Елена Гринюк
Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Я и мое тело»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по познавательному развитию
Цель: дать детям представления о строении собственного тела, расширять представления о своем организме, о его строении.
Задачи: сообщить элементарные сведения о работе внутренних органов; побуждать детей к высказыванию; развивать логическое мышление; воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью.
Ход занятия:
Воспитатель вносит в группу посылку из Китая и совместно с детьми с любопытством рассматривают, что там, а далее по очереди достают все находящиеся в нем предметы.
Публикация «Конспект открытого занятия по познавательному развитию „Я и мое тело“» размещена в разделах
Воспитатель: Ребятки я вам сегодня принесла необычный мяч, а умный мячик, сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Скажи наоборот». Я вам буду бросать мячик, и называть слово, а вы в ответ-наоборот, бросаете мне мяч и называете слово с противоположным значением.
Д/И «Скажи наоборот» : маленький большой; молодой старый; худой толстый; медленный быстрый; злой добрый; грустный веселый; родной чужой; высокий низкий; волос короткий длинный; волос светлый темный.
Воспитатель: молодцы! А сейчас ребятки, садитесь на коврик. Скажите, пожалуйста, о ком сейчас мы говорили?
Дети: О людях.
Воспитатель: Правильно. Вот сейчас мы с вами и поговорим об этом. Все люди вроде бы разные на вид, но что-то у них есть общее. Что же общего у всех людей?
Дети: У каждого есть - руки, ноги, голова, два уха, два глаза, нос и рот.
Воспитатель: Верно, ребятки. И вот какими бы вы не были разными, все равно вы похожи своим телосложением. Вспомним еще раз, из каких частей состоит тело человека. Я вам загадаю загадки. А вы внимательно слушайте и отвечайте.
Д/И «Дополни предложение» (Дети выходят, называют отгадку и показывают на схеме человека части тела).
Воспитатель: Быть у каждого должна «очень умной»…
Ребята: Голова.
Воспитатель: Я верчу ей, как умею, голова сидит…
Ребята: на шее.
Воспитатель: Животик, спинка, грудь их вместе все зовут…
Ребята: Туловище.
Воспитатель: На прогулке не забудь закрывать от ветра…
Ребята: Грудь
Воспитатель: Чтоб писать, трудиться, воды из кружечки напиться, нужны
Ребята: Руки
Воспитатель: на руке сидят мальчики, очень дружные…
Ребята: Пальчики
Воспитатель: Бегут по дорожке, резвые…
Ребята: Ножки.
Воспитатель: Спотыкнулся через Генку, и ушиб себе…
Ребята: Коленку.
Воспитатель: Молодцы! Вы очень хорошо знаете части тела. А сейчас послушайте и запомните все то, что я вам скажу.
Д/И «четыре помощника».
- Есть четыре помощника на службе у тебя, не замечая их, используешь шутя. Глаза тебе даны, чтоб видеть, а уши служат, чтобы слышать, язык во рту, чтоб вкус понять, а носик – запах различать.
Воспитатель: Все внимательно слушали?
Ребята: Да.
Воспитатель: А теперь расскажите, что для чего служит? Для чего нужны глаза?
Ребята: Глаза нужны, чтобы видеть.
Воспитатель: Для чего нужны уши?
Ребята: уши нужны, чтобы слышать.
Воспитатель: Для чего нужен язык?
Ребята: Язык нужен, чтобы вкус понять.
Воспитатель: Для чего нужен носик?
Ребята: Нос нужен, чтобы запах различать.
Воспитатель: Молодцы! С эти заданием вы тоже справились. А теперь, давайте подойдем поближе к схемам строения организма и к муляжам. Продолжим наше занятие. Знать строение нашего тела, значит знать самих себя. Чем больше вы узнаете о себе, тем лучше. Внутри тела находятся органы, которые помогают человеку, расти и развиваться. Ребята, положите руку на грудную клетку, как я. Давайте тихонечко посидим и прислушаемся к себе. Чувствуйте, как внутри что-то стучит?
Ребята: Да
Воспитатель: Что же это такое?
Дети: Это сердце.
Воспитатель: Сердце очень важный орган. Увидеть его мы можем, но можете услышать, если приложим руку к грудной клетке, как только что сделали.
Воспитатель: Как выглядит сердце?
Ребята: (Выходит и показывает на схеме орган – сердце) Это сердце.
Воспитатель: молодец! Правильно. Сердце человека размером чуть больше его кулака. Сожмите свой кулачок, и мы увидим у кого какое сердце.
Воспитатель: Ребята, скажите, как работает сердце?
Ребята: сердце работает и днем и ночью без отдыха.
Воспитатель: А для чего оно служит?
Ребята: Она как насос перегоняет кровь по всему организму.
Воспитатель: А теперь замрем и прислушаемся к своему организму. Что еще вы чувствуете и слышите. Кто скажет?
Ребята: мы слышим свое дыхание.
Воспитатель: У человека есть еще один важный орган, который. Как и сердце работает без перерыва. Что это за орган? Назовите и покажите.
Ребята: (Показывает на схеме). Это легкие.
Воспитатель: Сколько их?
Ребята: Их два.
Воспитатель: Давайте попробуем. На несколько секунд задержать дыхание.
Не получается?
Ребята: нет.
Воспитатель: Значит, человек не может прожить без воздуха. Задержав дыхание, воздух в легкие не попадает, и мы начинаем задыхаться. Во время вдоха мы вдыхаем определенное количество воздуха. У всех оно разное и зависит от объема легких. У взрослых он больше, а у детей меньше. Хотите посмотреть какой объем легких у вас?
Ребята: Да.
Воспитатель: «Дыхательная гимнастика». В этом нам поможет воздушный шарик. Наберите побольше воздуха в легких, а затем выдохните его в воздушный шарик и сразу же зажмите. (Дети выполняют задание). Молодцы! Теперь мы знаем у кого какой объем легких. Скажите, что нужно делать, чтобы легкие были здоровыми и хорошо работали?
Ребята: Хорошо питаться, заниматься спортом, гулять на свежем воздухе.
Воспитатель: Чтобы организм человека хорошо работал, все должны питаться. Каждый день человек употребляет пищу. Из тарелки пища попадает в ложку и отправляется в рот. Отсюда и начинается удивительное путешествие пищи. Кто расскажет об этом путешествии?
Дети: Во рту есть зубы. Они измельчают и перетирают пищу на мелкие кусочки. Слюна смачивает пищу, чтобы она легче прошла по пищеводу в желудок.
Воспитатель: Молодцы! Очень хорошо вы рассказали о путешествии пищи. А как выглядит желудок?
Ребята: (Показывает на схеме – желудок). Это желудок.
Воспитатель: Молодец! Правильно. В желудке пища переваривается и превращается в питательные вещества, полезные нашему организму. Из желудка пища попадает в кишечник, откуда в виде остатков естественным образом выходит наружу. Что нужно организму человека, чтобы он был здоров и развивался?
Ребята: Человек должен употреблять полезные продукты. В которых содержатся разные витамины.
Воспитатель: Сейчас мы с вами вспомним эти продукты. И скажем, какую пользу они приносят нашему организму? Для чего нужны овощи и фрукты?
Ребята: Они улучшают пищеварение и защищают организм от простуды.
Воспитатель: Для чего нужны молочные продукты?
Ребята: Они укрепляют наши косточки.
Воспитатель: Для чего нужны каши и хлеб?
Ребята: Они укрепляют весь организм и дают энергию.
Воспитатель: Для чего нужны мясо и рыба?
Ребята: Они укрепляют наши мышцы.
Воспитатель: для чего нужны жиры и масло?
Ребята: Они делают нашу кожу, волосы, ногти крепкими и гладкими.
Воспитатель: Молодцы! Вы знаете, что относится к здоровым продуктам. Ребятки, но есть еще и вредная еда. Которая вредит нашему здоровью. Назовите, пожалуйста, эти вредные продукты.
Ребята: Чипсы, сухарики, лимонад, жевательные резинки, пироженные, конфеты.
Воспитатель: молодцы! Вредные продукты вы тоже знаете. А теперь скажите, что происходит с нашим организмом. Когда мы употребляем вредные продукты?
Ребята: начинают болеть зубы, желудок, живот, начинается аллергия.
Воспитатель: Молодцы! Совершенно верно. Но у меня есть к вам просьба. Дети, которые ходят в ясельную группу очень маленькие и они еще многого не знают. Помогите им, чтобы они тоже знали, что можно есть, а что нельзя.
Сейчас мы с вами слепим из пластилина полезные продукты и отнесем им в группу. Пусть они с ними познакомятся.
Воспитатель: Пройдите за столы ребятки. А теперь засучите рукава и садитесь. Приступайте к работе, пластилин перед вами. Если вам нужно вспомнить, как выглядят полезные продукты, они выставлены по полочках у доски. Можете посмотреть и работать. Кто закончил свою работу, поднимите руку. (собираю работы и выставляю на полочки, для анализа работ). Что вы вылепили ребятки?
Дети: Овощи, фрукты.
Воспитатель: А почему?
Дети: Потому что это полезные продукты и в них очень много витаминов.
Воспитатель: Правильно, ребята. Сейчас мы все эти продукты положим на поднос и отнесем маленьким деткам. А вас я благодарю за хорошие ответы. А чтобы вы никогда не болели, я вам принесла фруктовый сок. Пейте и будьте здоровы. В соке очень много витаминов «С».