Александра Володева
Конспект открытого итогового логопедического занятия «Мягкие согласные»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- рассказать о мягких согласных фонемах,
- познакомить с мягким знаком,
- научить обозначению мягкости согласных на письме с помощью Ь.
Задачи.
Коррекционно-образовательные: расширить словарный запас по теме «Весна»
Коррекционно-развивающие: развивать слуховое внимание, фонематический слух, воображение, мышление, зрительную память, координацию тонких движений кисти и пальцев рук, пространственную ориентацию, мелкую моторику рук
Публикация «Конспект открытого итогового логопедического занятия „Мягкие согласные“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Согласные звуки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Коррекционно-воспитательные: воспитывать умение внимательно слушать ответы друг друга, чувство взаимопомощи.
Методические приемы: художественное слово, указание, беседа, игровой прием, показ.
Оборудование: песочница, картонные домики (красные и синие) – 14 штук, набор букв (Л,Е,Д,И,Т,Ё) – 14 штук, картинки (с изображением стола, окна и гуся, диск с музыкой Чайковского «Времена года. Апрель», солнышки (улыбающееся и грустное, фишки (для составления схемы слова, плакат с изображением желтого круга, краски для рисования пальчиками, тарелочки, влажные салфетки.
Ход занятия.
1. Организационный момент
Дети входят по музыку Чайковского «Временя года. Апрель»
2. Дыхательная гимнастика
3. Артикуляционная гимнастика
4. Пальчиковая гимнастика
На базар ходили мы
Много груш там и хурмы.
Есть лимоны, апельсины,
Дыни, сливы, мандарины.
Но купили мы арбуз.
Это очень вкусный груз
Кусается сильно котенок глупыш,
Он думает, - это не палец, а мышь,
Ноя же с тобою играюсь, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе «кыш»
- ребята, посмотрите на картинку!
Какое у нас сейчас время года (весна)
Сколько месяцев у весны (3)
А какой сейчас месяц? (апрель)
Дети подходят к песку.
5. Введение в тему.
- Ребята, смотрите, в песке что-то есть. Давайте сдуем песок и посмотрим, что же там спрятано. Дети сдувают (картинки «стол», «окно», «гусь»). Ребята, какие звуки на конце этих слов? (сь) – согласный, мягкий.
- а теперь послушайте слова. Когда услышите в конце слова мягкий звук, то хлопните в ладоши. Эти солнышки будут вам улыбаться, если вы ответите правильно, и грустить – если неправильно (капель, весна, свирель, чиж, петь, скворец, оттепель, лужи, зелень, цветы).
6. Сказка «Отец и мать». А теперь послушайте сказку и запомните слова, у которых на конце будет мягкий звук.
Была весна. На ветке в лесу сидели две маленькие птички. Он и она.
- Спеть! Спеть! – спрашивает он.
- Спеть!Спеть! – отвечает она.
- Свить! Свить! – Это он уже про гнездо.
- Свить! Свить!
Через некоторое время у них появились птенцы.
- Пять!Пять! – радостно поет отец. – Точь в точь!Точь в точь! – Это он о том, что птенцы на него похожи.
А дети уже пищат:
- Пить!Пить! Есть! Есть!
Принес отец червячка. Спрашивает у матери:
- Дать?Дать?
А дети хором:
-Дать! Дать! Дать! – И ну рвать червячка на части.
-жуть – говорит отец.
Выросли птенцы и полетели из гнезда.
-Вернуть? – спрашивает отец.
-Пусть, пусть – тихо ответила мать.
7. Физкульминутка
Ручку правую на плечо, ручку левую на бочок
Руки в стороны, руки вниз и налево повернись.
Ручку левую на плечо, ручку правую на бочок.
Ручки вверх, ручки вниз и направо повернись.
8. Сочиним сказку.
Ребята, а теперь давайте подойдем к нашим столикам. Что это у нас ребята? Как вы думайте, для чего они нужны?
Про мягкий знак.
Жили-были в азбуке буквы, разные – гласные, согласные. Ходили друг друга в гости.
Вот как-то раз С пошла к Я. (согласная из синего домика пошла к гласной из красного). И вы, ребята, покажите это. Прочитаем.
Л к Е (прочитаем, Д к И (ДИ, Т к Ё (ТЁ).
Какие это согласные? (мягкие)
Буквы жили – не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку Ы с которою никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука.
- Что ты за буква? – возмущались они.
Вот это буква Ь. (показываю её детям и говорю, что она называется «мягкий знак»).
Она не обозначала никакого звука, не умела говорить, молчала, и никто с ней не дружил, не разговаривал. Жилось мягкому знаку плохо, очень одиноко.
Как-то раз взялись букв составлять слово. Это было их любимое занятие. Ноь это слово спрятано в песке. Прежде, чем мы его найдем, ответьте мне на вопросы:
- Ребята, какое время года сейчас (весна)
-Назовите месяцы весны (март, апрель, май).
-Какой второй месяц весны? (апрель)
Правильно! А теперь давайте это слово найдем в нашей песочнице.
Вот мы и нашли слово, которое составили буквы. Получается «апрел».
-Что-то у нас не получается! – говорили буквы. – Звук «Л» в слове «апрель» мягкий, а у нас твердый. – И говорит: - встану я и обозначу мягкость Л, - и быстро пристроилась в конце.
- Что получилось? (апрели)
-лучше я встану – сказал Я (апреля)
- У нас опять ничего не получается, ведь ты обозначаешь звук «А», - сказали буквы.
Что же делать? Ребята, подскажите! (надо поставить Ь)
-Иди к нам, мягкий знак, - позвали буквы.
Он с радостью согласился помочь буквам и быстро встал в конец.
Что получилось, ребята? (апрель)
Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости Ь.
9. Буквы предлагают всем ребятам выложить слово «апрель» и посчитать, сколько слов в предложении.
10. А какие поговорки или приметы вы знаете о весне - мнемотаблицы.
(если весной сверкает молния, а грома не слышно – лето будет сухим.
Апрель с водою – май с травою.
Весенний дождь лишним не бывает).
11. Итог занятия (солнышко рисуем красками из ладошек)