ольга истомина
Звуковая культура речи: звуки [с] и [ш]. Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Российская Федерация
Московская область
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Глебовская средняя общеобразовательная школа»
Дошкольное отделение №3
Конспект организованной образовательной деятельности
с детьми старшей группы
по образовательной области «Речевое развитие»
Тема: «Звуковая культура речи: звуки [C] и [Ш]»
Составила и провела:
воспитатель
первой квалификационной категории
Истомина Ольга Александровна
2020г
Образовательные области:
• Речевое, познавательное, социально-коммуникативное развитие
Задачи:
Образовательные:
• Учить дифференцировать и четко произносить звуки С и Ш;
• Упражнять в правильном произношении и определении звуков С и Ш в слогах, словах
• Упражнять в придумывании слов с определенным звуком
Развивающие:
• Развивать фонематический слух, дикцию, речевое дыхание
• Развивать мышление, память, связную речь
• Развивать умение включаться в совместную игровую деятельность
Воспитательные:
• Воспитывать желание правильно произносить звуки родного языка
• Воспитывать внимание и культуру речевого общения
• Воспитывать эмоциональную отзывчивость и доброжелательность
Демонстрационный материал и оборудование:
Видео презентация «Зима», куклы Соня и Шурик, две корзинки, карточки- подарки, карточки- сигналы звуков С и Ш, угощение.
Словарная работа: слова со звуками С и Ш
Предварительная работа:
• Уточнение артикуляции звуков С и Ш
• Заучивание чистоговорок
• Рассматривание картинок
Ход занятия.
Презентация «Зима»
Воспитатель: дети, какое сейчас время года?
Дети: сейчас время года зима.
Воспитатель: А по каким признакам мы узнали зиму?
Дети: Зима, потому что идет снег, мороз, холодно. (ответы детей)
Воспитатель: Правильно. А вы любите зимой гулять? А почему?
Дети: Да, потому что можно играть в снежки, кататься на горке и т. д (ответы детей)
Воспитатель: На улице ведь холодно, как вы будете одеваться? (ответы детей)
Покажите мне, пожалуйста, как вы одеваете штанишки, шапки, шубки и шарфы? (дети показывают) А какой первый звук вы слышите в словах: штанишки, шапки, шубки, шарфы? (первый звук в этих словах Ш)
А сейчас, покажите, как вы на прогулке катаете снежные комочки. Молодцы!
А как из комочков делаете снеговика. А какой первый звук вы услышали в словах: снежные, снеговик? (Первый звук в этих словах С)
Воспитатель: дети, а как вы думаете, какая тема нашего занятия?
Дети: Тема занятия -звуки С и Ш
Воспитатель: вы поможете мне разобраться с этими звуками?
Тогда, предлагаю вам. Пройти за столы, на свои места (дети садятся за столы)
Воспитатель: Дети, а что такое звуки?
Дети: звуки это то, что мы слышим и произносим.
Воспитатель: молодцы. А кто знает, как шипит гусь, когда сердится? Ш-ш-ш
Я предлагаю вам повернуться друг к другу, поднести ладошку к губам и произнести звук Ш-Ш-Ш
Какой воздух выходит (теплый? Когда мы произносим звук Ш, то наш рот открыт широко. Молодцы.
Давайте, обозначим звук Ш вот этим сигнальчиком (на доску вывесить сигнал-гусь)
Воспитатель: как свистит насос, когда мы накачиваем колесо? С-С-С
Давайте,все вместе произнесем этот звук. (дети подносят ладошку к губам и произносят звук) Какой воздух выходит (холодный? Губы, когда мы произносим звук С, в улыбке. Обозначим звук С вот этим сигнальчиком (на доску вывесить сигнал-насос)
Воспитатель: решили звуки С-Ш отправиться в путешествие по стране звуко и приглашают нас отправиться вместе с ними. Отправимся в путешествие на поезде? (ответы детей) встаем друг за другом.
Воспитатель показывает сигнальчик звука Ш, произносит, вместе с детьми, Ш-Ш-Ш и поезд отправляется. Перед остановкой, воспитатель показывает сигнальчик звука С, произносит, вместе с детьми С-С-С, поезд останавливается. (поезд едет под веселую музыку)
1-я остановка «Музыкальная»
Воспитатель: Дети, чтобы наш поезд отправился дальше, нам нужно спеть песенку, но не простую, а со звуками С и Ш. Споем? (ответы детей)
Залетела к нам оса са-са-са
Не боимся мы осу су-су-су
Укусила в нос оса са-са-са
Стал мой нос как колесо со-со-со
Наша Маша хороша ша-ша-ша
Поет Маша хорошо шо-шо-шо
Все мы очень хороши ши-ши-ши
Воспитатель: Молодцы. Хорошие песенки спели. Отправляемся дальше?
Воспитатель показывает сигнальчик звука Ш, произносит, вместе с детьми, Ш-Ш-Ш и поезд отправляется. Перед остановкой, воспитатель показывает сигнальчик звука С, произносит, вместе с детьми С-С-С, поезд останавливается. (поезд едет под веселую музыку)
2-я остановка
Поезд останавливается, дети садятся за столы. На доске: картинки мальчика и девочки; карточки с картинками, в названиях которых есть звуки С и Ш (или две куклы: мальчик и девочка, рядом с ними корзинки. Дети, берут карточки с нужным звуком и складывают в корзинки, обосновывая свой выбор)
Воспитатель: мальчика зовут Шурик, а девочку Соня. У них сегодня день рождения. Им подарили много подарков, но все подарки перепутались. Давайте, поможем детям разобрать подарки (индивидуально: 2-3 ребенка; картинки- «подарки» со звуком С- Соне, а со звуком Ш- Шурику)
Воспитатель: Дети, Соня и Шурик благодарят вас за помощь. Они приготовили угощения для гостей и приглашают нас к столу (на столе угощение: конфеты, на конфетах картинки, в названиях которых, есть звуки С-Ш: солнышко, шарик и т. д)
Воспитатель: А вот, и наше угощение, но чтобы мы смогли его забрать нужно выполнить задание. На конфете, вы найдете картинку, вам нужно придумать предложение, дав конфете название.
Например: Соня угостила меня конфетой солнышко.
(Дети придумывают предложения. 2-3 ребенка индивидуально)
Воспитатель: Молодцы! Вы справились с заданиями. А вот и наши корзинки с угощением. Теперь, мы можем возвращаться в группу. Давайте поблагодарим Соню и Шурика и попрощаемся с ними.
Дети: Спасибо. До свидания!
Воспитатель показывает сигнальчик звука Ш, произносит, вместе с детьми, Ш-Ш-Ш и поезд отправляется. Перед остановкой, воспитатель показывает сигнальчик звука С, произносит, вместе с детьми С-С-С, поезд останавливается. (поезд едет в группу под веселую музыку)
Воспитатель: вот мы и вернулись из нашего путешествия. Дети вам понравилось наше занятие?
• С какими звуками мы познакомились?
• С кем повстречались?
• Как мы помогли Соне и Шурику?