МААМ-картинки

Конспект открытого занятия «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с речевыми нарушениями»

Ольга Леонидовна Казакова
Конспект открытого занятия «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с речевыми нарушениями»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Посуда

Задачи:

Образовательные:

• Обогащать и расширять словарь детей по теме «Посуда».

• Формировать обобщенные понятие «Посуда».

• Закрепить понимание назначения посуды.

Развивающие :

• Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных.

Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику, умение согласовывать речь с движением.

Развивать речевое дыхание и голос.

Публикация «Конспект открытого занятия „Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с речевыми нарушениями“» размещена в разделах

• Учить суффиксальному способу образования существительных

(Глиняный, железный).

• Продолжать употреблять имена существительные множественного числа в родительном падеже.

• Упражнять и согласовывать имена существительные с числительным.

Развивать фонематическое восприятие.

• Активизировать внимание; развивать мышление, речь.

Воспитательные:

• Расширять кругозор.

• Воспитывать самостоятельность и усидчивость.

• Воспитывать бережное отношение к посуде.

• Расширять кругозор;

Материал: Чудесный мешочек (чайник, чашка, ложка, тарелка); демонстрационный материал по лексической теме «Посуда»; силуэт бабушки Федоры; зеркала, силуэты чашек; предметные картинки: посуда чайная, кофейная, столовая; игрушки - посуда.

Ход занятия

1. Воспитатель: Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, нужно выполните мое задание. Посмотрите какой у меня красивый мешочек, нужно опустить руку в мешочек, нащупайте один предмет, ощупать его и сказать, что это, как вы догадались об этом.

(Дети по очереди опускают в мешочек, нащупывают предметы и рассказывают о том, как они их узнали, а затем достают их из мешочка и кладут на стол.)

- Я нащупала тарелку: Она круглая;

- Я нащупал чашку: У нее есть ручка;

- Я нащупала чайник: Он круглый. У него есть носик и ручка.

- Я нащупала ложку: она длинная и на конце углубление (И т. д.)

Воспитатель: Молодцы. Вы все угадали предметы, которые находились в моем чудесном мешочке и рассказали о них. А теперь скажите, как можно назвать все эти предметы, одним словом. (Посуда).

2. Воспитатель: Я загадаю вам загадку об одной сказке, послушайте внимательно.

От бабушки-грязнули

Все вещи улизнули.

Остались у старушки

Лишь жабы да лягушки.

Звала стаканы, блюдца –

Помоет, коль вернутся.

И обещала кротко

Почистить сковородки.

Воротились все, с тех пор

Из избы пропал весь сор.

(«Федорино горе»)

(Показываю картинку бабушки Федоры)

- Ребята а вы знаете, какая с Федорой приключилась беда? (Ответы детей)

- О чём говорится в этой сказке? (От Федоры убежала вся посуда,

(на доску вывешиваются картинки посуды).

- А, почему посуда убежала? (Ответы детей,

Послушайте, что посуда говорит:

«Было нам у бабы худо,

Не любила нас она,

Била, била нас она,

Запылила, закоптила, загубила нас она.

Мы поломаны, побиты,

Мы помоями облиты.

Оттого-то мы от бабы

Убежали, как от жабы,

И гуляем по полям, по болотам, по лугам,

а к неряхе-замарахе не воротимся!»

- Давайте поможем Федоре вернуть посуду.

И сейчас мы проведем артикуляционную гимнастику: пододвинули к себе зеркала.

1. «Самовар». Щеки надую и выпущу пар,

И запыхчу как большой самовар

(Сжать губы, надуть щеки, удерживая воздух 2-3 секунды, выпустить через губы, произнести ПЫХ!

2. «Блинчик» Мы печем, печем блины, ох и вкусные они.

Есть их будем со сметаной, пригласим к обеду нашу Федору.

(Улыбнуться, приоткрыть рот, широкий распластанный язык, положить на нижнею губу)

3. «Чашечка». Любим мы пить сладкий чай,

Ну-ка чашку подставляй.

(Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму «Чашечки» приподнять кончик языка.

4. «Блюдце». Блюдца поставим, блинчики положат.

(Широко открыть рот, высунуть широкий язык.

Поднять его вверх, не прикасаясь к губам.)

5. «Чашка и блюдце на столе».

Чередовать позиции: язык “чашечкой” и язык “на донышке”.

Развитие речевого дыхания и голоса

1. Пьем коктейль через трубочку. (Вдох.)

Вытянуть губы узкой «воронкой». (Выдох.)

- Чтобы чай остыл нужно на него…. (подуть)

2. Дуем на горячий чай.

Вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох,

Подуть на горячий чай (выдох).

Сейчас мы поиграем в игру, а Федора пусть послушает.

Игра: «Какая бывает посуда.»

Ребята назовите материалы, из которых делают посуду (из стекла, из пластмассы, из фарфора, из металла, из глины, из дерева). А теперь назовите какая посуда:

- Графин из стекла- стеклянный,

- Стакан из пластмассы – пластмассовый,

- Кувшин из глины – глиняный,

- Ваза из хрусталя – хрустальный,

- Ложка из дерева – деревянная,

- Чайник из железа – железный,

- Чашка из фарфора – фарфоровая.

На столе лежат предметные картинки найдите среди них посуду для чая и назовите ее.

- Посуда для чая (чашки, блюдца, ложечки) – (чайная,

- Посуда для кофе (маленькие чашечки, ложечки, тарелочки) – (кофейная,

- Посуда, которую ставят на стол для еды (глубокие тарелки, мелкие тарелки, супница, ложки… - (столовая,

- Посуда для приготовление пищи на кухне (кастрюли, сковородки)(кухонная).

Игра: «Один – много»

Один чайник – много чайников,

Один нож — много ножей,

Одна чашка —много чашек,

Одна ложка — много ложек,

Одно блюдце — много блюдце,

Одна тарелка – много тарелок.

Один поднос – много подносов.

Давайте поможем нашей Федоре помыть её посуду

Пальчиковая игра: «Помощники».

Мы посуду для Федоры, (Потирать ладошки друг об друга - «мыть посуду»)

Вымоем без уговоров:

Моем вилку, чашку, ложку, (Разгибать пальцы из кулачка, Сковородку, поварёшку начиная с мизинца, выполнять

имитирующие движения)

Моем блюдце и стакан,

И закроем крепко кран. (круговые движение кисти руки)

Молодцы, Федора очень довольна, что мы ей помогли помыть посуду.

- Федора обижала свою посуду, давайте пожалеем её и назовём ласково.

Игра: «Назови ласково».

Стакан – стаканчик

Ложка – ложечка

Вилка – вилочка

Чайник – чайничек

Кастрюля- кастрюлька

Тарелка- тарелочка,

Миска- мисочка

Ножик – ножичек.

Кувшин- кувшинчик.

Самовар-самоварчик.

Игра: «Весёлый счёт!».

-Одна чашка, две чашки, три чашки, четыре чашки, пять чашек.

-Одно ведро, два ведра, три ведра, четыре ведра, пять вёдер.

-Одна ложка, две ложки, три ложки, четыре ложки, пять ложек.

-Одна кастрюля, две кастрюли, три кастрюли, четыре кастрюли, пять кастрюль.

-Один стакан, два стакана, три стакана, четыре стакана, пять стаканов.

-Одна вилка, две вилки, три вилки, четыре вилки, пять вилок.

Давайте немного с вами отдохнем и проведем физкультминутку.

Физкультминутка: «Пузатый чайник»

Вот большой стеклянный чайник (Дети надувают животик)

Очень важный, как начальник! (одна рука на поясе другой делаем

«носик»)

Вот фарфоровые чашки:

Очень хрупкие, бедняжки! (Приседают, одна рука на поясе)

Вот фарфоровые блюдца:

Только стукни – разобьются! (Рисуя руками круги)

Вот серебряные ложки:

Голова на тонкой ножке. (Тянут руки вверх, смыкают над

головой)

Вот пластмассовый поднос

Он посуду нам принёс. (Вытягивают руки перед собой)

Игра: «Четвертый лишний».

Три слова относятся к одной группе предметов, четвертое к другой группе. Дети называют лишнее слово, объясняя свой выбор.

- Чашка, тарелка, стакан, ложка, стул.

- Самовар, чайник, сковорода, груша, ковш.

- Вилка, ложка, машина, нож, половник.

- Блюдце, сахарница, молочник, бокал, гусеница.

Игра: «Назови первый звук в словах»

Я буду называть слова, а вы должны определить первый звук в словах.

- Самовар, чашка, стакан, кастрюля, ложка, вилка, поднос.

Игра: «Что изменилось»

(Чашка, чайник, сковородка, стакан)

– Посмотрите внимательно на посуду и запомните, что где стоит, закрываем глаза.

(Дети закрывают глаза, убирается чайник).

- Чего не стало? (Чайника)

(Дети закрывают глаза, воспитатель меняет красную чашку на синюю).

- Что теперь изменилось? (Была чашка красная, а стала синяя)

Итог занятия. О чем мы сегодня говорили? (о посуде,

Какая бывает посуда? (столовая, чайная, кофейная, кухонная,

В какой сказке убежала вся посуда? (Федорино горе,

Здорово Федора теперь знает из чего сделана посуда,

и будет беречь и мыть посуду.

Какие игры вам понравились?

Занимались все хорошо. Всем спасибо.

Воспитатель высшей категории:

Казакова Ольга Леонидовна

Публикации по теме:

Консультация «Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР» Нарушение речи у детей многообразны по своим проявлениям. Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонемообразования.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи «Посуда» в старшей группе 1. Организационный момент. Логопед: Я сегодня пришла к вам с волшебной книгой. Это сказки К. И. Чуковского, только она закрыта (на экране.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР «Водные обитатели» Цели: – систематизировать знания детей и активизировать словарь по теме «Водные обитатели». Задачи: Коррекционно-образовательные: – закрепить.

Конспект открытого логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи Тема «Автоматизация звука Ш в слогах, словах и предложениях». Лексическая тема «Зима». Цель: развитие лексика грамматического строя речи.

Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Насекомые» ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи «Животные Арктики и Антарктики» Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи. Тема: Животный мир Арктики, Антарктики. Цель: закреплять знания детей по.

Конспект занятия по закреплению лексико-грамматического строя речи с использованием ИКТ «Чья проталина?» Цель: закрепление лексико-грамматического строя речи Коррекционные задачи: Обогащение, уточнение и активизация словаря по теме;.

Обобщение опыта «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР посредством игровой деятельности» Обобщение опыта учителя – логопеда Руденской Надежды СергеевныТема: «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР посредством.

Конспект занятия «Развитие лексико-грамматического строя и связной речи «День Победы» ЦЕЛЬ: Развитие словарного запаса, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе непосредственно образовательной деятельности.

Структура логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи Структура логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. Общее недоразвитие речи - это нарушение, при котором.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с речевыми нарушениями»
Опубликовано: 12 ноября 2019 в 08:51
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с речевыми нарушениями»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Леонидовна Казакова (УИ 2092015) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД