Наталья Харланова
Конспект открытой ИД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие в лабораторию»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект открытого интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования
«Путешествие в лабораторию. Мир опытов и экспериментов» с детьми старшей группы
Цель: Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Познакомить детей с микроскопом.
Задачи:
Публикация «Конспект открытой ИД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „Путешествие в лабораторию“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
-расширять кругозор детей и познакомить детей с микроскопом, учить детей работать c микроскопом, наблюдать, сравнивать разные объекты, рассматриваемые под микроскопом
-развивать интерес к проведению опытов;
-развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память;
-развивать стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
-познакомить с понятием «клеточное строение» на наглядном материале (лист, вода);
-воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, умение работать в коллективе.
Интеграция образовательных областей:
-социально-коммуникативное развитие,
-речевое развитие,
-познавательное развитие,
-физическое развитие,
-художественно-эстетическое развитие
Материалы и оборудование: фартуки, нарукавники, мольберт с правилами поведения в лаборатории, микроскоп, колбы на подставке, пробирки, лупа, пипетки, пинцет, пластмассовые тарелки, стаканчики, салфетки. Наглядные материалы (картинки с деталями микроскопа, картинки с объектами под микроскопом)
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображениями ученых разных профессий, лабораторий, микроскопов и их деталей, проведение опытов.
Ход образовательной деятельности
(Вводная часть)
Раздается звон колокольчика, в это время воспитатель находит письмо и зовет детей.
Воспитатель: Здравствуйте, мои друзья! (ответы детей)
Утренний круг: Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй, собрались ребята в круг
Слева друг и справа друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое? Странный конверт какой-то, на нем ничего не написано, только колбы нарисованы. Давайте откроем конверт и узнаем от кого же мы его получили. (Ответы детей)
Воспитатель: Так, так…ребята, оказывается, для того чтобы узнать кто нам прислал письмо, нам нужно отгадать загадку:
Хорошо учился в школе,
Институтский курс освоил.
Все науки изучал,
Академиком он стал.
Книг прочёл, наверно тонны!
Настоящий он… (УЧЁНЫЙ)
Воспитатель: правильно, ребята, нам его прислал профессор ЧТОГДЕКОГДАШКИН, и он приглашает нас посетить свою лабораторию, и превратиться в настоящих ученых.
Вы готовы отправиться в путешествие? (ответы детей)
(Основная часть)
Воспитатель: Ребята, ну вот мы с вами и оказались в лаборатории профессора и начинаем свое путешествие. Для этого, давайте вспомним правила поведения в лаборатории : (ответы детей по картинкам) не брать без разрешения, не пробовать, не кричать, находиться в лаборатории в специальной одежде.
Воспитатель: для начала, я предлагаю вам надеть специальную одежду ( лежит в коробке: фартуки, нарукавники, шапочки)
Воспитатель: ну а теперь, давайте займем свои места, и мы начнем наше путешествие в страну экспериментов.
Воспитатель: В лабораториях работает много людей, там есть и ученые, и профессоры, и помощники ученых. У нас тоже так много интересного и необычного. Есть микроскоп, различные колбы, пипетки. (иллюстрации предметов. Показать картинку микроскопа)
Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, что это за предмет такой необычный? (ответы детей)
А как вы думаете, для чего же нужен микроскоп? (ответы детей) Правильно, молодцы! С помощью микроскопа можно рассматривать самые маленькие предметы, которые мы не можем разглядеть.
Воспитатель: А теперь посмотрите на картинку микроскопа внимательней, это очень сложный механизм, который состоит из многих частей. Вы знаете, из каких частей он состоит?
(ответы детей)
Объектив - самая важная часть микроскопа! Потому что в нем спрятана одна маленькая, но важная деталь - линза! Ее еще называют – увеличительное стекло, вы наверняка слышали это название. (рассматривание картинки предмета)
Именно с помощью линзы, спрятанной в объективе, мы можем увидеть самые маленькие предметы, и даже рассмотреть из чего они состоят. Именно от линзы зависит качество изображения, то есть картинки, которую увидят ваши глазки.
Окуляр - это часть микроскопа, которая находится к нашим глазкам ближе всего. Окуляр закрыт стёклышком. Это сделано для того, чтобы защитить объектив и линзу от пыли. Объектив и окуляр - как братья, всегда дружат и работают вместе. (рассматривание картинки предмета)
Предметный столик – это место, куда кладется тот предмет, который мы хотим рассмотреть. (рассматривание картинки предмета)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что все живое состоит из маленьких микроорганизмов, которые называются – клетки. (ответы детей)
- Ребята, почему мы их не видим? А как же мы их можем увидеть? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, их можно рассмотреть под микроскопом.
Давайте сейчас мы с вами рассмотрим под микроскопом небольшие микропрепараты.
(Дети поочередно подходят к микроскопу и через окуляр рассматривают образцы.)
Воспитатель: Ребята, а расскажите, что вы увидели там? - Это клетки.
Воспитатель: правильно ребята, все предметы, состоят из маленьких частиц, клеток, которые мы с вами можем рассмотреть только под микроскопом.
Воспитатель: Итак, для того чтобы стать настоящими учеными, наш профессор предлагает нам провести несколько опытов, но какие опыты мы будем проводить, помогут нам загадки (загадка про соль и сахар)
Блестящий, в меленьких кристаллах,
Его всегда едим немало!
Он в тортах прячется, пирожных…
Что нужно кушать осторожно? (сахар).
Я, конечно, очень нужен.
Без меня не сваришь ужин,
Не засолишь огурца,
Не заправишь холодца.
Но не только лишь в еде -
Я живу в морской воде.
Если льет слеза из глаза,
Вкус припомнишь мой ты сразу. (соль)
Воспитатель: Правильно, ребята, и первый опыт у нас будет с кристаллами, да не простыми. (соль и сахар… ответы детей)
Предложить детям рассмотреть кристаллы соли и кристаллы сахара.
Воспитатель: Похожи ли кристаллы соли и сахара, если смотреть без микроскопа? Как вы думаете, одинаковые ли они, если рассмотреть их в микроскоп? Чем отличаются? (ответы детей) давайте зарисуем наши кристаллы соли и сахара, как они выглядят под микроскопом.
Воспитатель: Молодцы ребята, все справились.
Смотрю, наши ученые немного устали? Тогда для этого давайте немного отвлечемся от работы, и проведем физминутку.
(Физминутка)
Разминая поясницу, Мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, На соседа оглянись. (Повороты туловища в стороны.)
Чтобы стать ещё умнее, Мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, Закружилась голова. (Вращение головой в стороны.)
Раз-два-три-четыре-пять, Ноги надо нам размять. (Приседания.)
Напоследок, всем известно, Как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте.)
От разминки польза есть? Что ж, пора на место сесть. (Дети садятся.)
Воспитатель: Следующий наш опыт будет на сравнение частиц, но каких, мы узнаем из следующей загадки.
Очень странный порошок:
Он хрустящий, как снежок,
Как мука, он белый-белый,
Но не сахар, и не мел он.
В кипяток попал, и вот
Превратил в кисель компот.
Ты, конечно, угадал:
Этот порошок – … (крахмал)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны. (мука)
Воспитатель: Правильно, ребята, это мука и крахмал. А как вы думаете, похожи ли частицы муки и крахмала? Давайте проверим, одинаковые ли они, если рассмотреть их в микроскоп?- Чем они отличаются? (дать потрогать, сравнить муку и крахмал на ощупь) Ответы детей, зарисовка наблюдения. (крахмал под микроскопом - зернистый порошок)
Воспитатель: а вы знаете, что крахмал может содержаться и в продуктах, вы знаете в каких? (ответы детей) Но как же мы узнаем, где содержится крахмал? (предложить в отдельной емкости смешать крахмал и каплю йода – крахмал посинеет)
Давайте при помощи йода поищем, в каких продуктах находится крахмал. Будем капать раствором йода на кусочки продуктов и наблюдать. Если увидим синий цвет, значит, в этом продукте есть крахмал.
(Детям раздаются плоские тарелки, на которые они поочередно выкладывают ломтики исследуемых продуктов.)
Воспитатель: и первое у нас будет. (картошка, ответы детей) (положить на тарелку кусочек картошки, капая не нее йод.) Ребята, и что же мы видим? (ответы детей. Картошка посинела, значит в ней есть крахмал) (повторить действия с огурцом, морковью, яблоком)
Воспитатель: ребята, мы с вами увидели, в каких продуктах содержится крахмал, и давайте отметим эти рисунки на листочках.
Воспитатель: ребята, вы большие молодцы, и отлично справились со всеми заданиями. А теперь, давайте все выйдем ко мне. (пригласить детей на ковер)
(Заключительная часть)
Воспитатель: Ну что, ребята, на этом наше путешествие подходит к концу, а познакомиться с множеством других опытов и экспериментов, мы с вами можем на занятиях.
Вам понравилось сегодня путешествовать? А что вам понравилось больше всего? (ответы детей)
Сегодня вы узнали много интересного. И мы с профессором считаем, что вы можете быть нашими помощниками-учеными.
Вы справились со всеми заданиями, молодцы. И в завершении нашего путешествия, профессор ЧТОГДЕКОГДАШКИН оставил нам конверт, как вы думаете, что здесь? (ответы детей)
Я хочу вручить каждому из вас удостоверение научного сотрудника «Лаборатории профессора ЧТОГДЕКОГДАШКИНА» (вручить удостоверение).
Воспитатель: А наше путешествие подошло к концу. До свидания, ребята!