух?
Кто как думаете? Давайте проверим? Попробуем взвесить воздух. Возьмем палку длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, к обоим концам которой привяжите два одинаковых воздушных шарика. Подвесьте палку за верёвочку. Палка висит в горизонтальном положении. Что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом. Проткните иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик? Проверьте это на практике. У вас опять восстановится равновесие. Вывод: Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые, значит, воздух имеет вес.
Женя Г. Проведем еще один опыт. Давайте нальем два стакана воды. В первый стакан — чистую воду, во - второй стакан - газированную. В каждый стакан бросьте по 5 кусочков пластилина (размером с рисовое зёрнышко). Что происходит в первом стакане? Что происходит во - втором стакане? В первом стакане обычная вода, в ней содержится большое количество кислорода, и пластилин оседает на дно. Во - втором стакане вода газированная, она содержит большое количество углекислого газа. Поэтому кусочки пластилина поднимаются к поверхности воды, переворачиваются, и снова идут ко дну, где их снова начинают облеплять пузырьки, но уже в большем количестве). Итак, коллеги, вначале пластилин тонет, т. к. он тяжелее воды, затем пузырьки газа облепляют кусочки (они напоминают маленькие воздушные шары) и пластилин всплывает на поверхность. Вывод: воздух имеет вес, но его вес легче воды.
Женя Г. Эксперимент № 3 «Имеет ли воздух запах?» (нос)
Ребята, скажите, имеет ли воздух запах? По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили. Проводим исследование - закрытыми глазами ощутить аромат, который я предложу.
Вывод: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить.
Лена З. : А теперь, коллеги, проверим ваши научные знания. Итак, начинаем конкурс знатоков. Напоминаю правила игры: Я буду задавать вопрос, кто знает ответ, должен поднять руку. Во время ответа нельзя перебивать товарища, можно что-то добавить, если ответ был не полным.
Первый вопрос. В какой сказке главная героиня прилетала и улетала с попутным ветром? /"Мери Поппинс, до свидания!" /
Второй вопрос. Какие сказочные герои летали по воздуху? /Змей-Горыныч, Баба Яга, Карлсон, маленькие крылья были у Эльфов, к которым прилетела Дюймовочка, она тоже получила такие крылья и т. д. /
Третий вопрос - рассказ с ошибкой. Внимательно послушайте и найдете как можно больше неточностей, объясните свою точку зрения. Рассказ известного путешественника барона Мюнхгаузена:
«Однажды мы плыли по океану на парусном корабле. Стояла тихая безветренная погода, и наш замечательный корабль на всех парусах плыл к далеким таинственным берегам». /Ответы детей/.
Четвертый вопрос. Какие еще растения с летающими семенами вы знаете? /Береза, клен, тополь, ясень, карагач, сосна, ель, липа, камыш/.
Пятый вопрос: Почему растение "перекати-поле" назвали именно так. /Потому что ветер может оторвать от земли это растение, и долго-долго катать по полю, словно колобок/.
Физминутка
На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе,
Одеваться по погоде.
С воздухом будем дружить,
Чтоб здоровыми нам быть.
Лена З. Эксперимент № 4. «Сила воздуха» (рот)
У каждой команды миска, каждой миске - своё море - Красное, Синее. А вы - это ветры. Сейчас ваше море – тихое и спокойное. А как это называется (штиль). А теперь подуйте. Они дуют на воду. Что получается? (Волны). А как же это явление называется (шторм).
Вывод: Сила воздуха ощущается через ветер. Чем сильнее дуть, тем больше волны.
Женя Г. Эксперимент №5 «Поющий воздух» (ухо)
Как вы думаете, коллеги, может ли воздух издавать звуки, петь? Если подуть над горлышком пустой бутылки, то воздух внутри нее завибрирует и произведет звук. Расставим в ряд несколько бутылок с различным количеством воды в них. Чем больше воды, тем соответственно меньше воздуха останется в бутылке, а чем меньше воздуха, тем быстрее он вибрирует и тем выше получается звук. Руководствуясь этим принципом можно попробовать воспроизвести какую-нибудь несложную мелодию.
Вывод: Мы можем услышать воздух, когда он находится в емкости.
Лена З Эксперимент № 6 «Может ли воздух двигать предметы»
Можно ли при помощи воздуха можно двигать предметы? Чтобы это проверить, устроим «воздушные гонки» (детям предлагаются бумажные машины, которые необходимо переместить с одного места на другое с помощью дутья)
Вывод: Воздух может передвигать предметы.
Посмотрите на иллюстрацию (пустыня). Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? (Ответы выслушайте, но не комментируйте, дети сами ответят на этот вопрос ещё раз после окончания опыта).
Песок в миске – это наша пустыня. Я превращаюсь в ветер: несильно, но довольно долго дую на песок. Что с ним происходит? Сначала появляются волны, похожие на волны в мисочке с водой. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится в другое. У самого "добросовестного" ветра появится песчаный холмик. Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне.
А теперь коллеги я предлагаю вам подойти к нашей импровизированной пустыне (релаксация - песочная анимация).
Воспитатель: Итак, коллеги, мы сегодня провели множество экспериментов с воздухом, я предлагаю вам подвести итоги (опираясь на схемы) :
- Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
- Воздух имеет вес.
- Воздух не имеет запаха, но может запахи переносить.
- Сила воздуха ощущается через ветер
- Мы можем услышать воздух.
- Воздух может передвигать предметы.
Наш экспериментальная работа подошла к концу, вы все были внимательными, активными, вы с интересом, увлекательно проделывали исследования и опыты, как настоящие научные сотрудники. Спасибо за работу!