Глушкова Екатерина
Конспект открытого индивидуального занятия в старшей группе детей с ОНР «Автоматизация звука [Щ]»
▼ Скачать + Заказать документы
Глушкова Екатерина Андреевна
[/h3]
Конспект открытого индивидуального занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР «Автоматизация звука Щ»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 68 «Золотой петушок» г. Йошкар-Ола
Подготовила: Глушкова Е. А. ,
учитель- логопед
г. Йошкар-Ола
2019г.
Тема: Автоматизация звука «Щ».
Цель: закреплять навык автоматизации звука [щ] в слогах, словах, предложениях и текстах.
Публикация «Конспект открытого индивидуального занятия в старшей группе детей с ОНР „Автоматизация звука [Щ]“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Коррекционно-образовательные задачи:
Закреплять навык правильного произношения звука «Щ».
Формировать навык чтения.
Формировать умение составлять предложения с опорой на картинку.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать мелкую моторику пальцев рук, подвижность артикуляционного аппарата, речевое дыхание, фонематический слух, фонематическое восприятие, мышление, воображение.
Коррекционно-воспитывающая задача:
Воспитывать положительное отношение к логопедическим занятиям.
Оборудование: игрушка щенок Гонщик из мультфильма «Щенячий патруль», щетка для одежды, домик с тремя окошками - схема положения звука в слове; ящики с символами звуков (красные, синие и зеленые кружки) карточки с артикуляционной гимнастикой; дыхательные тренажёры «Сдуй листочек с рукавицы», «Осенние качели»; картинки для составления предложений, планшетка достижений на липучке «Осенние листочки», медаль – звезда «Я подружилась со звуком Щ».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Учитель-логопед: -Здравствуй, Тамара!
Ребенок: -Здравствуйте.
Учитель-логопед: Сегодня к нам на занятия пришли гости, поздоровайся с ними. Присаживайся за стол.
Ребенок: Присаживается за стол.
Учитель-логопед: К нам на занятие пришёл щенок из команды «Щенячий патруль». Его зовут Гонщик. Послушай стихотворение, которое тебе расскажет Гонщик и добавь подходящее слово в рифму:
Непогода нас застала.
Обувь грязная вся стала,
У порога встала робко,
Ей пришла на помощь…
Ребенок: Щётка.
Учитель-логопед: -Правильно щётка. Посмотри какая у меня щётка. Посмотри, сколько у нее щетинок, потрогай, какие они упругие, колючие.
Ребенок: Ощупывает щетку.
Учитель-логопед: - Какой первый звук в слове «щётка»?
Ребенок: Первый звук в слове щетка «Щ».
Учитель-логопед: -Что ты знаешь о звуке «Щ»?
Ребенок: Звук Щ всегда мягкий, согласный, глухой, шипящий.
Учитель-логопед: Верно. Сегодня на занятии мы будем правильно произносить слова со звуком «Щ» и помнить, что при произнесении звука «Щ» губы в улыбке, видны зубы, а язык поднят за верхние зубы, воздушная струя – тёплая.
Ребенок: Хорошо.
Учитель-логопед: -Сегодня за каждое правильно выполненное задание, мы будем прикреплять осенний листок на планшетку. Забирай первый листок.
Ребенок: Спасибо! Прикрепляет на планшетку.
2. Артикуляционная гимнастика.
Учитель-логопед: - Гонщик принес для тебя цифру. Назови её.
Ребенок: Это цифра 5.
Учитель-логопед: - Правильно, сегодня упражнения для язычка мы будем выполнять по 5 раз или удерживать до 5. «Бегемот», «Улыбочка».
«Вкусное варенье», «Индюк», «Чашечка».
Ребенок: Выполняет артикуляционную гимнастику под счет.
Учитель-логопед: Замечательно.
3. Массаж пальцев рук.
Ребенок: Гонщик подкатил к тебе мячик (учитель-логопед подкатывает игрушкой массажный шарик «Су-джок»). Давай поиграем с ним. «Я мячом круги катаю»
Ребенок: Выполняет массаж, проговаривая стихотворение:
- Я мячом круги катаю, (круговые движения между ладоней)
Взад-вперёд его гоняю, (движения вверх-вниз от основания ладони к кончикам пальцев и обратно)
Им поглажу я ладошки, (берем мяч в одну руку «сметаем крошки» с другой руки)
Со стола сметаем крошки. (меняем руки)
Каждым пальчиком прижму (мяч на ладони правой руки, прижимаем пальчики поочередно к колючкам)
И с другой руки начну. (мяч на ладони левой руки, прижимаем пальчики поочередно к колючкам)
А теперь последний трюк –
Мяч летаем между рук. (перекидываем мяч с одной руки на другую)
Учитель-логопед:
- Хорошо. Лови второй листок.
Ребенок: Прикрепляет листок на планшетку.
4. Упражнения на развитие речевого дыхания
Учитель-логопед: - Давай встанем и подойдем к столу. Перед тобой рукавичка на которой лежит листочек. Как будешь дуть?
Ребенок: Выдох долгий, плавный, щеки не надуваются.
Учитель-логопед: Правильно. Сдуй листочек с рукавицы.
Ребенок: Выполняет дыхательную гимнастику.
Учитель-логопед: Хорошо получается. Теперь посмотри это «Осенние качели». Кто качается на этих качелях?
Ребенок: Осенние листочки.
Учитель-логопед: Как ты догадалась?
Ребенок: Листочки оранжевого и желтого цвета.
Учитель-логопед: Правильно. Давай раскачаем их. Как будем качать?
Ребенок: Будем дуть.
Учитель-логопед: Напомни, как будешь дуть?
Ребенок: Выдох долгий, плавный, щеки не надуваются.
Учитель-логопед: - Замечательно. Лови третий листок. Присаживайся к зеркалу.
Ребенок: Прикрепляет на планшетку третий листочек.
5. Автоматизация звука «Щ» в слогах.
Учитель-логопед: Игра «Ромашка».
Почитай слоги, на которые упали листочки.
Ребенок: Читает слоги: ща, ще, щу, ащ, ощ, ущ, ищ, ещ, и др.
6. Автоматизация звука «Щ» в словах.
Учитель-логопед: «Запутанные картинки»
- Щенок приготовил для тебя задание. Посмотри на картинку и найди слова, которые на ней спрятались.
Ребенок: Щенок, щука, ящерица, клещи, ящик, плащ, щетка.
7. Развитие фонематического слуха. Автоматизация звука «Щ» в словах и предложениях.
Учитель-логопед: Упражнение «Найди место в домике для слов».
- Гонщик предлагает тебе поиграть в игру.
Назови картинки, выделяя звук Щ.
Ребенок: - Барабанщик, щека, щит, лещ, плющ, ящик.
Учитель-логопед: - Найди слова, в которых звук Щ находится в начале (в середине, в конце).
Ребенок: Выкладывает фишки в соответствующие окошки: в первом окошке – щека, щит; во втором окошке – ящик; в третьем – плющ, лещ.
Учитель-логопед: - Составь предложение с каждым словом - названием картинки.
Ребенок: Составляет предложения.
Учитель-логопед: - Придумай свои примеры слов для каждой схемы.
Ребенок: Придумывает примеры слов.
8. Автоматизация звука «Щ» во фразовой речи.
Учитель-логопед: Игра «Закончи предложение».
- Я буду говорить предложения, а ты закончи подходящим по смыслу словом. Рядом с собакой сидит маленький…
Ребенок: Щенок
Учитель-логопед: Мальчик чистит ботинки…
Ребенок: Щеткой
Учитель-логопед: На камне на солнце пригрелась…
Ребенок: Ящерица
Учитель-логопед: Осенью с огорода собирают
Ребенок: Овощи
Учитель-логопед: Перед отъездом в чемодан складывают разные
Ребенок: Вещи
Учитель-логопед: На улице идет дождь, поэтому папа надел.
Ребенок: Плащ
Учитель-логопед: Мама с капустой и свёклой сварила вкусный
Ребенок: Борщ
Учитель-логопед: - Прекрасно, получай четвёртый листочек.
Ребенок: Прикрепляет на планшетку.
9. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация звука «Щ» в тексте.
Учитель-логопед: - Гонщик притащил палочки и просит, чтобы ты сделала для него щётку. А пока ты будешь выкладывать щетку из счетных палочек, послушай стихотворение и повтори, четко выделяя звук «Щ»
Этой щёткой чищу зубы,
Этой щёткой башмаки,
Этой щёткой чищу брюки,
Все три щётки мне нужны.
Ребенок: Проговаривает стихотворение и выкладывает из счетных палочек щетку.
Учитель-логопед: - Получилось! Пятый листок летит к тебе.
Ребенок: Спасибо. Прикрепляет листочек на планшетку.
10. Заключительная часть.
Учитель-логопед: - Наше занятие подошло к концу. Какой звук ты произносила правильно?
Ребенок: Звук Щ.
Учитель-логопед: Что тебе больше понравилось?
Ребенок: Отвечает на вопрос.
Учитель-логопед: Ты молодец, подружилась со звуком «Щ». - Держи приз! Это медаль «Я подружилась со звуком «Щ». До новых встреч! Попрощайся с гостями.
Ребенок: Спасибо. До свидания.