Орлова Нюра
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «В гостях у Марьюшки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе
«В гостях у Марьюшки».
Выполнила: Орлова Н. М.
Цель: Дать детям представление об особенностях русского старинного быта.
Задачи:
- воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры;
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе „В гостях у Марьюшки“» размещена в разделах
- продолжать знакомить с предметами старинного русского быта (печь, стол, лавка, посуда, сундук); закреплять знания детей о русской избе, о том как жили люди на Руси;
- знакомство с русским народным костюмом (женский сарафан и рубаха-косоворотка);
- расширять кругозор и эрудицию детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины.
Материал, оборудование: Декорация: русская печь, стол, лавки, сундук, вышитые в русском стиле рушники, скатерть, посуда, самовар, русские народные костюмы, музыкальные инструменты: балалайка, трещотка, деревянные ложки, бубенцы.
Содержание ООД
Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Меня зовут Марьюшка.
Милости прошу в гости, в мою избу. Проходите, поглядите, как я живу.
(дети проходят, рассматривая избу).
Вы пришли в горницу. - самая нарядная и красивая комната в моем доме, в ней принимаю гостей. Дети что вы здесь видите?
(Ответы детей).
Скажите, какой предмет занимает больше всего места в моей горнице?
(Ответы детей).
Да, печка. В старинной русской избе была всего лишь одна комната, и почти половину ее занимала русская печка. Печь была самой главной вещью в доме. В ней и еду готовили в чугунках, она и дом обогревала. На печи можно было даже спать.
Ребята, а давайте подойдем вот сюда. Кто мне скажет это что?
Дети подходят к столу и отвечают.
А что стоит рядом со столом?
(Ответы детей)
А что стоит на столе? Какая посуда? (Ответы детей)
Ребята,а посмотрите какие красивые кружки и ложки, расписные. Кто мне скажет, какой росписью мастера-умельцы мою посуду расписали?
(Ответы детей)
А как вы догадались? Какие элементы хохломского узора вы знаете?
(Ответы детей)
Ребятки, скажите, из чего раньше делали посуду? (Ответы детей)
Ребята, есть в моей горнице еще одна замечательная вещь. Вы знаете как она называется? А для чего он нужен в горнице как вы думаете? Да, что нам думать и гадать, давайте я его открою, и посмотрим!
(пробуем открыть, но ничего не получается).
Ой, ребята, я совсем забыла, этот сундук не простой, а волшебный и откроется он тогда, когда вы вспомните пословицы или поговорки об избе, о труде.
Дети рассказывают пословицу.
Открывается сундук, и оттуда достают рушник и русский народный костюм.
Ребята, посмотрите это что? Сейчас оно называется полотенцем, а в старину назывался рушник. Женщины украшали его, вышивая на нём различные цветы и узоры.
А теперь рассмотрим русские одежды.
Это русский народный сарафан. Раньше таких платьев да юбочек, как у вас, не было, и женщины, девушки сами шили одежду, украшали различными узорами, а подол каёмочкой. Такие наряды носили русские женщины. Значит это женский сарафан
А вот еще другой наряд, как вы думаете, кто его носил? (Ответы детей)
А вы знаете как этот наряд называется? Это рубаха-косоворотка.
Почему рубаху называли косоворотка? (Ответы детей)
Ребятки в таких одеждах работали, и на гулянья ходили, пели да плясали да хороводы водили. Ну, что ребята утомились? Давайте с вами немного взбодримся.
Физкультминутка
Отдых наш - физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой-встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Ребятки, вы такие веселые, озорные, уморили вы меня. Мы сейчас с вами сядем на лавочку рядком, да поговорим ладком.
(дети присаживаются)
Электричества ребята тогда не было и люди придумали лучину. Вечерами девушки рукодельничали, пряли пряжу, а дети играли. Давайте и мы с вами поиграем в игру. Я буду передавать клубочек и вам говорить слова так, как их говорили в старину, а вы их назовете, так как говорят сейчас.
Игра с клубочком
Очи – глаза
Изба-дом
Рушник-полотенце
Лучина-лампочка
Колыбелька-кроватка
Чугунок-кастрюля
Уста-губы
Молодцы ребята, наверное, еще что-то есть в моем сундучке, кто поможет мне его отпереть?
Дети рассказывают пословицу
Ребятушки, это что? Это музыкальные инструменты. Назовите, какие?
(Ответы детей)
На таких инструментах вечерами пели русские народные песни и частушки. Ребята, а вы знаете русские народные частушки? Исполните их на этих музыкальных инструментах?
Дети исполняют русские народные частушки.
Марьюшка : Молодцы, ребятушки, вы еще и музыканты славные!
Ну что подойдем к сундучку, да отопрем его. Кто мне поможет?
Дети рассказывают пословицу
Ребятки это же бревно, из них строили избы в старину. Ребята, а вы хотите представить себя в роли старинных мастеров. Тогда присаживайтесь по удобней, да помогайте друг другу.
Дети по объяснению Марьюшки делают избы по желанию (лепка, аппликация или рисуют).
Марьюшка : Ребятки, я очень рада, что вы сегодня пришли ко мне в гости в мою горницу! Жду вас вновь, до встречи!
Рефлексия:Ребята у кого в гостях вы сегодня побывали? Какие предметы быта вы видели в избе? Что вам больше всего запомнилась?