Наталия Сорокина
Конспект организованной образовательной деятельности «У весны свои секреты»
▼ Скачать + Заказать документы
(образовательная область «Познавательное развитие»)
Цель: поддержание интереса к познавательно-исследовательской деятельности в процессе изучения изменений в природе.
Предназначено для детей старшей группы (5-6 лет).
Задачи:
Образовательные
Формировать представления о последовательности весенних изменений (увеличение продолжительности дня, повышение температуры воздуха, рост и цветение растений, изменение в жизни животных, появление насекомых, прилет птиц).
Устанавливать причинно-следственные связи
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности „У весны свои секреты“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Совершенствовать изобразительные навыки и умения в изображении весенних пейзажей.
Развивающие
Развивать любознательность, эмоциональное восприятие.
Воспитательные
Воспитывать чувство любви к природе, эмоциональную отзывчивость.
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Виды детской деятельности : игровая ситуация, познавательно –
исследовательская деятельность, коммуникативная деятельность, восприятие художественной литературы, продуктивная деятельность – рисование.
Предварительная работа: наблюдение наступления признаков весны
в природе; чтение рассказов В. Бианки «Три весны», «Лесной хор», А. Леонов «Приметы весны»; стихотворений: Ф. Тютчев «Весна», А. Плещеев «Уж тает снег, бегут ручьи…»; заучивание закличек, потешек, загадок; наблюдение за приметами.
Материал и оборудование: иллюстрации, музыкальная запись А.
Вивальди – Весна; П. И. Чайковский – Щелкунчик (Вальс цветов); Ф. Мендельсон – Весенняя песня; мультимедийная презентация; модели: «Характерные признаки весенних месяцев», «Состояние растения и человека в зависимости от времени года», «Влияние солнца, дневного света на рост и развитие растений», игра «Путаница»; шапочки весенних цветов; материалы для творчества детей бумага, краски, кисти, тычки, восковые мелки, баночки с водой, салфетки).
Ход:
Звучит музыка А. Вивальди – Весна.
Психогимнастика. «Тропинка» на развитие зрительного внимания.
Воспитатель приглашает детей под музыку пройти по воображаемой
тропинке. Каждый внимательно смотрит, куда ступил предыдущий ребёнок, старается идти в след. Двигаться надо медленно и тихо. Тропинка привела ребят на весеннюю полянку.
(Воспитатель использует мультимедийную презентацию с изображением весеннего времени года).
Воспитатель предлагает детям отдохнуть на весенней полянке,
посмотреть на красоту весеннего пейзажа. Интересуется какое сейчас время года.
Ответы детей.
Весна – прекрасное время года, неслучайно об этом времени года
поэтами написано очень много стихотворений.
Воспитатель: «Предлагаю вам ребята почитать стихи о весне».
Мориц Юнна - "Весна"
1 ребё нок:
Динь! Дон!
Динь! Дон!
Это что за нежный звон?
Это пролесок-подснежник
Улыбается сквозь сон!
Это чей пушистый луч
Так щекочет из-за туч,
Заставляя малышей
Улыбаться до ушей?
2 ребё нок:
Это чья же теплота,
Чья такая доброта
Заставляет улыбаться
Зайца, курицу, кота?
И по какому поводу?
Идёт Весна
По городу!
И у пуделя— улыбка!
И в аквариуме рыбка
Улыбнулась из водицы
Улыбающейся птице!
3 ребё нок:
Вот и получается,
Что не помещается
На одной странице
Улыбка необъятная, -
До чего приятная!
Вот такой длины,
Вот такой ширины!
А по какому поводу?
4 ребё нок:
Идёт Весна
По городу!
Весна Мартовна Подснежникова,
Весна Апрелевна Скворешникова
Воспитатель: «Посмотрите, ребята, какая красавица Весна пришла к
нам в детский сад. (Воспитатель ставит на стол три куклы, украшенные подснежниками, птицами, ягодами черешни. Предлагает ознакомиться с весенними гостями.) Почему автор дала весне такие имена : Мартовна Подснежникова, Апрелевна Скворешникова, Маевна Черешникова?»
Ответы детей. (Имя – название весеннего месяца, а отчество – название
признака этого месяца.)
Вопросы:
- Когда распускаются подснежники? (В марте.)
- Когда прилетают скворцы? (В апреле.)
- Когда спеет черешня? (В мае.)
Воспитатель предлагает вспомнить признаки весны.
Установление причинно – следственных связей с помощью схем – моделей. Модель: «Характерные признаки весенних месяцев».
Ответы детей.
Март – первый весенний месяц, в народе его называли «утром весны»;
другое название – «капельник». Первые весенние приметы в марте (солнце высоко, светит ярче; день становится длиннее; небо голубое, ясное; сосульки, звенит капель; снег чернеет, тает.)
Апрель – середина весны, называли «месяцем живой воды» (повсюду
тает снег, бегут бурные звонкие ручьи; начинается ледоход; у вербы распушились почки; прилетают птицы; зеленеет молодая нежная травка; зацветают первые весенние цветы: подснежники; просыпаются звери от зимней спячки, линька у животных, появлении детёнышей, оживают насекомые.)
Май – сердце весны, называли «цветень» (солнце поднимается высоко,
греет землю; дует теплый ветер; бывают грозы, сверкает молния; появляется радуга; распускаются ландыши, хохлатки, медуницы, мать – и - мачеха; расцветают деревья и кустарники; труд людей в огородах, садах.)
Воспитатель: «Ребята, с наступлением весеннего тепла как меняется
одежда человека?
С помощью модели: «Состояние растения и человека в зависимости от времени года» дети рассказывают об изменениях в одежде человека.
Динамическая пауза.
Воспитатель: «Ребята, как красиво весной, когда цветут первые
весенние цветы, желаете, чтобы весенняя наша полянка ожила?»
Дети одевают шапочки цветов, кружатся в вальсе под музыку П. И. Чайковского – Щелкунчик (Вальс цветов). Когда музыка останавливается, каждый цветочек (подснежник, медуница, ландыш) встает в свою клумбу (обруч).
Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, что влияет на рост и развитие
цветов весной?»
Ответы детей с помощью схемы – модели.
Модель: «Влияние солнца, дневного света на рост и развитие растений». Игра «Путаница»
Воспитатель: «Ребята, неизвестный художник изобразил весенний
пейзаж, как вы думаете, совпадают ли приметы весны с приметами на картине?»
Ответы детей. (Весной, когда цветут цветы, когда тепло, не бывает
снежной метели.)
Воспитатель: «Какую по вашему мнению картину можно изобразить в марте? В апреле? В Мае? У нас сегодня в гостях весенние гостьи: Мартовна Подснежникова, Апрелевна Скворешникова, Маевна Черешникова. Каждый весенний месяц имеет свои отличительные особенности и свои краски. И вам я предлагаю сделать подарок весенним месяцам – нарисовать для каждой гостьи свой весенний пейзаж, который в любое время года поможет нам вспомнить название весеннего месяца».
Дети выбирают необходимые материалы, дружелюбно договариваются
между собой, о том, какой весенний месяц они будут изображать.
Самостоятельная продуктивная деятельность в музыкальном сопровождении Ф. Мендельсона «Весенняя песня».
В процессе самостоятельной работы детей воспитатель осуществляет
индивидуальную работу, напоминает об использовании для выразительного решения темы разные материалы, техники.
Далее выполненные работы ребята располагают на столе возле каждой
весенней гостьи: Мартовны Подснежниковой, Апрелевны Скворешниковой, Маевны Черешниковой. Совместное рассматривание и анализ работ.
Рефлексия.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что понравилось вам больше всего?
- Что было трудно?
- Посмотрите, наши весенние гостьи радуются, улыбаются! Все они получили прекрасные весенние пейзажи в подарок. В благодарность за свой труд примите радостное солнечное весеннее настроение в форме значка.
Дети благодарят, прощаются с весенними гостьями.