Ление Юнусова
Конспект открытого комплексного занятия по ФЦКМ «Портрет берёзы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого комплексного занятия
«Портрет берёзы»
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды детской деятельности:
познавательная, коммуникативная, продуктивная (творческая, игровая, чтение художественной литературы, музыкально-художественная (восприятие музыки, двигательная)
Цель:
Публикация «Конспект открытого комплексного занятия по ФЦКМ „Портрет берёзы“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Портрет. Портретная живопись, рисование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
1. Формирование целостной картины мира, представление о березе, как символе России.
Задачи:
Образовательные:
1. Способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения знаний о берёзе, как символе России.
2 .Формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней, уважение за дары, которые она даёт человеку, уточнить и углублять знания детей о взаимосвязях человека и природы.
3 .Способствовать развитию любознательности. Поддерживать интерес к истории России, национальной гордости.
4. Формировать умение детей варьировать средствами изображения зимних деревьев различными материалами и техниками (рисование по мокрому).
Развивающие:
1. Развить умение связно, последовательно рассказывать о берёзке по опорным сигналам (мнемотаблица).
2. Развивать свободное общение в диалогической речи, обогащать словарный запас у детей через фольклор, художественную литературу произведения поэтов и репродукций картин художников.
3. Развивать любознательность, композиционное умение передавать в «рисунке» настроение и эстетический образ к восприятию красоты природы.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувства гордости за свою Родину. Прививать любовь к родному краю, стране.
Предварительная работа:
1. Беседа о пользе берёзы, о её свойствах и способах использования.
2. Наблюдение за берёзой на прогулке.
3. Рассматривание картин о нашей красавице берёзе.
4. Разучивание стихов, песен, загадок, пословиц о берёзе.
5. Чтение художественной литературы.
Материалы и оборудование:
Письмо с иллюстрацией берёзки, костюм для девочки берёзка, макеты (дерево берёзы, веточка с листочками берёзы, ветка берёзы с почками, ветка берёзы с серёжками, берёзовый веник, гриб - подберёзовик, берёзовая кора, иллюстрация из берёзовой коры, шкатулки, лукошки, хлебницы, корзина, посуды, лапти, сумки, колыбель - младенца, матрёшка, самовар, балалайка, берёзовый сок, расписной сундучок, Карта Мира, глобус.
Репродукция художника И. Левитана «Берёзовая роща»,
Мнемотаблица «Правила поведения в природе», «Расскажи о берёзе».
Аудиозапись: «Звуки природы», музыкальное произведение - русская, народная, хороводная «Во поле берёзка стояла», «Смех детей». Фотография детей живущих в Африке, проектор.
Продуктивная деятельность: рисование «Белая берёза».
Для продуктивной деятельности: альбомный лист, простой карандаш, восковая свеча, акварель, кисть для рисования, салфетки, стакан с водой.
Ход занятия:
Здравствуйте, девочки!
Здравствуйте, мальчики!
Здравствуйте, гости дорогие,
Маленькие и большие!
Воспитатель:
Я рада вас видеть! Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями!
Дети:
Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, на почту детского сада пришло письмо, адресовано оно группе «Солнышко». У этого письма есть волшебный ключ, но прежде, чем распечатать и достать письмо, нам нужно отгадать загадку. Если мы с вами отгадаем загадку, то сможем прочесть письмо.
Загадка
Русская красавица
стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
в белом сарафане. (Береза)
(Дети отгадывают загадку.)
Молодцы! Отгадали мы загадку, распечатали конверт. А сейчас, мы достанем письмо и прочитаем.
Воспитатель достаё т с конверта письмо и читает:
Слайд №1 «Фотография детей из Африки».
«Дорогие ребята! Пишут вам дети из далёкой страны - Африки. В нашей стране не растут берёзки. Мы так наслышаны о ней, о вашей «Русской белоствольной берёзке», что нам хотелось бы узнать и познакомиться с ней поближе. Спасибо! Дети Африки».
Воспитатель:
Ребята, давайте расскажем детям из Африки о берёзках. А поможет нам в этом сама берёзка. Я сегодня не просто Ление Диляверовна, а волшебница, которая поможет вам оказаться в лесу.
Вы любите путешествовать, а сказки? Я предлагаю вам отправиться в путь дороженьку, а поможет нам «волшебный ларец», а в ларце «Волшебный платочек».
Дороженька нам предстоит дальняя.
Прежде, чем оказаться в лесу, возьмёмся все за руки и закроем глаза. Как только вы услышите звуки леса (пенье птиц, журчанье ручейка, сразу открывайте глаза. Готовы! Тогда в путь!
Волшебница произносит слова:
«Взмахну я платочком волшебным своим,
И в гости к берёзкам – мы прилетим».
(Услышав звуки леса – дети открывают глаза, (аудиозапись «Звуки природы»)
Слайд № 2 «Картина леса», «Звуки природы»
Волшебница:
Ребята, посмотрите, где мы с вами оказались?
Дети: В лесу.
Как вы догадались, что это лес?
Дети: Лес - это дом, где растут много деревьев и живут разные животные.
Волшебница: Представьте, что мы в сказочном лесу, Оглянитесь вокруг. Поют птицы, летают бабочки, растут красивые цветы. Ярко светит солнце. Вы ощущаете мягкую зелёную сочную траву. Вдыхаете свежий воздух, аромат природы. Вслушиваетесь в звуки леса.
Волшебница:
Открываем 1 конверт.
В этом конверте письмо с загадочными знаками. Нам нужно их разгадать.
«Кто быстрее подойдёт, тот быстрей секрет найдёт.
Всем расскажет и покажет.
Объяснит и путь укажет»
На магнитную доску вывешивается «большое» письмо со знаками.
Волшебница читает первую строчку из письма.
1. Как меня зовут? (рисунок дерева берёзы)
Дидактическая игра: «Найди среди деревьев берёзу»
На столе лежат иллюстрации разных видов деревьев (ель, сосна, дуб, берёза).
Детям предстоит выбрать и назвать вид дерево - берёзы (иллюстрации на каждого ребёнка).
Дети выбирают иллюстрации берёзы.
Волшебница:
А как вы её узнали, среди других деревьев? На что вы обратили внимание?
Работа по мнемотаблице:
«Расскажи о берёзе»
Дети: Берёза высокое, красивое, лиственное дерево. Её легко узнать среди других деревьев. У берёзы белая кора. Раньше люди писали на коре берёзы письма, она заменяла бумагу. За белую кору её называли в народе - белоствольная. Белую кору называют – берестой. Береста – это защитный слой дерева. Он защищает ствол от воды, от вредных воздействий человека. Ветки у берёзы тонкие, длинные, а зелёные листочки похожи на сердечки. У белоствольной берёзки есть чёрные чёрточки.
Как вы думаете, зачем нашей белоствольной берёзке чёрные чёрточки и как они называются?
Дети: Чечевички.
Правильно, это чечевички. Они служат для того, чтобы берёзонька наша дышала.
Как называется место, где растут много берёз?
Дети: Берёзовая роща.
Волшебница: Берёзовая роща всегда чиста и светла.
В народе называют берёзку «Русская красавица»
А как ласково называли нашу берёзу?
Дети: Берёзка, берёзонька.
Волшебница:
Молодцы! Русскую берёзу воспевали в своём творчестве не только художники, композиторы, но и русские поэты.
Чтение стихотворения А. Прокофьева «Люблю берёзку русскую»
«Люблю берёзку русскую»
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками.
С зелёным серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную.
А. Прокофьев
Волшебница достаё т 2 конверт и читает письмо:
«Где я расту?»
Обращает внимание детей на карту «Мира», «Глобус»
Ребята, скажите: «Что обозначает слово карта «Мира»?
Правильно! Карта «Мира» - это изображение Земли целиком.
А что обозначает слово «Глобус»?
Правильно! Глобус – это модель Земли.
Посмотрите внимательно на карту. Я не случайно её повесила. Что обозначает зелёный цвет на карте? Давайте посмотрим: «Где живут наши берёзки?
Кто мне покажет, на какой территории растёт много берёз?
Как много у нас в России лесов, а в этих лесах растёт наша белая берёза. Берёзу можно встретить по всей России. Она любит влагу, не боится мороза, так как в нашей стране для неё наиболее благоприятный климат.
Слайд №3 «Символ России - русская берёзка, во все времена года»
Волшебница:
Для людей живущих в России
«Всех милее и роднее, можно смело назвать нашу русскую берёзу - символом России». Берёза - единственное дерево в мире с таким стволом. Любит наш народ зелёную красавицу, за её красоту. Нельзя представить нашу Родину без белоствольной берёзы.
Берёза - символ красоты русской природы. В любое время года ею можно восхищаться и любоваться.
Ребята, сейчас я вам покажу страну на карте, откуда пришло письмо.
Действительно, в этой стране, не растут наши русские берёзки.
А страна эта называется - Африкой.
Волшебница:
Достаёт и открывает 3 загадочный конверт. Читает письмо.
«Что у меня есть?»
«Строение дерева берёзы?»
Детям предстоит выбрать карточку с иллюстрацией коры берёзы, веток, веток с почками, листьев, серёжки, цветочки, семена. (озвучивая их).
Задание:
С обратной стороны, детям предстоит нарисовать такую же иллюстрацию, как на карточке.
Физминутка.
- Мы берёзку посадили.
(приседаем имитируем посадку дерева)
- Мы водой её полили,
(имитируем поливку лейкой)
- И берёзка подросла.
(встать на носочки вытянуть руки вверх)
- К солнцу ветки подняла,
(руки над головой, машем вправо, влево поочерёдно)
- А потом их наклонила,
(руки опустит в низ)
- И ребят благодарила.
(поклон головы)
Волшебница достаёт 4 конверт и читает письмо.
«Кто живёт вокруг меня?»
Детям предлагается дидактическая игра «Что рядом с берёзой растёт, и кто около берёзки живёт?»
На подставку ставиться макет берёзы. Волшебница предлагает разложить и развешать карточки с изображением растений, грибов, птиц и животных. Во время работы, дети берут карточку и обсуждают, в какое место её прикрепить. По завершении работы получаются группы живых организмов: одни используют берёзу как дом, другие живут и питаются на этом дереве. (ландыши, трава, земляника, дуб, сосна, ель, подберёзовик, белый гриб, синица, снегирь, вороны, зайцы, ёжик, лиса, оленята, кроты).
Волшебница:
Достаёт и открывает 5 конверт. Читает письмо.
«Кому я помогаю?»
Волшебница:
Что в берёзке загадочного, волшебного?
Какими лечебными свойствами обладает русская берёза?
Дидактическая игра «Покажи и расскажи»
Детям необходимо выбрать предмет и рассказать об их лечебных свойствах.
(веточка берёзы с почками, веточка берёзы с листочками и серёжками, веточки берёзы, берёзовый сок, гриб – подберёзовик).
Дети:
-Весной из почек берёзы – делают лекарство, чай. Выпьешь чай, простуды как и небывало.
- Серёжки берёзы служат кормом для птиц.
- Летом из веточек берёзы готовят веники, парятся в банях, так как в берёзовых листочках много полезных витаминов.
- Весной когда деревья «просыпаются, из него заструится сладкая прозрачная жидкость - берёзовый сок. Очень вкусный. Его пьют для оздоровления, утоляет жажду, придаёт сил. В старину людям говорили: «Хочешь быть здоровым - пей свежий берёзовый сок». Очень любят берёзовый сок птицы, звери.
- Любители грибники после дождя ходят по такому лесу и собирают грибы - подберёзовики.
Волшебница:
Какие правила люди должны соблюдать в природе?
Работа с мнемотаблицей.
Не загрязняй природу, убирай мусор за собой.
Не лови насекомых.
Не разоряй муравейники.
Не ломай ветки деревьев и кустарников.
Не разводи костры под деревьями.
Не шуми в лесу.
Не рви в лесу и на лугу цветы.
Не разоряй гнёзда птиц.
Волшебница:
Ребята, как нам поступить, если с берёзки собрали берёзовый сок?
Дети: Нужно перевязать берёзу прочной лентой, или замазать раны.
Волшебница:
Еще в старину люди праздновали праздник «Русской берёзы» или праздник «Троицы». Хозяйки домов наводили чистоту и порядок, украшали комнаты зелёными веточками берёзы, которая символизировала приход весны, хорошего лета без засухи и богатым урожаем, так было в каждым доме. Берёзовые веточки клали в колыбель младенца, чтобы сила берёзы оберегала малыша от болезней и других неприятностей.
А как же праздники без народного гулянья? На этом празднике люди водили хоровод вокруг берёзы, завязывали атласные ленточки.
Что за чудо хоровод,
Каждый пляшет и поёт.
А уж как танцуем вместе,
На лугу зелёном летнем!
Ребята, а вы хотите поводить хоровод вокруг берёзки, как в старые, давние времена?
Слайд № 4 Аудиозапись:
«Во поле берёзка стояла» популярная русская хороводная песня.
• Во поле берёза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли - люли, стояла (2 раза)
• Я ж пойду, пойду, погуляю,
Белую берёзу заломаю,
Люли - люли, заломаю. (2 раза)
Волшебница:
Ребята, пока мы с берёзкой хоровод водили, берёзовая роща нам подарок преподнесла. (Стоит расписной сундучок, а в нём, конверт, альбомный лист, простой карандаш, восковая свеча, акварель, макет берёзы, кисть, стакан с водой).
Волшебница:
Сейчас, мы послушаем стихотворение С. А. Есенина «Берёза». Узнаем, что мы будем с вами рисовать.
«Берёза»
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
С. А. Есенин.
Волшебница: Правильно, будем рисовать березку.
Ребята, давайте вместе с берёзкой выполним эту работу.
В нашем волшебном сундучке есть все необходимые материалы для работы. Но для начало, давайте подготовим наши пальчики, чтобы они быстро и аккуратно работали.
Пальчиковая гимнастика.
1,2,3,4,5
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья осины,
Листики клёна,
Листья рябины,
Листики дуба мы соберем,
Маме красивый букет отнесем.
Продуктивная деятельность: рисование восковой свечой «Белая берёза»
1. Располагаем лист вертикально, посередине простым карандашом рисуем ствол, чёрные «кармашки» на нём.
2. Справа и слева от ствола рисуем ветви, которые сначала тянутся вверх, а затем плавно опускаются вниз (чем выше ветви, тем короче).
3. У каждой взрослой ветки есть веточки-деточки (ветки не должны получиться слишком мелкими, иначе сложно будет осуществить нанесение воска).
4. Ствол и каждую веточку необходимо закрасить-обвести уголком свечи (нажим достаточно сильный).
5. При определённом наклоне листа становятся видны восковые линии, это позволит не пропустить ни одной ветки; также можно заполнить воском сугробы и нанести в воздухе точки-снежинки.
6. Толстой кистью смочить весь лист водой для нанесения акварели в технике а-ля-прима (рисование по-мокрому).
7. Передать цветом красоту неба - зарю: горизонтальными линиями акварелью, постепенно спускаясь от верхнего края листа к нижнему, выполняя плавные переходы от цвета к цвету.
8. Волшебство, которое происходит при работе акварелью, не передать словами: заснеженная берёзка как бы возникает из ниоткуда, поражая воображение дошколят.
Волшебница:
Какие красивые берёзы у нас получись. Теперь мы точно знаем, что нашим друзьям из Африки понравятся наши рассказы и рисунки о берёзе. Ребята, а как же нам отправить письмо в Африку? (Ответы детей)
Волшебница: А я вам подскажу, как быстрее отправить наше письмо. У нас есть волшебный ларец, а в нём волшебный платок, нам только нужно произнести волшебные слова, и наше письмо быстро доставят в Африку.
Слайд №5 «Карта Мира»
( Волшебница читает :
«Ты лети, лети письмо,
Через Запад на Восток,
Через Север, через Юг,
Облетев весь мир вокруг,
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы наше письмо скорее оказалось в Африке.
Ну вот, ребята, наше письмо доставлено.
Берёзка благодарит вас и хочет угостить берёзовым соком.
Волшебница:
Ну, а нам пора возвращаться домой, в наш любимый детский сад, возьмёмся все за руки и закроем глазки, как только вы услышите смех детей, сразу открывайте глаза. Готовы! Тогда в путь!
Слайд № 6 Аудиозапись «Смех детей»
Заключительная часть. Подведение итогов
Сегодня мы узнали много интересного о традициях, символе нашего народа.
Рефлексия.
- С каким деревом вы сегодня познакомились?
- Что вы нового узнали о берёзе?
- Какое дерево рисовали?
- Что вам понравилось на занятиях?
- Что было сложным?