Ирина Непокрытова
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми средней-старшей группы «Удивительный лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа : разновозрастная (4-6 лет)
Форма совместной деятельности : групповая
Образовательная область : познавательное развитие
Цель: Закрепить знания детей о значении леса в жизни человека и животных.
Программные задачи:
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности с детьми средней-старшей группы „Удивительный лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
Обучающие: Уточнить и расширить имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях. Показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса. Формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения.
Развивающие: развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, развивать память, связную речь, умение анализировать, делать выводы.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, умение вести себя в лесу, проявлять заботу и внимание ко всему живому.
Словарная работа: Обитатели, животные, растения, приспособленность.
Предварительная работа с детьми : Беседа о лесе, рассматривание иллюстраций с изображением леса и альбома «Звери леса»; заучивание пословиц о лесе; отгадывание загадок о лесных обитателях.
Материалы и оборудование: Картины леса, картинки с изображением насекомых, грибов, ягод, насекомых, зверей, презентация «Удивительный лес», проектор, музыкальное сопровождение «Шум леса», «Звуки насекомых на лугу».
Продолжительность: 25 минут
Ход НОД
Здравствуй друг! Дети вытягиваю правую руку в сторону.
Здравствуй друг! Вытягивают левую руку в сторону.
Становись скорее в круг, Берутся за руки.
Мы по кругу пойдем. Идут по кругу.
И друзей везде найдем!
Здравствуй, зайка! Машут над головой правой рукой, затем
Здравствуй, еж! Затем левой.
До чего же день хорош. Поднимают обе руки вверх
Белка, здравствуй! Машут над головой правой рукой,
Волк, привет! затем левой.
Здравствуйте! – звучит в ответ. Протягивают руки вперед.
Здравствуй друг! Делают те же движения.
Здравствуй друг! Становись скорее в круг,
Мы, по кругу пойдем, и друзей везде найдем!
Воспитатель предлагает отгадать загадку:
Он, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой-
Снимет шубу с плеч долой. (Лес.)
Звучит аудиозапись «Шум леса»
А вы хотите отправиться в лес? Тогда мы идем в гости к леснику. Он нам расскажет много интересного - кто живет в лесу, что растет в лесу.
Ходит по лесу лесник,
Он молчать в лесу привык.
Здесь ему совсем не дома,
Все давным-давно знакомо.
Но сначала, ребята, мы с вами должны повторить правила поведения в лесу.
Кто мне ответит на вопрос: «Как нужно вести себя в лесу?». (Ответы детей).
• Ветки не ломать, деревья не калечить, траву, листья и цветы не рвать;
• Не разорять муравейники;
Не шуметь, а то лес испугается, затаится и не раскроет вам свои тайны.
Лесник просит отгадать загадку:
Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубке белой зимой,
Вся в серёжках весной,
Сарафан зелёный летом,
В день осенний в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
(Береза).
Да, березы не зря считаются первыми красавицами наших лесов. Особенно красивы березы во время цветения. Цветут березы в середине мая, одновременно с распусканием листьев. Наряжается березка в листву и желтые сережки. Плод березы – маленький орех с двумя прозрачными листьями. В конце лета и начале осени много мелких плодов разносится ветром. У березы есть сестры: ученые насчитали около 65 видов берез. А какие интересные приметы и поговорки связаны с образом березы?
Приметы : из березы течет много сока – к дождливому лету; когда береза перед ольхой лист распустит- лето сухое будет, если ольха наперед – мокрое.
Хоть колюча, но не ёлка,
Подлинней её иголки,
А кора тонка, красна!
Та красавица – …
(Сосна)
Сосна – вечнозеленое, хвойное дерево. Это удивительное дерево. Растет быстро, живет долго. Сосна любит свет. Она быстро тянется к свету, поэтому ствол у нее ровный и гладкий. Ветки расположены на самой верхушке. Внизу ствол покрыт коричневой корой, а вверху кора красная. Семена созревают в шишках.
Но есть и другие деревья, которые растут в лесу. (отгадывание загадок про деревья)
Деревья и растения - это живые существа. Они растут, дышат, питаются. Листья задерживают пыль. Растения дают нам кислород, очищают воздух. Поэтому очень важно беречь их.
- Ребята, а что же такое лес для человека?
1. «Место отдыха». – Чем же является лес для человека? (Лес - это место отдыха человека, потому что человеку «нет ничего милее бродить и думать здесь …».)
2. «Столовая». - В лесу человек находит себе пищу. Это ягоды, орехи, грибы, чистая вода. (рассматривание изображений ягод и грибов)
Физкультминутка «В лесу»
Мы шли, шли, шли (Шаги на месте)
Клубничку нашли
Сели, скушали и опять пошли. (Присесть, касаясь руками пола, смотреть вперёд)
Мы шли, шли, шли,
Наконец, в Лесную школу здоровья пришли
3. «Аптека». – А почему лес – аптека? (В лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит.)
4. «Дом». - Как лес может обогреть человека? (Человек дровами обогревает дом, а дрова — это деревья, которые росли в лесу.)
- Для кого еще лес является домом? (Для цветов, кустов, грибов потому что они растут в лесу. Лес является домом для птиц, животных, насекомых.)
Дидактическая игра «Кто живет в лесу?».
Воспитатель предлагает назвать, кто живет в лесу. Называет: «насекомые». Дети должны назвать по очереди насекомых («животные», «птицы»)
Звучит аудиозапись «Гул и жужжание насекомых»
Насекомые живут везде: на воде и под водой, на земле и под землей, в траве и в древесине. Одни насекомые умеют летать, другие – ползать, третьи – прыгать и бегать. (Рассматривание картинок с насекомыми.)
Дидактическая игра «Прыгают, ползают, летают»
Воспитатель предлагает распределить картинки на три группы.
- Значит, лес – это еще и дом для растений, животных, птиц, насекомых.
5. «Мастерская». - Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите? (Шкафы, стулья, деревянный пол, двери. Из дерева строят и дома.)
6. «Красота». - Что растет в лесу? (Цветы, кусты, грибы.) Весной и летом радуют глаз пестрые головки цветов, и все они просятся в букет. Здесь и лиловые колокольчики, и розовая кашка, и белые ромашки с золотой серединкой, ландыши.
Ребята, а знаете ли вы пословицы о лесе? (Ответы детей).
«Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади».
«Лес – богатство и краса, береги свои леса».
Итак, ребята, лес – это большой дом. В нём есть место для всех лесных жителей. Лес кормит своих жителей, защищает от сильного ветра, палящего солнца, в лесу чистый ароматный воздух. И мы с вами должны любить и беречь этот большой, могучий лес.
Вот и закончилось наше путешествие в лес.
Лес дремучий, до свиданья!
Мы дружить с тобою рады,
Добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес!
Что нового и интересного вы узнали? (Ответы детей).
Чем же полезно дерево? (Ответы детей).
Зачем люди выращивают леса, парки? (Ответы детей).