Ольга Бородовская
Конспект открытого интегрированного занятия «Кожа»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования №45 с углубленным изучением иностранного языка»
(МБОУ ЦО № 45)
Конспект открытого интегрированного занятия на тему : «Кожа»
Разработали:
учитель-логопед 1 кв. категории Бородовская О. А. ;
воспитатель Набугорнова А. С.
Ямкино
2021
Цель: познакомить детей с кожей, её происхождением, свойствами, использованием.
Задачи.
Публикация «Конспект открытого интегрированного занятия „Кожа“» размещена в разделах
Обучающие: актуализировать словарь по лексическим темам «Одежда», «Обувь», «Спорт». «Мебель». Обогатить словарь прилагательными, глаголами. Упражнять в образовании относительных, притяжательных прилагательных, антонимов, приставочных глаголов.
Развивающие: развивать фонематический слух, навыки звукового анализа, графические навыки, внимание, память, мышление. Закреплять изученные предлоги.
Воспитательные: воспитывать умению взаимодействовать в команде, договариваться.
Здоровьесберегающие. Сохранять здоровье детей средствами дыхательных упражнений, гимнастики, пластических упражнений, физкультминуток.
Оборудование. Предметные картинки: туфли, ботинки, блузка, сапоги. Образцы кожи разной по структуре, цвету. Предметные картинки кожаной обуви (сапоги, ботинки, сандалии, босоножки, туфли, шлепанцы и др., картинки обуви, у которой не хватает какой-либо детали, предметные картинки кожаной мебели.
Синяя и зеленая сумки, картинки с парными по твердости/мягкости звуками (Т-ТЬ, П-ПЬ, К-КЬ, М-МЬ).
Маленькие чемоданы с картинками «наушников» и «колокольчиком» и предметные картинки с парными звонкими и глухими согласными.
Кожаные или из кожзаменителя лоскуты и ленточки по количеству детей для поделок, ножницы, ручки.
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Сегодня мы с вами будем экспериментировать с материалом, а каким вы сейчас узнаете. Рассмотрите картинки и найдите четвёртый лишний предмет. Картинки: туфли, ботинки, блузка, сапоги. (блузка). Как назовём остальные предметы одним словом? (обувь). Из чего сделана блузка? (из ткани). А обувь? (ответы детей). Для её изготовления нужен материал – кожа! О ней и пойдет речь. Как вы думаете, откуда она появилась? Где её берут? Это натуральный материал или искусственный? (предположения детей). Послушайте стихотворение.
В древнем мире человеку
Неуютно было жить –
От дождя и зимней стужи
Что могло бы защитить?
И заметили: животным
Холод, ветер нипочём –
Что-то тело защищает
Плотным тёпленьким «плащом».
Этот «плащ» - и шерсть, и кожа.
И придумали тогда
Тоже шкуркой накрываться,
Чтоб не мёрзнуть никогда.
С той поры немало тканей
На Земле изобрели –
Шьют по-прежнему из кожи
Обувь, куртки и плащи.
Сумки, кошельки, портфель,
Пояски, пиджак, ремень –
Всё, ребята, пригодится,
Что из кожи мастерится!
Воспитатель. Итак, ребята, еще в древности люди заметили замечательное свойство кожи, обратив внимание, что животные мало мёрзнут и не промокают. Кожа – очень прочный, надёжный, универсальный материал. С древнейших времен люди делали из неё множество разных вещей: одежду, обувь, накидки, лодки, кожаные щиты, которые защищали на время сражений.
Свойства кожи. Опытная деятельность.
Детям раздают кусочки кожи разной структуры, цвета, размера и проводят несложные опыты.
Воспитатель. Какими же свойствами обладает кожа? Давайте с вами проведем эксперимент, возьмите в руки кусочки кожи, по цвету, она вся одинаковая?
Дети. Нет, разная: серая, красная, черная и т. д.
Воспитатель. По толщине одинаковая?
Дети. По толщине разная – толстая, тонкая.
Воспитатель. Хорошо, кожа тверже ткани. Ребята, скажите, а какая она на ощупь?
Дети. Кожа гладкая, мягкая, а у меня шершавая, ребристая.
Воспитатель. Теперь попробуйте её разорвать.
Дети. Кожа тянется, но не рвется.
Воспитатель. Значит она прочнее ткани. Возьмите ножницы и попробуйте отрезать маленький кусочек от кожи.
Дети. Она хорошо режется.
Воспитатель. Да, ребята, её не разорвешь, но можно разрезать ножницами или ножом. Зажмите кожу в кулаке и помните её. Посмотрите, что с кожей стало?
Дети. Она мнется.
Воспитатель. Положите кожу на стол и проведите по ней ладошкой, что с ней стало?
Дети. Она распрямилась, разгладилась.
Воспитатель. Правильно, кожа мнется, но быстро восстанавливает начальную форму, распрямляется.
Воспитатель. У вас стоит стакан с водой, ложкой возьмите воду и налейте на кожу, что произошло с водой?
Дети. Вода разлилась по коже.
Воспитатель. Что можно сказать про кожу?
Дети. Что она не намокла.
Воспитатель. Правильно, кожа не намокла, она не пропускает воду.
Воспитатель. Ребята, мы с вами провели эксперимент с кожей, теперь давайте сделаем вывод, так какие свойства у кожи?
Дети. Кожа разных цветов значит ее можно красить, кожу нельзя разорвать, упругая, мягкая, разной толщины, не мнется, не намокает.
Воспитатель. Кстати, у кожи есть свой приятный кожаный запах. Сделайте несколько дыхательных движений: вдох носом, выдох ртом.
Беседа о кожаных изделиях.
Воспитатель. Все эти свойства и дают возможность изготавливать из кожи разнообразные вещи, например, какие?
Дети. Одежду, сумки, ремни, обувь.
Воспитатель. А кто занимается пошивом обуви? (сапожник) Что ему нужно для работы? А сейчас мы побываем в мастерского сапожника.
Развитие внимания.
Воспитатель. Какие детали есть у обуви? (каблук, подошва, шнурки, носок, пятка).
Воспитатель демонстрирует картинки обуви, у которой не хватает какой-либо детали. Детям предлагается определить, какой детали не хватает у предметов обуви.
Дети. У ботинка нет шнурка. У сапога нет каблука и т. д.
Закрепление предлогов МЕЖДУ, НАД, ПОД, ОКОЛО. Развитие внимания.
На доске произвольно расставляют предметные картинки кожаной обуви (сапоги, ботинки, сандалии, босоножки, туфли, шлёпанцы – со всеми деталями).
Воспитатель. Ребята, обувь отремонтирована, рассмотрите, что на полках. Расскажите, что где находится. Посмотрите на верхнюю полку. Какая Под ней стоит обувь. Где находится сандалии? (между.) Где стоит сапог на верхней полке? (около.) А ботинок на средней полке? (и т. д.)
Динамическая пауза. Образование относительных прилагательных.
Воспитатель. Замечательные свойства кожи (упругость, долговечность, плотность) используются для изготовления мячей. А сейчас – «станьте, дети, станьте в круг!» Я буду кидать мяч и называть вид спорта, а вы скажете, как называется такой мяч, например, : волейбол – волейбольный, баскетбол – баскетбольный, теннис – теннисный и т. д.
Выходит логопед и встает к детям в круг.
Логопед. Молодцы, с этим заданием вы справились, знаете виды спорта. А теперь скажите, что можно делать с мячом. Придумайте слова – наоборот (образование глаголов-антонимов) :
Мяч бросают – … (ловят,
Опускают – … (поднимают,
Покупают – … (продают,
Теряют – … (находят,
Накачивают – … (сдувают).
Логопед. А ещё из кожи шьют сумки, портфели, рюкзаки и используют для изготовления чемоданов, дорожных сумок. Почему, ответьте? Рассмотрите наклейки на чемоданах – квадратик синего и зеленого цвета.
Игра «Синяя и зеленая кожаные чемоданы», различение твердых и мягких согласных.
Логопед. Мы с вами знаем, что согласные звуки бывают синего и зеленого цвета: синие – твердые согласные, зеленые – мягкие. Давайте поиграем так: представим, что готовимся к путешествию и собираем чемоданы. Разложите картинки с одеждой по двум чемоданам определяя мягкость, твердость первых звуков.
Логопед. Детали некоторых предметов мебели тоже делают из кожи. Какую мебель вы знаете? (дети называют). Какая мебель бывает кожаной?
Дети. Кожаный диван, кожаное кресло, кожаное сиденье стула, табурета, кожаный пуфик.
Логопед. И даже бывают кожаные тумбы, ящики для белья, кровать. Плотность, красота, износостойкость, способность растягиваться по форме – вот свойства кожи, которые привлекают мастеров-мебельщиков.
Различение звонких и глухих согласных.
Логопед. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Звонкий – глухой». У меня лежат картинки, вам надо определить первый звук по глухости, звонкости. Если это звонкий согласный, то звоним в колокольчик, если глухой – надеваем наушники.
Логопед. Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились, а теперь немного пофантазируем и станем с вами мастерами по кожаным изделиям.
Продуктивная деятельность «Брелоки».
Воспитатель. Ребята, давайте изготовим украшение для ключей, для этого нам понадобятся лоскутки кожи, ручки, ножницы, веревочки. На лоскутке вы рисуете контур цветка, мышки, облако, да все что угодно, затем аккуратно вырезаете по контуру, я сделаю дыроколом отверстия, вы вденете веревочки. Приступим к работе, но сначала сделаем пальчиковую гимнастику.
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель. Какие украшения получились, просто загляденье.
Образование Дательного падежа и притяжательных прилагательных.
Воспитатель. Кому вы подарите украшения из кожи?
Дети. Подарю маме, бабушке, Варе, Оле и т. д.
Воспитатель. Чьё это будет украшение?
Дети. Мамино, бабушкино, Варино, Олино и т. д.
Воспитатель. Мы многое узнали сегодня про кожу, давайте попрощаемся с гостями.
Дети. До свидания.