Анна Дмитриева
Конспект открытого мероприятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в разновозрастной группе для детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»
Образовательная область: Развитие речи
Цель: учить детей составлять описательный рассказ по картине «кошка с котятами».
Задачи:
Образовательные:
• Формировать умение внимательно рассматривать картину;
• Формировать умение активно участвовать в беседе;
• Формировать умение составлять описательный рассказ по картине;
• Упражнять в подборе определений к качествам кошки и котят (тёплая, пушистая, мягкая);
Публикация «Конспект открытого мероприятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в разновозрастной группе для детей с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Активизировать в речи слова, обозначающие действия животного;
• Расширять словарный запас существительных, глаголов, прилагательных.
Развивающие :
• Развивать умение согласовывать слова в предложении;
• Развивать умение согласовывать речь с движением;
• Развивать психические функции : воображение, внимание, память;
• Развивать умение определять местоположение предмета (слева, справа, рядом, около).
Воспитательные:
• Формировать доброе отношение к животным, желание заботиться о них;
• Воспитывать уважение к другим детям на занятии, не перебивать друг друга, умение слушать сверстника.
Особенности детей : дети с РАС 3-7 лет
Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных; чтение стихотворений и рассказов о животных; игра «загадки»;
словесные игры: «Какой, какая, какое?», «Назови ласково», «Угадай-ка»; А какая бывает кошка (мягкая, пушистая, игривая, добрая, умная, нежная, заботливая и т. д.)
Материал:
• картина «Кошка с котятами»; визуальные подсказки.
Ход занятия:
Организационный момент: выполнение ритуала приветствия.
Дети и воспитатель берутся за руки
"Ты - мой друг, и я - твой друг, сели вместе мы вокруг.
дружно за руки возьмемся, и друг дружке улыбнемся!"
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку:
У порога плачет, коготки прячет,
Тихо в комнату войдёт,
Замурлычет, запоёт.
(показать картинку – визуальную подсказку)
Дети: Кошка.
Воспитатель: Где живет кошка? (показать картинку - кошку– визуальную подсказку)
Дети: Дома.
Воспитатель: Кошка - это какое животное домашнее или дикое?
Дети: Кошка – это домашнее животное. (показать картинку – дом-визуальную подсказку)
Основная часть:
Воспитатель: Кошка – это удивительное животное. И я хочу вам показать одну интересную картину. Давайте ее внимательно рассмотрим. (показать картину "Кошка с котятами")
Воспитатель: Кто нарисован на картине? (по необходимости оказать вербальные подсказки)
Дети: Кошка с котятами
Воспитатель: Что делает кошка?
Дети: Сидит и смотрит на котят
Кошка какая? (большая, пушистая, красивая) ( визуальные подсказки: размер, текстура, внешний вид)
У кошки шерсть на спинке, ушах, хвосте полосатая, а на лапках белая.
Скажите где у кошки еще белая шерсть (белая еще на грудке и на животе).
Воспитатель заканчивает рассказ: У кошки зеленые глаза, острые ушки. Она лежит и смотрит на котят. ( визуальные подсказки: цвет, глагол «лежит»)
Воспитатель: Ребята, а сколько котят на картине? (три котенка) ( визуальные подсказки: число 3)
Котята какие? (маленькие, пушистые, смешные) ( визуальные подсказки: размер, текстура, эмоция)
Давайте внимательно рассмотрим котят. Я расскажу про одного котенка, а вы про остальных: полосатый котенок лежит около мамы. Он пригрелся и крепко спит.
Имя, расскажет про рыжего котенка. (виз. подсказки: цвет, место, глагол)
Имя, расскажет про серого котенка. (виз. подсказки: цвет, место, глагол)
Где же папа-кот? (папа кот ушел ловить мышей) (виз. подсказки: кот с мышкой)
А как бы вы хотели назвать эту картину?
Художник дал картине название «Кошка с котятами».
Воспитатель: Давайте представим что мы находимся на картине, что мы рядом с кошкой и котятами. Что вы слышите? (включить звуковые подсказки - мурлыканье кошки, мяуканье кошки)
Дети повторяют звуковую имитацию.
Воспитатель: Погладьте кошку и котят, что вы чувствуете? (раздать мягкие игрушки или помпончик).
Дети: Мягкие, пушистые, теплые (проговаривают слова)
Воспитатель: А давайте, мы тоже с вами будем маленькими котятами.
Физкультурная минутка.
Вот окошко распахнулось (руки в стороны)
Все котята на карниз (имитирует грациозную походку кошки)
Посмотрели котята наверх, посмотрели котята вниз
Вот налево повернулись (повернуть голову налево)
Проводили взглядом мух (повернуть голову вправо)
Потянулись, улыбнулись и уселись на карниз (присесть)
Воспитатель: Ребята, а с чем любят играть котята?
Дети: с клубочком. (виз. подсказка: картинка-котенок с клубком)
2. Словесная игра: «Что умеет делать кошка?»
Ребята, я предлагаю вам сесть в круг. Мы будем передавать клубочек друг другу, и отвечать на вопрос: "Что умеет делать кошка?". (вместе с клубком демонстрируются визуальные подсказки).
Например: "Царапаться". Так мы будем играть до тех пор, пока не вспомним всё то, что умеет делать кошка.
Воспитатель: Пришло время вернуться к нашей картине.
Составление рассказа по картине с помощью вопросов воспитателя и визуальных подсказок. (размер, внешний вид, число 3, размер, эмоция, клубочки, пить молоко, глагол «лежит», охота на мышей, эмоция.)
«Картина называется «кошка с котятами». На ней изображена (кошка с котятами). Кошка большая… (пушистая красивая). Рядом с ней… (три котенка). Они… (маленькие, смешные). Одного котенка зовут (Мурзик). Он (играет с клубочками). Другого котенка зовут… (Пушок, он лакает молоко). Третьего котенка зовут… (Соней). Соня уже наелась и … (легла рядом с мамой). Папа-кот ушел… (на охоту). Мне понравилась картина, потому что котята получились… (смешные)».
Воспитатель выслушивает рассказы детей, поощряя их попытки к рассказыванию.
Заключительный этап:
Рефлексия деятельности.
Воспитатель хвалит детей за работу на занятии и за составление рассказов.
Вы друзья мои старались
Все прилежно занимались
Всех хочу благодарить
И раскраску подарить.
Дети раскрашивают Кошек.