Татьяна Шипилова
Конспект осенней прогулки в подготовительной группе «Вот и осень наступила»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид деятельности: познавательно - речевое
Тип деятельности: интеллектуально – развивающее
Область: познание.
Интеграция областей: социализация, коммуникация, физическая культура, чтение художественной литературы, музыка.
Тема: «Вот и осень наступила».
Возраст детей: 6 – 7 лет.
Способ организации: с подгруппой детей
Предварительная работа:
Публикация «Конспект осенней прогулки в подготовительной группе „Вот и осень наступила“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
Беседы на темы: «Времена года», «Деревья и кустарники осенью». Рассматривание серии картинок «Времена года», «Деревья», «Кустарники», «Плоды».
Разгадывание загадок об осени, деревьях и кустарниках, о природных явлениях.
Прослушивание музыкальных произведений на тему: «Звуки природы».
Чтение художественной литературы: рассказы, стихи, пословицы про осень; стихи о деревьях.
Проведение дидактических игр: «Узнай дерево по листку, плоду», «Если бы я был деревом», «Волшебный мешочек» (плоды, «Закончи предложение: на дереве…».
Рисование на темы: «Осень наступила», «Листопад».
Лепка на тему: «Ветка рябины».
Аппликация из природного материала на тему: «Осенний букет».
Демонстрационный – раздаточный материал:
Демонстрационный: проектор, экран, презентация «Осенняя прогулка на участке».
Раздаточный: корзинка с грецкими орехами, шишками, желудями, веточками рябины для сюрпризного момента, листья деревьев.
Словарь новых слов: листопад.
Цель: закрепление знаний о признаках осени, расширение словаря по теме «деревья».
Задачи:
Обучения:
1. Продолжать формировать представления детей о характерных признаках природы осенью в ходе беседы с воспитателем, отгадывания загадок.
2. Продолжать закреплять знания детей о деревьях и кустарниках, растущих на территории детского сада, учить различать их по характерным признакам.
3. Продолжать учить детей давать развернутые, аргументированные ответы.
Развития:
1. Развивать познавательные процессы (память, внимание, воображения) в процессе беседы, отгадывания загадок, чтения стихов на протяжении всего занятия.
2. Развивать пантомимические движения, умения понятно передавать действие без слов при проведении игры «Листопад»
3. Способствовать развитию музыкального восприятия при прослушивании музыкальных заставок на тему: «Звуки природы: ветер, дождь, шорох листьев".
Воспитания:
1. Воспитывать активность, желание участвовать в процессе всего занятия.
2. Воспитывать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что- то новое.
3. Воспитывать гуманное, бережное отношение к растительному миру.
4. Приобщать детей к труду.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас на осеннюю прогулку. Прежде, чем мы начнем свой путь отгадайте загадки:
Пришла без красок и без кисти.
И перекрасила все листья.
Но не касаюсь елочек и сосен.
Я (осень)
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю.
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю. (осень)
Воспитатель: Правильно, в загадках говорится об осени.
Воспитатель: А какие виды осени вы знаете? (ответы детей)
Давайте я вам подскажу. Послушайте стихотворение и скажите, о какой осени говорится?
Миновало лето
Осень наступила
На полях и рощах
Пусто и уныло.
(ранняя осень)
Листья солнцем наливались.
Листья солнцем пропитались.
Налились, отяжелели
И по ветру полетели,
Зашуршали по кустам,
Поскакали по сучкам,
Ветер золото кружит,
Золотым дождем шумит!
(золотая осень)
Туча небо кроет
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
(поздняя осень)
Воспитатель: Правильно ребята, по всем этим признакам мы узнали, какая бывает осень.
А какие приметы осени вы знаете?
( ответы детей: стало холодно, люди одели теплую одежду, в полях убрали урожай, листья на деревьях желтеют и опадают, часто идут дожди, птицы улетают на юг, начинаются заморозки и др.)
Воспитатель: Молодцы, все вы знаете. А сейчас давайте немного пройдемся и понаблюдаем за деревьями, которые растут у нас в детском саду.
( На большом экране: деревья с разными цветами листьев)
Воспитатель: Посмотрите на убранство деревьев. Какие они красивые, разноцветные! Какого цвета листочки? (пускаем слайды с листьями разного цвета)
Зрительная гимнастика «Цвета листьев»
( На экране: дуб с зелеными листьями)
Воспитатель: Посмотрите и скажите, что это за дерево? Какого цвета листья на этом дереве? Какие плоды? На что они похожи? Что можно из них сделать…. (ответы детей)
( На экране: грецкий орех с зелено-коричневыми листьями)
Воспитатель: Посмотрите и скажите, что это за дерево? Какого цвета листья на этом дереве? Какие плоды? На что они похожи, …. (ответы детей)
Воспитатель: А это какое дерево? Какого цвета у него листья? (ответы детей)
( На экране: рябина с желто-оранжево-красными листьями)
Воспитатель: Посмотрите и скажите, что это за дерево? Какого цвета листья на этом дереве? Есть ли у него плоды? Какие? На что они похожи? Какую пользу они приносят? …. (ответы детей)
Рябина доставляет нам истинное удовольствие, она не уронила своих ярко-красных плодов и дает возможность еще долго любоваться ее красотой.
Сравнение деревьев…
Воспитатель: Ребята, а чем наши деревья друг от друга отличаются? (ответы детей)
Дидактическая игра «С какого дерева лист?»
Ход игры:
Воспитатель: У каждого из вас в руках листок. Назовите с какого дерева он упал.
Например: У меня кленовый лист, он упал с клена.
Воспитатель: Ребята, давайте побродим и прислушаемся к звукам природы.
(слышатся звуки ветра) Воспитатель: Что вы слышите? (ответы детей)
(слышатся звуки дождя)
(Слышится шорох листьев)
Воспитатель: А теперь посмотрите наверх: вдруг какой-нибудь листочек оторвался и, кружась в воздухе, м медленно летит на землю.
Воспитатель: Нет! Наверно, слабенький ветерок у нас здесь. А если подует ветер посильнее, что тогда произойдет?
Дети: Много листьев полетит на землю.
Воспитатель: Как называется такое явление?
Дети: Листопад.
Воспитатель: Правильно! Само слово говорит за себя, листья падают. Давайте с вами поиграем в игру «Ли стопад».
Проводится игра «Листопад»
Ход игры:
Дети выбирают себе любой листочек по величине и по цвету
(дети бегают, взмахивают руками).
Листопад! Листопад!
Листья по ветру летят!
Кружатся красивые жёлтые листочки.
(действия выполняют дети с жёлтыми листочками)
Кружатся красивые красные листочки.
(действия выполняют дети с красными листочками)
Покружились и уселись все на землю. Сели! Уселись и замерли.
Прилетел лёгкий ветерок, подул. (дуют)
Поднялись листья и разлетелись в разные стороны (дети разбежались в разные стороны)
Закружились, закружились!
Листопад! Листопад!
Листья по ветру летят.
А теперь все листочки летите ко мне.
Проводится игра на дыхание «Сдуй листик»
Воспитатель: Листья легкие, вот поэтому они и летят на землю медленно, летят и кружатся в воздухе. Давайте проверим так ли это? Положим листочек на ладошку и по моей команде подуем на него. Сначала, посмотрите, как сделаю это я. Листочек должен находиться на уровне губ.
Воспитатель: Молодцы ребята. А сейчас давайте соберем все опавшие листочки в кучу.
Трудовая деятельность: собирание опавших листьев
Воспитатель: На территории нашего детского сада растут не только деревья, но и кустарники. Назовите их?
Дети: Смородина, акация, сирень.
(Слайды)
Воспитатель: В чем отличие куста от дерева?
Дети: У дерева один ствол, а у куста – много;
дерево выше, а куст ниже;
дерево растет дольше, а куст - меньше;
корень у дерева мощнее и сильнее, чем у куста;
кустарники используют как изгородь, источник плодов или лекарственное растение,
а дерево используют еще и как строительный материал.
Воспитатель: А сейчас давайте станем в круг и поиграем в игру, которая называется «Деревья и кусты».
(Проводится игра малой подвижности «Деревья и кусты»)
Ход игры:
Участники становятся в круг. Ведущий называет поочередно деревья и кусты. На название дерева – дети поднимают руки вверх, а, услышав название куста - опускают вниз. Ведущий может назвать дерево, а сам опустить руки, или наоборот назвать куст - поднять руки.
Воспитатель: Ну вот, немного размялись! А скажите мне, ребята, какую пользу приносят нам деревья?
Дети: Дают кислород, очищают воздух, украшают наш город, дают тепло, в лесу растут ягоды и грибы, на деревьях строят гнезда птицы.
Воспитатель: Наша прогулка подошла к концу. Теперь вы знаете какая бывает осень? (ответы детей) Приметы осени? (ответы детей) Что такое листопад? (ответы детей) Какие деревья и кустарники растут на участках нашего детского сада? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы все сегодня хорошо отвечали, работали. А сейчас строимся парами и возвращаемся в группу. Ой, смотрите! (в стороне стоит корзина с грецкими орехами, желудями, веткой рябины). Что это в корзинке? (ответы детей)
Воспитатель: Совершенно верно! Давайте из них сделаем красивую поделку, чтобы вспоминать нашу прогулку.