Валентина Куркина
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей разновозрастной группе «Я и моя семья»
МБОУ Пеклинская СОШ
Конспект
организованной образовательной деятельности
в старшей разновозрастной группе
Тема: «Я и моя семья»
Воспитатель: Куркина В. П.
2019 г
Цель: формирование понятия семья; развитие у детей способности любить; закрепление в сознании детей эталонов семейных отношений.
Задачи:
1. Познавательные:
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности в старшей разновозрастной группе „Я и моя семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
Под гр: Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, трудятся, имеют общие интересы, сохраняют семейные традиции и добрые поступки; о том, где работают родители.
Ст гр:
• Углублять представления ребенка о семье.
• Учить высказывать свои суждения.
• Активизировать мыслительные процессы.
2. Речевые:
Под гр:
Совершенствовать умение составлять рассказы о семье;
Активизировать и обогащать словарь детей по теме семья.
Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком.
Ст гр:
Учить составлять рассказы о семье.
Развивать умение поддерживать беседу
Расширять словарный запас
3. Социально – коммуникативные:
Общ: Воспитывать у детей уважительное отношение к членам семьи, желание заботиться о своих близких.
• Развивать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость, умение различать настроение и эмоциональное состояние близких людей.
4. Художественно – эстетические:
Под гр:
Продолжать учить детей создавать простейшее генеологическое древо.
5. Физические:
• Развивать координацию речи с движением.
Задачи:
Образовательные :
Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, трудятся, имеют общие интересы, сохраняют семейные традиции и добрые поступки; о том, где работают родители.
Продолжать учить детей сравнивать, делать обобщения, рассуждать
Учить отвечать на вопросы полно, обстоятельно.
Развивающие:
Развивать умение самостоятельно составлять рассказы по заданной теме.
развивать чувство гордости за свою семью.
Воспитательные:
Воспитывать у детей уважительное отношение к членам семьи, желание заботиться о своих близких.
Интеграция детской деятельности : коммуникативная, игровая, двигательная, познавательная, речевая, художественно – эстетическая.
Предварительная работа:
- Беседы о семье с рассматриванием картинок, знакомство с пословицами и поговорками о семье.
- Рассматривание фотографий мам, пап бабушек, дедушек.
- Конкурс рисунков на тему «Моя семья»
- С/р игра «дом», Д/И «это кто?»
- Чтение художественной литературы: «Три поросенка» (русская народная сказка)
- Создание альбома фотографий «Моя семья»
- Развивающая игра. Наши родные: как их называть?»
Оборудование:
•Семейные фотографии.
• Домик Машеньки.
• Предметные картинки.
• Атрибуты для игры «солнышко и тучки» на каждого ребенка.
• Волшебная корзинка.
• Презентация на тему «Семья»
• Генеалогическое древо, кисточки, салфетки, клей по количеству детей
• Запись музыки.
Ход деятельности.
1. Организационный момент.
Звучит песня «Это моя семья» в исполнении группы «Домисолька» (дети заходят в группу вместе с воспитателем)
Воспитатель: Здравствуйте, дети, вы прекрасней всех на свете.
«Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся».
Ребята, своим рукопожатием мы передадим друг другу всю свою доброту, хорошее настроение, дружбу. От меня она идёт к Руслану, от меня к Ульяне, от меня к Ване, от меня к Егору и. т. д. от меня к В. П. Да, возвращается ко мне. И мы чувствуем тепло. Пусть же оно греет нас и не покидает на протяжении всего дня!
Посмотрите, сколько гостей собралось, давайте поприветствуем их.
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие.
Гости: Здравствуйте.
2. Основная часть.
1. Сюрпризный момент - приход Машеньки. (3 мин)
Воспитатель: Ребята, к сегодняшнему дню я просила вас принести семейные фотографии, и это неспроста, так как мы сегодня с вами будем говорить о своих семьях, но вы не представляете: налетел сильный, холодный, осенний ветер и унес их. Где они, я теперь не знаю? Что нам делать?
Дети: надо новые принести – это нужно время, сфотографироваться, можно поискать.
Воспитатель: Ну, что ж, давайте поищем.
(в домике сверкает свет)
Дети: свет горит.
Воспитатель: Что за домик здесь стоит.
И в окошке свет горит
Воспитатель: А давайте узнаем, кто здесь живет? (стук в дверь)
(Выходит девочка)
Девочка: – Здравствуйте, ребята.
А как тебя зовут?
Девочка: Меня зовут Маша.
Воспитатель: Ой, Машенька, у нас потерялись фотографии, ты не видела их в своем сказочном лесу?
Маша: Я нашла их, но вернуть их я смогу только тогда, когда вы мне расскажите о своих семьях?
Воспитатель: Дети, скажите Маше, что такое семья?
Дети: Семья, это папа, мама, дети, бабушки, дедушки.
Это люди, которые живут вместе в одном доме, в одной квартире?
Воспитатель: А все ли семьи одинаковые? (Ответы детей).
Дети: Нет, есть семьи маленькие, а есть большие (показ картинок)
Воспитатель: Это какая семья?
Дети: Маленькая.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что здесь я вижу только маму, папу и ребенка.
Воспитатель: Назовите, кого вы видите на этой картинке?
Дети: Папа, мама, 2 мальчик и девочка.
Воспитатель: какая это семья?
Дети: Большая, многодетная.
Воспитатель: Многодетная семья, ребята, эта семья, где трое детей и более.
А среди вас есть многодетные семьи? Поднимите руку.
-_Да, семья-это самое главное, дорогое, что есть у человека. Семья начинается с уютного теплого дома
В семье друг к другу относятся с уважением, вниманием, лаской.
2. Игра: «Ласковушка» ЭКТ
Воспитатель: Машенька, а ты знаешь, как ласково называют членов семьи?
Маша: Нет.
Воспитатель: Подскажем Маше, ребята. Смотрите внимательно на экран и следите за стрелкой.
Бабушка, а ласково – бабулечка.
Бабулечка, дедулечка, папочка, мамочка, сыночек, доченька.
Маша: Ой, я теперь только ласково буду называть: дедушка, бабушка. Спасибо, вам, ребята.
3. Игра «Моя семья».
Маша: А я про такие слова знаю игру.
Давайте поиграем.
Этот пальчик – Дедушка.
Этот пальчик - Бабушка
Этот пальчик - папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – Я
Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши)
Воспитатель: Спасибо, Маша.
. 4. Игра: «Солнышко и тучки»
Воспитатель: Ребята, наши поступки могут огорчать или радовать наших родных.
Посмотрите. Что лежит на столе?
Дети: Солнышки и тучки.
Как вы думаете, с чем можно сравнить хорошие поступки?
Дети: С солнышком.
Воспитатель: А почему вы так думаете?
Дети: (потому что оно приносит тепло, греет душу и т. д.)
Воспитатель: а с чем сравниваем плохие поступки?
Дети: С тучкой.
Воспитатель: Почему?
Дети: Когда тучка на небе, нам хмуро, тоскливо, грустно.
Воспитатель: А вот мы сейчас и проверим.
Я буду называть поступки, если вы считаете, что ваш поступок огорчит маму, то поднимаете тучку, а если порадует, то солнышко.
Дети, обратите внимание на эту корзинку. Эта корзинка добрых дел. Давайте наполним ее только карточками с хорошими поступками.
• Нарисовали красивую картинку для мамы.
• Подрались с другом.
• Съели всю кашу на завтрак.
• Убрали игрушки на место
• Порвали книгу.
• Не вымыли руки перед едой.
• Уступили место бабушке в автобусе.
• Помогли маме полить цветы.
Воспитатель: Молодцы!
4. Физкульминутка.
Маша: Ох, я очень устала, давайте отдохнем.
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (идем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (идем на месте)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я - (наклоны поочередно в стороны, руки на поясе)
Вот и вся наша семья! (показываем руками)
5. Дидактическое упражнение «Корзина добрых дел» (во время игры звучит спокойная музыка)
Воспитатель: А сейчас, ребята, вашими добрыми поступками, делами мы продолжим пополнять корзину.
Встанем в круг, будем передавать корзинку друг другу и называть доброе дело, которым можно порадовать своих близких.
Воспитатель: Я вечером приготовлю вкусный ужин для своей семьи.
Я буду мыть посуду.
Я буду поливать цветы.
Я буду убирать игрушки.
Я буду пылесосить.
Я буду вытирать пыль.
Я буду заправлять кровать.
Я буду хорошо себя вести.
Воспитатель: Замечательно. Хорошие помощники.
Маша: Спасибо, вам большое, ребята. Теперь я узнала, что такое семья и добрые поступки. Мне и самой захотелось совершить добрый поступок – вернуть вам ваши семейные фотографии.
Внимание на волшебный экран. Какие красивые фотографии. Ребята, расскажите подробнее о своих семьях.
Мне очень интересно!
Составление рассказов детей по семейным фотографиям
Вопросы детям:
(Если ребенок затрудняется, можно задать вспомогательные вопросы)
Вопросы: С кем ты живешь?
Кто самый старший в вашей семье?
Кто самый младший?
Чем занимаются папа и мама?
Как ты заботишься о своей семье?
(Прослушать 2-3 человека)
Маша: Спасибо за ваши рассказы. Хорошо, что есть семья, где любят друг друга. Помогают и заботятся друг о друге.
Воспитатель: Ребята, добрые дела нужно делать постоянно и для всех. Наша корзинка пополнилась не только добрыми делами, но и хорошими рассказами о семье. Давайте передадим нашу корзинку добрых дел ребятам младшей группы. Они ее пополнят своими добрыми делами.
Вместе с Людмилой Николаевной отнесите ее малышам.
(дети ст. гр. уходят)
Воспитатель: А мы, ребята, с вами продолжим.
Составление генеалогического древа.
Дети на силует дерева раскладывают карточки с изображением членов семьи по «ярусам»
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами много говорили о семье, но сейчас я хочу вам сказать, что семья похожа на огромное дерево. Толстые ветки дерева это бабушки и дедушки (родители папы и мамы). Ветви потоньше – это ваши папы и мамы и самые тонкие веточки – это вы дети.
- Вот и вы постарайтесь составить свое семейное дерево или свою родословную.
(Каждому ребенку приготовлено на столе дерево с заготовленными схемами)
Дети составляют свое семейное дерево и относят на доску.
Воспитатель: Дети, вы отлично справились.
Ваши работы станут украшением нашей комнаты.
Если вы будете друг друга любить, уважать, беречь, не забывать, ваше семейное дерево будет всегда живым, крепким, будет расти и расти….
Итог деятельности.
Маша: Я очень рада. Теперь я знаю много о ваших прекрасных семьях, а также о том, что вы любите их и они для вас важны. (нужно ли у детей спросить)
Воспитатель: Милые, мои дети, мы много сегодня говорили о семье, взаимоуважении и добрых поступках. Я предлагаю поделиться добрыми пожеланиями с нашими гостями.
( Пожелания детей гостям: «Я желаю нашим гостям: добра, счастья, здоровья, удачи, тепла, уюта, везенья, улыбки, любви, уважения, радости…» (передают сердечко гостям).
Воспитатель: Ребята, и про Машу не забудем. (Вручить Маше сердечко).
Воспитатель: Я думаю, что такие добрые пожелания обязательно сбудутся.
Хотелось бы закончить нашу работу красивым стихотворением, прочитает его - Руслан.
Волшебный символ жизни - семья,
В нем капелька Отчизны, в нем - Я,
В нем папа, мама, братик сестра,
В нем маленький квадратик двора.
В нем солнце, и березка, и дом,
В нем все согрето теплом.
Воспитатель: Дети, возьмите друг друга крепко за руки. Я желаю Вам, чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая, крепкая семья. И вам, дорогие гости. До свидания.
Список литературы:
1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. С. Васильевой. «МОЗАИКА - СИНТЕ3», 2015
2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. С. Васильевой. Издание 2012г.
3. Н. Ф. Губанова Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. М. : Мозаика-Синтез, 2008г.