Ручкина Ольга
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Знакомство с профессией швеи»
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад № 2 «Радуга» г. Белорецк
МР Белорецкий район Республики Башкортостан
образовательной деятельности
Образовательная область : познавательное развитие
Возрастная группа : средняя
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе „Знакомство с профессией швеи“» размещена в разделах
- Ателье. Профессии портного, швеи, модельера
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Средняя группа
- Темочки
Тема: «Знакомство с профессией швеи»
Разработала: Ручкина О. А., воспитатель
Цель ООД: Расширение знаний и представлений детей о профессии швеи.
Задачи ООД:
1. Обучающие:
Формировать представления детей о профессии швеи; ее трудовых действиях; инструментах, необходимых для работы.
Познакомить с различными видами тканей.
2. Развивающие:
Способствовать развитию связной речи, мышления, памяти, любознательности, наблюдательности.
Закрепить умение образовывать прилагательные от существительных, согласовывать их в роде и числе (кофта из шерсти - шерстяная, платье из атласа - атласное, брюки из джинсы - джинсовые).
Развивать умение группировать предметы на основании принадлежности к той или иной профессии.
Упражнять в создании выразительного образа предметов одежды с использованием ткани и силуэта одежды.
3. Воспитательные:
Воспитывать у детей интерес и уважение к профессии швеи; бережное и аккуратное отношение к своей одежде.
Интеграция образовательных областей : познавательное, социально-коммуникативное, речевое развитие.
Предварительная работа: беседы: «Профессии взрослых», «Как и из чего шьют одежду», чтение И. Ревю «Швейное дело», Б. Заходер «Портниха», дидактические игры «Кому что нужно для работы», «Чудесный мешочек», «Подбери заплатку для платья», создание коллекции тканей, рассматривание журналов моды.
Методы и приемы:
Наглядный метод: показ инструментов для работы швеи; рассматривание различных видов тканей.
Практическая деятельность : дидактическая игра «Отбери нужный предмет», создание предметов одежды из ткани.
Словарная работа: наперсток, ателье, выкройка, мастерская, швея, сантиметровая лента, портной, ткань.
Индивидуальная работа: помощь в подборе ткани для одежды.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: чемоданчик с инструментами, необходимыми для труда швеи, ширма, разные виды тканей, выкройки одежды из бумаги, швейная машинка, утюг, схемы - модели «Лесенка трудового процесса швеи».
Раздаточный материал: игрушки-инструменты людей различных профессий (ножницы, утюг, молоток, лейка, гаечный ключ, лопатка, сковорода, шприц, обруч, силуэты - модели предметов одежды из картона, различные виды ткани для каждого ребенка.
Ход ООД:
Вводная часть.
Воспитатель: - Ребята, сегодня утром, когда я пришла в детский сад, я обнаружила у дверей нашей группы вот этот чемоданчик. Хотите узнать, что в нем находится?
Дети: - Хотим!
Воспитатель: - Чтобы узнать, что в нем находится, нужно отгадать загадки. Если вы отгадываете загадку правильно, я достаю отгадку.
- Два кольца, два конца,
Посередине гвоздик (ножницы).
- Гладит то, чего касается,
А дотронешься - кусается (утюг).
- Всех на свете обшивает,
Что сошьет - не надевает (иголка).
- Наша тетушка игла
Строчку по полю вела.
Строчка в строчку,
Строчка в строчку,
Будет платье вашей дочке (швейная машина).
- Есть в клубочке, есть в катушке,
Даже есть в игольном ушке (нитка).
Воспитатель: - Молодцы, отгадали все загадки! Как вы думаете, ребята, человеку какой профессии принадлежат все эти инструменты?
Дети: - Швее.
Воспитатель: - Правильно, это рабочие инструменты швеи (показ картинки швеи). Труд швеи люди уважали с давних пор. Раньше швею называли портнихой, а мужчину, умеющего шить – портным (показ швеи и портного). А что делает швея, ребята?
Дети: - Шьет одежду.
Воспитатель: - Правильно, ребята, швея шьет различную одежду, исправляет длину изделия (например, укорачивает длину брюк, аккуратно может зашить порванную одежду. Место, где работает швея, называется ателье или мастерская. Ателье – это помещение, в котором работают несколько мастеров сразу, а в мастерской работает одна швея (показ картинок). А вы хотели бы посетить швейную мастерскую?
Дети: - Да.
Основная часть.
Воспитатель: - Тогда отправляемся на экскурсию.
1, 2, 3 – покружись,
В мастерской швеи окажись! (дети кружатся вокруг себя и оказываются в мастерской швеи за ширмой : на столе стоит швейная машинка, лежат ножницы, сантиметровая лента, выкройки из бумаги, различные ткани, нитки, наперсток; на вешалке висит одежда).
Воспитатель: - Посмотрите, что здесь находится (дети перечисляют знакомые предметы). Ребята, вы назвали не все предметы. Посмотрите на этот металлический колпачок, как вы думаете, для чего он нужен? (высказывания детей). Это наперсток. Он надевается на палец, когда швея шьет иголкой, чтобы не поранить палец. Давайте еще раз скажем: «Наперсток». А как вы думаете, что это за лента с цифрами? Для чего она и как называется? (ответы детей). Это сантиметровая лента. С помощью ленты швея измеряет размеры человека, чтобы изготовить выкройки. Давайте все вместе скажем: «Сантиметровая лента». Прежде чем сшить одежду, швея измеряет сантиметровой лентой размеры, то есть снимает мерки (показ на кукле). Затем она рисует выкройку на бумаге. Посмотрите, вот это выкройка из бумаги (показ). Как называется этот предмет?
Дети: - Выкройка.
Воспитатель: - Затем швея обводит бумажную выкройку на ткани, вырезает детали из ткани. Потом сшивает вручную иголкой с ниткой - наживляет, примеряет. И только после этого шьет готовое изделие на швейной машинке. Готовое изделие гладит утюгом. И вот красивое платье готово (показ платья на кукле). Ребята, как вы думаете профессия швеи важная? (ответы детей). А почему вы так думаете?
Дети: - Потому что человек нуждается в одежде.
Воспитатель: - Да, у швеи важная работа. Надо сшить одежду точно по размеру, надо уметь работать на швейной машинке. А еще швее приходится очень долго сидеть, чтобы довести начатое дело до конца, поэтому она сильно устает. А чтобы мы с вами тоже не устали, предлагаю вам сделать небольшую разминку.
Физминутка:
- Мастера пустили в дело
Иглы, ножницы, утюг.
За шитье взялись умело
Много быстрых ловких рук.
Получайте свой заказ!
Все по мерке, в самый раз!
Воспитатель: - Ребята, а сейчас давайте с вами повторим с помощью схем все трудовые действия швеи (дети рассказывают о труде швеи с помощью схем - моделей трудового процесса). Молодцы!
Воспитатель: - Ребята, а вы запомнили, какими инструментами пользуется швея?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Тогда я предлагаю поиграть в игру «Отбери нужный предмет». У меня на столе лежат инструменты людей разных профессий. Вам нужно взять любой инструмент и положить его в круг, если он принадлежит швее, и за кругом, если он принадлежит человеку другой профессии (проводится игра). Молодцы, вы все инструменты разложили правильно! Давайте еще раз назовем все инструменты, которыми пользуется швея в своей работе.
- Ребятки, а вы обратили внимание как много в мастерской у швеи различных тканей? Посмотрите. Ткани бывают разные: шелк, ситец, драп, атлас, шерсть, джинсовая. Вы можете подойти и пощупать эти ткани. Все ли они одинаковые? (ответы детей). Из какой ткани мы будем носить одежду, когда на улице холодно?
Дети: - Одежду из теплой, плотной ткани (показ детьми).
Воспитатель: - А из какой ткани мы будем носить одежду, когда на улице тепло?
Дети: - Из легкой, тонкой ткани (показ детьми).
Воспитатель: - Ребята, если кофта сшита из шерсти, какая она?
Дети: - шерстяная.
Платье из шелка? - шелковое,
Брюки из джинса? – джинсовые,
Юбка из атласа? - атласная,
Куртка из кожи? – кожаная.
Воспитатель: - А вы хотели бы сегодня сами побывать в роли швеи или портного? (ответы детей). Тогда я предлагаю вам выбрать любую карточку с изображением одежды, а к ней подобрать подходящую ткань и создать свою модель одежды (дети подбирают ткань под свою модель одежды, вставляют ее в карточку с вырезанным силуэтом одежды).
Воспитатель: - Какой предмет одежды ты выбрала, Настя?
Настя: - Платье.
Воспитатель: - Какую ткань ты подобрала для платья?
Настя: - Легкую, голубую ткань, потому что платье мы носим в теплую погоду.
И т. д. (дети рассказывают о своем выборе).
Воспитатель: - Молодцы, ребята, из вас получились очень хорошие швеи и портные!
Заключительная часть.
Воспитатель: - Ребята, чтобы наша одежда всегда была красивая и аккуратная, как мы должны относиться к ней? (ответы детей).
- К одежде надо относиться бережно: не рвать ее, стирать, гладить, складывать на место, потому что в изготовление одежды вложен труд многих людей, а также труд швеи.
- С какой профессией мы сегодня с вами познакомились? (с профессией швеи). Где работает швея? (в мастерской, в ателье). Как нужно относиться к профессии швеи?
Дети: - Уважительно.
Воспитатель: - Какие новые слова вы сегодня узнали? (выкройка, наперсток, ателье, сантиметровая лента, ситец, шелк, атлас). Вам понравилась экскурсия в мастерскую швеи? А что вам еще сегодня понравилось?
- Ребятки, а на дне нашего чемоданчика еще что- то осталось. Это вам подарок на память о нашей экскурсии в швейную мастерскую (воспитатель раздает детям раскраски по теме «Одежда»).