Анна Комерзан
Конспект открытого комплексного занятия в средней группе «В мире звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ Школа им. Карамзина "Андреевский" корпус
Конспект
Занятие по развитию речи в средней группе на тему : «В мире звуков» (звуковая культура речи).
Провела воспитатель
Комерзан Анна Сергеевна
«В мире звуков»
Задачи:
Публикация «Конспект открытого комплексного занятия в средней группе „В мире звуков“» размещена в разделах
Образовательные: Закреплять навык правильного произношения звуков [с], [з], [ш], [ж]. Напомнить детям артикуляцию звука [ж]; поупражняться в произношении звука [ж] в словах и фразах; учить произносить звук утрированно. Развивать фонематический слух.
Развивающие: Активизировать словесно-логическое мышление, развивать слуховое внимание, артикуляцию и мелкую моторику. Способствовать укреплению психофизического здоровья детей.
Воспитательные: Формировать интерес к познавательной деятельности, любознательности, желание участвовать в театральной деятельности.
Предшествующая работа: работа с карточками, определение и нахождение звуков [з], [с], [ш] в словах, артикуляционная гимнастика.
Материал к занятию : шапочки змеи, филина, лягушки, «жука», имитация озера, насекомые, цветы, демонстрационные предметные картинки бабочка, ежик, белка, жук; игрушка солнышка, оранжевая ленточка «лучик», аудиозапись «Звуки леса», магнитофон.
Ход занятия.
Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? (Весна). Верно на улице весна, весело щебечут птицы, ярко светит солнышко. Посмотрите какое солнышко к нам пожаловало!
Воспитатель, логопед и дети делают массаж лица
Личико солнышко согрело
Потеплело, потеплело
(поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей)
Наши ручки потянулись (тянемся вверх)
Наши губки улыбнулись (улыбнуться)
Воспитатель: Солнышко ярко светит, погода замечательная, проснулось не только солнышко, но и природа тоже просыпается от зимнего сна, проснулся лес, а в нем и лесное озеро. А вы хотите сейчас оказаться на лесном озере и посмотреть что там происходит? (Да)
Так давайте мы туда отправимся, а солнышко своим лучиком укажет нам путь.
Звучит фонограмма «Голоса птиц»
Воспитатель: Вот и оказались мы с вами на лесном озере. Посмотрите какое оно красивое.
С приходом весны лес наполнился различными звуками. А что вы слышали? (Весело поют птички, жужжат жуки).
А вот я услышал как спешит к лесному озеру ручеек и льётся талая вода, попадая в озеро. Посмотрите какие ручейки текут к нашему озеру. А кто скажет как шумит водичка в ручейке? (с-с-с). Кружатся и звенят над озером комарики? Какую песенку они поют? (з-з-з).
А я слышу как квакают лягушки.
Лягушка:
Ква-ква!
Подходите к нам, лягушкам,
Тяните губки прямо к ушкам (улыбаются)
Логопед: Улыбнулись нам, подружки, большеглазые лягушки, давайте поупражняемся вместе с лягушками
Артикуляционное упражнение «Лягушки»
Растяните свои губки,
Мы увидим ваши зубки
Потянете-потянете
Нисколько не устанете
А теперь изобразим как лягушки ловят комариков
Пальчиковая игра «Лягушата»
Рот пошире открываем
В лягушат мы поиграем
А теперь закроем рот
Лягушонок наш жует.
(ладонями обеих рук имитируем лягушат, большой палец соединяем с остальными сомкнутыми пальцами)
Воспитатель: Ребята посмотрите.
На высокой сосне, в лесной тишине,
Добрый филин - у да у
Будем подражать ему.
Филин: Губы «Хоботом» тяну
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Логопед: Мы с ребятами тоже хотим быть похожими на филина и подражать ему. Правда ведь ребята. Посмотрите как у нас это получиться. (У-У-У)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в этих кустах кто-то шевелится и шипит, похоже на веревочку. Кто это? (Змея) ш-ш-ш
Змея: (девочка) Подражайте вы змее
С нею будьте на ровне
Высунем языки спрячем
Только так, а не иначе
(артикуляционное упражнение выполняет логопед)
Логопед: Давайте и мы пошипим, с начало громко. Потом тише.
Воспитатель: Ребята, а я еще слышу звук над лесным озером «ж-ж-ж». Чья это песенка? (Жука)
Логопед: Проснулись майские жуки.
Для того, чтобы у нас получилась такая же звонкая песенка, кончик языка мы спрячем за верхние зубы, закроем их губы сделаем круглые и добавим звук. (Показ артикуляции звука (ж).
Спойте песенку жука не громко (индивидуально) и по подгруппам (девочки и мальчики)
Воспитатель: Песенка жука в одних словах живет, а в других не живет. Сядьте на свои места и посмотрите на картинки. Тихо и медленно, шепотом назовите что на них изображено. (Жук, бабочка, ежик, белка). Скажите мне в названии какой картинки спряталась песня жука -ж-.(Жук, ежик). Правильно, молодцы, а в слове жук песенка в начале слова или в конце? (В начале). А в слове ежик песенка в начале, середине или конце? (В середине). Какие вы все молодцы!
А сейчас я вам прочту стихотворение В. Бирюкова
«Почему букет поет?»
Жук в рубашке полосатой
Полетел играть к ребятам
На цветок лиловый сел
Песню звонкую запел
Сока сладкого хлебнул
В колокольчике заснул
Да попал в букет к Маринке
и жужжит, жужжит в корзинке
А Маринка не поймет
Почему букет поет?
Почему же пел букет?
А хотите послушать рассказ и посмотреть маленький спектакль о приключении жука? Я буду рассказывать, а наши артисты Андрей и Алла мне в этом помогут. А вы нам, когда я попрошу, тоже помогайте.
Инсценировка рассказа «Поющий букет» В. Бирюкова
Вокруг нашего озера выросло много цветов (раскладывает цветы на ковре) Летел жук по свои делам и жужжал:
Жук: - Жуть, как пить хочется!
О чем жужжал жук? (Хоровые и индивидуальные ответы детей). Увидел он красивый цветок «обрадовался» : «- Ж-Ж-Ж! Тут я найду чем жажду утолить»
Залез в колокольчик и осмотрелся: «- Красиво, жить можно». Что прожужжал жук? (Жить можно)
Попробовал усиками дно цветка и сказал: «- Сок! Вкусный.» Попил он и стало ему весело: «- Жить хорошо!» - запел жук. О чем запел жук? (Жить хорошо)
Пел, пел и не заметил, как уснул. Шла по лугу девочка, цветы собирала. Набрала разных цветов в корзинку и принесла домой, и вдруг раздалось жужжание: «- Жуть! Куда я попал? Тут же люди живут».
О чем жужжал жук на этот раз? (ответ детей)
Воспитатель: Ну вот, погуляли мы около озера, но нам пора возвращаться в детский сад. А поможет нам в этом наше солнышко, которое своим лучиком укажет нам обратный путь в детский сад. (По лучику возвращаться в детский сад) Вот мы и опять в детском саду.
Ребята а где же мы с вами сегодня побывали.
Давайте с вами вспомним кого мы встретили около озера? (Жука, змею, лягушку, филина).
Логопед: А какую же песенку пели змея, комар, ручеек жук. (Индивидуальные ответы детей)
Воспитатель: Вы сегодня просто молодцы, я вас благодарю за хорошие ответы.