Нина Бурцева
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи «Осень золотая»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать формировать у детей предпосылки по обучению грамоте.
Задачи:
1. Уточнять и расширять представления о времени года – осень, её приметах. Расширять словарный запас детей по теме; учить формулировать вопросы, составлять предложения, подбирая слова-признаки и слова-действия. Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, навыки употребления предложно-падежных конструкций, согласовывать числительные с существительными.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи „Осень золотая“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
2. Способствовать развитию зрительного восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти; тонкой и общей моторики; дыхания и правильного речевого выдоха; согласованности движений в соответствии с текстом.
3. Воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью. Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности. Воспитывать привычку следить за осанкой в различных видах активности.
Материал: бумажные листочки на ниточке, фигурный кленовый лист из пластика; цветные карандаши, картинки с изображением листочков.
Предварительная работа: беседа о временах года, наблюдения за погодными изменениями на прогулках, дидактические игры по теме.
Ход занятия:
I. Организационный момент :
Мы похлопаем в ладошки: раз, два, три.
И попрыгаем немножко: раз, два, три.
Мы тихонько покружились
И на землю опустились.
Поднялись и потянулись
И друг другу улыбнулись.
Сегодня к нам на окно прилетел кленовый Листочек. Это не простой листочек, а волшебный. Он помогает преодолевать трудности и выполнять разные задания.
Сейчас Листочек приглашает вас в гости, а кому – догадайтесь.
Листья с веток облетают,
Дни стали короче,
Длиннее стали ночи.
Урожай собирают.
Когда это бывает? (Осенью)
Верно. Он приглашает нас в гости к Осени.
II. Основная часть
На место сядет тот, кому листочек ляжет на ладонь и попросит сказать слова противоположные по значению (словесная игра «Скажи наоборот») :
Сосна высокая, а рябина – низкая.
У сосны иглы длинные, а у ели - …
У дуба ствол толстый, а у березы - …
У березы ствол светлый, а у клена - …
Осень бывает ранняя, и бывает - …
Весной птицы прилетают, а осенью - …
Дождь начался, а потом - …
Летом листья на дереве, а осенью - …
Молодцы, ребята! Справились с заданием, я думаю, что и с другими справитесь.
Итак, волшебный Листочек пригласил нас в гости к Осени.
Упражнение «Подбери словечко»
Перед вами картинка, подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос: «Какой?», «Какая?», а волшебный Листочек вам в этом поможет.
1) Осень какая? (холодная, дождливая, разноцветная, золотая, ранняя, поздняя)
Погода осенью какая? (дождливая, пасмурная, хмурая, туманная,
прохладная, сырая, зябкая).
Лес осенью какой? (золотой, расписной, красивый, шумный)
2) Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Что делают?», «Что делает?»
Листья осенью что делают? (желтеют, краснеют, летят, опадают, кружатся)
Дождь осенью что делает? (идет, моросит, льет)
Урожай осенью что делают? (собирают, убирают)
Птицы осенью что делают? (собираются в стаи, улетают)
Деревья осенью что делают? (сбрасывают листву)
Звери осенью что делают? ( готовятся к зиме: линяют, делают припасы, готовятся к спячке).
3) Словесная игра «Какое слово лишнее», будьте внимательны:
Лисичка, белый гриб, мухомор, подберезовик.
Яблоко, груша, лимон, помидор.
Воробей, ласточка, аист, цапля, трясогузка.
Зонт, куртка, шапка, перчатки, шарф. Отлично, справились.
Отгадайте загадку: Листья желтые летят,
Падают кружатся,
И под ноги просто так,
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто - … (листопад)
4) Упражнение на дыхание «Листопад»
Встаньте около стульчиков, возьмите листочек, который вам больше всех понравился, поднесите ко рту. Сделайте вдох, а потом подуйте на него, не надувая щек. А теперь с силой подуем на листочек. Вот какой листопад у нас с вами получился. (Воспитатель показывает, как правильно выполнить упражнение, контролирует дыхание детей, повторяют 2-3 раза.
5) Упражнение «Где листочек?»
Ветер утих и листопад прекратился, но один листочек остался с вами поиграть. Скажите, куда упал листочек? Дети отвечают, используя предлог: «на» :
- листочек упал на землю
- листочек упал на крышу
- листочек упал на траву
- листочек упал на девочку
Физкультминутка «Осенние листья»
Листопад, листопад,
Осыпается наш сад.
Листья желтые летят –
Под ногами шелестят.
6) Упражнение «Закончи фразу» Послушайте слова, повторите их, используя слова: «осенний», «осенняя», «осеннее», «осенние».
Воспитатель: - Лист Дети: - Осенний лист
- Ветка - Осенняя ветка
- Дерево - Осеннее дерево
- Лес - Осенний лес
- Погода - Осенняя погода
7) Упражнение на согласование числительных с существительным.
Перед вами картинка, скажите, что на ней изображено :
- На картинке два листочка. (аналогично другие картинки)
- На картинке две лужи.
- На картинке два дерева.
- На картинке две тучки.
- На картинке два зонтика.
8) Творческое задание «Раскрась листочек». Вы так быстро справились с заданиями, что волшебный листочек приготовил вам подарки-раскраски. Перед вами карандаши, превратите белые листочки в осенние. По окончании воспитатель предлагает работы детей разместить на выставку.
III. Итог. Рефлексия. Волшебному листочку очень интересно, какие задания вам больше всего понравились, расскажите. А ему очень понравилась ваша выставка, в группе как будто листопад. А теперь пора прощаться.