светлана викторовна
Конспект осенней познавательной экскурсии «В гости к деревьям» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
онспект осенней познавательной экскурсии «В гости к деревьям» подготовительная группа (6–7 лет).
Цель: сформировать знание детей о перемене в природе в осеннее время.
Задачи:
Обучающая: систематизировать и закрепить знания детей о названия частей дерева (корень, ствол, листья, образующие крону, плод с семенами).
Публикация «Конспект осенней познавательной экскурсии „В гости к деревьям“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осенние деревья, листья. Наблюдения, прогулки
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Развивающая: развивать навык определить дерево по листу.
Воспитательная: формировать интерес к окружающему, эмоционально-целостное отношение к нему; воспитывать бережное, заботливое отношение ко всему живому.
Оборудование: «волшебная палочка», стихотворения о осени, три скакалки, два мяча.
Предварительная работа:
• На экскурсии наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
• Сбор листьев разной формы и окраски.
• Беседы об осени;
• Чтение художественных произведений: «Листопадничек», И. Соколов-Микитов,«Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
• Разучивание стихов и поговорок об осени;
• Пение песен об осени и слушание музыки;
• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
• Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);
• Наблюдение за деревьями на прогулке;
• повторение названия деревьев.
• Поделки из природного материала;
Ход экскурсии : Экскурсия проводится на территории детского сада с детьми подготовительной группы, в октябрьский тёплый, но пасмурный день, чтобы дети смогли заметить изменения осенней погоды по сравнению с летней.
1 часть — вступительная (мотивационная)
Воспитатель: Ребята сегодня мы свами пойдём в гости к деревьям, которые растут на территории нашего детского сада.
2 часть — прогулка по территории детского сада (познавательная).
Выйдя на улицу, обращаем своё внимание на погоду, вспомним какое время года.
Воспитатель:Ребята, отгадайте загадку:
Пришла без красок и без кисти
И разукрасила все листья.
Дети: Осень.
Воспитатель:Давайте встанем в круг. Будем передавать волшебную палочку, и называть красивые слова: осень какая? (золотая, тихая, ласковая, разноцветная, пёстрая, щедрая, богатая.)
Дети обратите внимание на красоту осени. Давайте проверим, как шуршат листья.
- А вы знаете, почему листья опадают?
Дети:Деревья готовятся к зиме.
- Нравятся ли вам цветные листочки?
Дети:Да.
- Любите ли вы их собирать? Почему?
Дети:Да. Они очень красивые.
- Что вы с ними делаете?
Дети:Дарим маме и делаем подделки.
- Ребята, а всегда так бывает, что на земле много листьев?
Дети: Нет, только осенью.
- А летом так бывает?
Дети:Нет.
- А весной так бывает?
Дети:Не бывает.
- А в какое же время года на земле лежит «ковёр» из листьев?
Дети: Осенью.
Листопад – это когда деревья сбрасывают листву, готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промёрзнет, под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают её плодородной. Весной под опавшей листвой земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле – это не мусор, они нужны почве и растениям, которые на ней растут.
Воспитатель: А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?
Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.
Воспитатель: Ребята, а давайте с вами поиграем.
Дидактическая игра «Мы осенние листочки»
Мы – листочки, мы – листочки,
Мы – осенние листочки.
Мы на веточке сидели,
Ветер дунул – полетели.
(Дети стоят врассыпную, руки с листочками подняты вверх – раскачивают ими).
Мы летали, мы летали,
А потом летать устали.
Перестал дуть ветерок –
Мы присели все в кружок.
(Дети разбегаются в разные стороны, помахивая листочками — приседают, поднимая листочки над головой).
Ветер снова вдруг подул
И листочки быстро сдул.
Все листочки полетели.
И на землю тихо сели.
(Вновь разбегаются, помахивая листочками, подбрасывают их вверх, изображая листопад).
Воспитатель:Ребята, обратите внимание на то, откуда деревья начинают желтеть, осенью воздух холодный и поэтому деревья начинают желтеть с вершины, где они менее защищены от ветра. Раньше всех желтеет берёза. Давайте, подойдем к ней поближе, сделаем круг вокруг дерева и посмотрим, какая она большая. Потрогайте кору руками, погладьте её, понюхайте – запомните, какая она на ощупь, как пахнет. Посмотрите, как она рада, что вы к ней пришли, как качает она своими ветками, как будто с вами здоровается.
А теперь послушайте внимательно и отгадайте, про какое дерево я вам расскажу.
Гладкий и чистый ствол. Листья его похожи на короны. Это праздничное дерево. Это дерево любит яркий солнечный свет. Его плоды–крылатки. В жаркий летний день хорошо отдохнуть под развесистыми ветками этого дерева.
Распустились листья клёна,
Царская у клёна крона.
Лист кленовый как корона
Из корон у клёна крона.
Все клёны стали рыжие
Но не один не дразнится.
Всё равно мы рыжие Кому, какая разница.
Ветер тихо клён качает
Вправо влево наклоняет,
Раз наклон, два наклон
Зашумел листвою клён.
Дети произносят звук «Ш-ш-ш».
Воспитатель:Ребята, под деревом уже много опавших листьев, возьмите их в руки, рассмотрите внимательно, погладьте листок рукой, расскажите из чего, состоит лист?Его стебелёк называется черешком. К черешку прикрепляется пластинка листа, на котором хорошо заметны жилки. Весной и летом по жилкам в лист поступает вода. В нижней части осеннего листа черешок становится широким и твёрдым. Это помогает листу отделиться от дерева. Поищите на дереве место, где были прикреплены листья. Как вы думаете, ребята, когда листья опадают больше: в сухую погоду или во влажную, после дождя? (После дождя листья опадают больше, так как от воды они намокают, становятся тяжёлыми и падают на землю. Это явление называется листопад.)
(Рассказы детей).
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
Лист берёзы, лист рябины,
Листики тополя, листик осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет принесём.
Воспитатель:Возьмите опавшие листочки в руки. Слышите, как деревья шелестят ветками, настроение у них теперь радостное, потому что вы пришли к ним в гости. А как вы думаете, интересно было деревьям?
Дети: Да.
Воспитатель:Я сейчас заколдую вас, и вы станете деревьями. Поднимите свои руки-ветки и пошелестите листочками. Расставьте ноги по шире и представьте, что это ваши корни, чувствуете, как они крепко держатвас в земле? Да замечательные деревья выросли у нас!
Подвижная игра «Ветер и листья»
Дети слушают слова, которые произносит воспитатель. Когда воспитатель произносит слово «ветер», дети начинают кружиться; при слове «листья» разбегаются в разные стороны, приседают.
Викторина:
Воспитатель: Какие деревья остались зелёными?
Дети: Зелёными остались хвойные деревья — сосны и ели.
Воспитатель: Под какими деревьями лежат шишки?
Дети: Шишки лежат под соснами
На каком дереве растут желуди?
Дети: На дубе.
Воспитатель: Какого цвета осенний лес?
Дети: Разноцветный.
Воспитатель: Почему деревья называют «Зелёными пылесосами»?
Дети:Потому что деревья очищают воздух.
Дети собирают жёлтые и красные листья и сосновые шишки.
Воспитатель:
- Дети, когда с деревьев падают листья, как называется это явление?
Дети: Листопад.
- Посмотрите, как я устрою листопад. Как летят листья на землю? Что вы заметили? Давайте проверим так ли это? Возьмите свои листочки, положите на ладошку и по команде подуем на них. Какой можно сделать вывод? (лист летит, он лёгкий).
Дидактическая игра «Листопад»
Ход игры:
Дети выбирают себе листочек и называют, какой лист они выбрали по величине и по цвету.
Дети бегают, взмахивают руками:
Листопад! Листопад!
Листья по ветру летят!
Кружатся красивые жёлтые листочки. (Действия выполняют дети с жёлтыми листочками.)
Кружатся красивые красные листочки.
Покружились и уселись все на землю. Сели! Уселись и замерли.
Прилетел лёгкий ветерок, подул (дуют).
Поднялись листья и разлетелись в разные стороны (дети разбежались по площадке).
Закружились, закружились!
Листопад! Листопад!
Листья по ветру летят.
А теперь все листочки бегите ко мне.
Самостоятельная двигательно - игровая деятельность: игры с выносным материалом (скакалки, мячи).
3 часть — заключительная (рефлексивная)
Воспитатель:
- Почему осень называют жёлтой или золотой?
- Что такое листопад?
- Что вам понравилось и что запомнилось вам на нашей экскурсии?
(ответы детей.)
- Ребята, наша экскурсия подошла к концу. Молодцы! Вы сегодня хорошо отвечали на вопросы и отгадали загадки, поиграли. Но нам пора возвращаться в детский сад. А к деревьям в гости мы придём зимой. В память о нашей экскурсии давайте с вами