Сагитова Альфира Фанисовна
Конспект открытого логопедического занятия на тему «Путешествие в мир русских народных сказок».
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в мир русских народных сказок
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;
- закреплять умение пересказывать сказки, совершенствовать интонационную выразительность речи;
- учить внимательно слушать загадки и отгадывать их;
- закреплять представления о книжной графике, о творчестве художников-иллюстраторов русских народных сказок Е. М. Рачёва,
Ю. А. Васнецова ;
- развивать навыки звукового анализа и синтеза.
Коррекционно-развивающие:
Публикация «Конспект открытого логопедического занятия на тему „Путешествие в мир русских народных сказок“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
- развивать связную речь, мышление, фантазию, воображение;
- закрепить умение мастерить поделки в технике оригами;
- совершенствовать мелкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей интерес, любовь к устному народному творчеству.
Оборудование:
Ноутбук, мультимедийный проектор, экран, тетради, карандаши, цветная бумага, ножницы, клей, персонажи пальчикового театра «Петушок и бобовое зёрнышко», картинки с изображением теремка, матрёшек, лисички, мышки, волка, зайца, схема описательного рассказа.
Предварительная работа:
1. Создание мини-библиотеки «Путешествие по русским народным сказкам», чтение русских народных сказок.
2. Беседы «Сказки - добрые друзья», «Мои любимые сказки».
3. Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
4. Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.
5. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам, беседа «Художники-иллюстраторы русских народных сказок Е. М. Чарушин и
Ю. А. Васнецов».
6. Рисование иллюстраций к сказкам детьми.
7. Раскрашивание иллюстраций по русским народным сказкам.
8. Коллективная аппликация по мотивам сказки «Теремок».
9. Аппликация из пластилиновых шариков по мотивам сказки «Репка».
10. Аппликация в технике оригами по мотивам сказки «Царевна- лягушка»
11. Аппликация по мотивам сказки «Маша и медведь».
12. Просмотр мультфильмов по сказкам «Маша и медведь», «Лиса и журавль», «Каша из топора».
13. Разгадывание загадок о сказках, героях сказок.
14. Проведение викторины «Знатоки сказок».
15. Организация конкурса детского рисунка «Моя любимая сказка».
16. Выставка работ детей, сделанных в период реализации проекта.
17. Дидактические игры «Герои русских сказок», «Разложи по порядку и вспомни сказку», «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки?».
18. Консультация для родителей «Читаем детям сказки»
19. Информация для родителей в папке-передвижке «Для чего нужны сказки?», «9 причин рассказывать детям сказки».
Ход занятия
Дети входят в группу, здороваются с гостями.
Логопед (вместе с детьми) :
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся!
Логопед : Ребята, скажите, пожалуйста, как называется страна, в которой мы живём?
Д: Россия.
Логопед : Правильно, Россия. Наш народ славится своими талантами. С давних пор на Руси народные умельцы делали игрушки, которые назывались по имени селений, где их создают. Это дымковские игрушки, хохлома, деревянные изделия городецкой росписи и многое другое (демонстрация игрушек). Русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми, так радовали душу. Русское народное искусство тесно связано с обычаями и обрядами, народными праздниками, народной музыкой. А ещё русский народ славится своими сказками. Вот о русских народных сказках мы сегодня с вами и поговорим:
Отправляемся друзья,
В чудо сказки – вы и я.
Здесь экран волшебный есть,
Сказок там не перечесть!
(показ презентации «Путешествие в мир сказок», беседа, отгадывание загадок).
2. Логопед : Мы с вами знаем пословицы о сказках. Давайте вспомним их.
Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. (Костя)
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. (Надя)
Кашу кушай, а сказку слушай. (Алмаз)
Хорошая сказка близка к правде. (Юля)
Пословицы на башкирском языке (Лейсан).
3. Логопед : Герои русских народных сказок о животных приготовили для вас задания. Постараемся их выполнить? (Ответы детей). Тогда начинаем. Первое задание приготовила нам мышка. Она предлагает нам вспомнить русскую народную сказку «Теремок» и расселить героев сказки в трёхэтажном теремке. Нужно определить количество слогов в названии сказочного персонажа и заселить его на соответствующем этаже.
3. Логопед : Молодцы! Продолжаем наше путешествие. Следующее задание для вас придумал зайка. Вспомните, в каких сказках встречается нам этот персонаж? Зайка просит нас угадать название животного, который чаще других встречается в русских народных сказках (на доске четыре матрёшки, дети должны, мысленно расположив их по росту, прочитать имя животного – лиса).
Сказки о лисе - самые популярные из числа сказок о животных. Помните, как, притворившись мертвой, она проводит простоватого мужика и крадет у него рыбу, учит глупого волка ловить хвостом рыбу в проруби, вымазавшись в квашне, заставляет пострадавшего по ее вине от побоев волка везти ее на себе, при этом напевая песенку: «Битый небитого везет». В сказках лиса хитрая, льстивая обманщица, иногда и сама попадающая впросак.
Сказка говорит нам о том, что корыстная выдумка, какой бы неправдоподобной и невероятной ни казалась (хвостом рыбу ловить, всегда найдёт глупца, который ей поверит.
Много проделок и проказ на памяти у лисы. Она гонит зайца из лубяной избы («Лиса и заяц», крадёт петушка («Кот, лиса и петух», съедает колобка («Колобок»). Всех её проделок и проказ не перечислишь.
4. Логопед : Вы правильно угадали название сказочного персонажа – это лиса. А давайте мы с вами составим рассказ о лисе по картинкам (описательный рассказ по схеме).
Образец рассказа :
Лиса - это дикое животное. У неё красивый и тёплый рыжий мех, поэтому ей не холодно зимой. У лисы небольшая голова, маленькие глазки, длинный и очень пушистый хвост. Лиса живет в лесу, в норе. Лиса - хищница, охотится на зайцев, ловит мышей. Детёныши у лисы – лисята.
5. Работа по подбору слов – омонимов.
Следующий герой русских народных сказок – волк. Он тоже приготовил для вас задание. Послушайте стихотворение (чтение стихотворения, демонстрация картинки с лисичками – животными и грибами).
-Кто вы?
Мы – лисички, дружные сестрички.
Ну а вы – то, кто же?
Мы лисички тоже.
-Как, с одной-то лапкой?
-Нет, ещё со шляпкой.
Как вы думаете, почему грибы назвали лисичками?
Пальчиковая разминка «Любимые сказки»
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть :
Рукавичка, Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка-краса,
Три медведя, волк, лиса.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем,
Знаем волка и козлят
Этим сказкам каждый рад.
6 Логопед : Послушайте, ребята, кажется, кто-то идёт к нам в гости (звучит музыка из передачи «В гостях у сказки»). В группу заходит сказочница с коробкой (в ней персонажи пальчикового театра «Петушок и бобовое зёрнышко») :
В сказке может всё случиться.
Наша сказка впереди.
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем гостье: «Заходи!»
Дети показывают гостям русскую народную сказку «Петушок и бобовое зёрнышко».
7. Логопед : А теперь я предлагаю вам сделать поделку по сказке «Петушок и бобовое зёрнышко». На логопедических занятиях мы уже учились с вами складывать из бумаги разные фигуры. Сегодня будем складывать из бумаги петушка (показ на фланелеграфе и объяснение процесса изготовления поделки).
8. Логопед : У нас получились красивые картинки. Давайте их подарим нашим гостям.
Сегодня мы с вами совершили путешествие в мир русских народных сказок.
Вам понравилось наше путешествие? Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.
Лейсан:
В мире много сказок,
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Арсен:
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
И добро навеки
Побеждает зло.
Логопед : Наша сказочница приготовила для вас угощение.
Сказочница :
За ваше старание, труд и смекалку
Хочу угостить вас сладким подарком!