Наталья Дубель
Конспект открытого интегрированного занятияв старшей группе «Кузьминки»
Конспект открытого интегрированного занятия
«Кузьминки»
Программное содержание:
1. Знакомство с историей и художественным наследием родного края, приобщение детей к истокам народной культуры и традициям Урала.
2. Закрепление знаний фольклора: русских народных игр, хороводов, частушек, закличек, пословиц и поговорок о труде.
Публикация «Конспект открытого интегрированного занятияв старшей группе „Кузьминки“» размещена в разделах
3. воспитывать чувство любви к народным традициям родного края.
4. показать взаимосвязь между изобразительным искусством и народным фольклором.
Ход занятия:
Звучит веселая народная музыка. Дети нарядные входят в зал, пританцовывая, и встают в полукруг перед центральной стеной.
Хозяйка: - Здравствуйте гости дорогие красны девицы и добры молодцы!
Дети: - Здравствуй хозяюшка и гости дорогие! (с русским поклоном).
Хозяйка: - садитесь гости дорогие! Будьте как дома! Осень торопит, зима
не ждет. Осень – жеруха со злюкой зимой борется. Кончились
осенние заботы. Урожай собрали, капусту на зиму наквасили.
Пора и зимними делами заняться. Парни лапти пусть плетут, а
девушки – рукоделием займитесь. С этого дня, с Кузьминок
устраивались посиделки.
- Ребята, а что это за праздник – «Кузьминки»?
Дети: - 1) «Кузьминки - об осени одни поминки».
2) «Кузьминки – встреча зимы».
Хозяйка: - Да! Правильно! Этот праздник назван в честь святых Кузьмы и
Демьяна, покровителей ремесел, кузнечного искусства и
женского рукоделия. «Кузьминки» - это праздник кузнецов.
А вот и кузнецы к нам в гости пожаловали.
Кузнецы: - 1) Идут кузнецы из кузницы, несут кузнецы два молота.
2) Галки, вороны, собирайтесь к нам.
Варите кутью, поминайте Кузьму.
Инсценирование русской народной песни «Во кузнице».
Хозяйка: - На посиделках время проводили за любимым занятием : кто
прядет пряжу, кто вышивает, кто вяжет, кто из глины посуду
лепит, кто из дерева ложки да игрушки вырезает. А вот в работе
парням и девушкам помогали Кузьма да Демьян. Они – большие
работники.
Воспитатель: - А мы знаем пословицы и поговорки о труде:
1) делу время – потехе час.
2) Сделал дело – гуляй смело.
3) Труд человека кормит, а лень портит.
4) Любишь кататься, люби и саночки возить.
5) Терпенье и труд все перетрут.
6) Долг день до вечера, коли делать нечего.
7) Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
Воспитатель: - А еще наши ребята работали летом на огороде и в саду,
вырастили и собрали богатый урожай овощей и фруктов.
Хозяйка: - А вы любите загадки отгадывать? (да)
- А вот мои загадки:
1) Кругла да гладка, 3) Сидит девица в темнице,
откусишь – сладка, А коса на улице.
засела крепко (морковь)
на грядке ….(репка).
2) Уродилась я на славу 4) Лежит меж грядок
Голова бела, кудрява зелен и сладок.
Кто любит щи – меня 5) Голова на ножке,
В них ищи (капуста). А в голове горошки.
(горох)
Хозяйка: - Молодцы! Хорошо вы загадки разгадываете. Ну, что-то
засиделись мы, - не пора ли нам повеселиться?
Ребенок: - Мы по улице гуляем
Хороводы выбираем,
Где веселый народ –
Тут наш будет хоровод.
Хоровод «Урожайный» Филиппенко.
Хозяйка: - Молодцы, ребята, богатый урожай овощей собрали с огорода.
Руководитель ИЗО: - На посиделках девушки очень любили
рукодельничать, вязать, шить, а парни плели лапти и
корзины. Давайте и мы сейчас займемся делом:
украсим вот эти вазы красивым узором и наполним
овощами и фруктами.
Звучит спокойная русская народная мелодия, дети проходят за столы.
Идет выполнение коллективной работы аппликация на тему: «Наполни вазу овощами и фруктами».
Хозяйка: - Сделал дело – гуляй смело! На посиделках всегда было весело!
Не пора ли и нам повеселиться? Споем озорные частушки, всех
порадуем!
Ребенок: - Тары, бары, тары, бары! Выпьем чай из самовара с частушками,
ватрушками и с блинами вкусными!
«Озорные частушки» (с шумовым инструментом).
Хозяйка: - Замечательные частушки!
Мы и пели и плясали,
а еще не поиграли!
Народ в развеселый хоровод!
Поиграем и позабавимся.
Ребенок: - русская народная игра «Зоря заряница» (встают в круг,
считалкой выбирают Зорю Заряницу. Она берет в руку платочек и
начинает игру, все поют слова игры, в игру играют 2-3 раза).
После игры садятся на стулья.
Обобщение:
Хозяйка: - Вам понравились наши посиделки? (ответ детей)
- С каким народным праздником мА сегодня с вами познакомились? (ответ детей)
- А что за праздник – «Кузьминки»? (ответ детей)
- А в честь, каких святых назван этот праздник? (ответ детей)
- Кто такие Кузьма и Демьян? (ответ детей)
- А какое время года этим праздником провожаем? А встречаем? (ответ детей)
- Да, правильно!
Хозяйка: - Играми да плясками сыт не будешь! Славится наш народ
гостеприимством да угощением знатным! «Чай горячий – наша
сила, украшение стола»
- А главным украшением стола являлись пироги с капустой, с
морковью, с яблоками!
- А ну-ка, я в печь загляну, должен и мой пирог подоспеть.
- А вот вам и пирог с капустой.
Воспитатель: - Спасибо хозяюшка, мы твой пирог в группе с чаем
горячим попробуем. Ну а нам пора! До свидания,
Хозяюшка, гости дорогие!
Хозяюшка: - До свидания гости дорогие!
Под музыку дети уходят из зала.