Елена Николаевна Румянцева
Конспект организованной образовательной деятельности. «Путешествие в Чудную страну стихов Ирины Токмаковой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений.
Задачи:
• Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественному слову.
• Развитие артистических навыков.
• Совершенствование звукопроизносительной стороны речи детей.
• Вызывание радостного, эмоционального настроя, стимулирование стремления к заучиванию стихотворений.
• Социализация детей, расширение границ общения.
Оборудование:
• Домик, волшебные деревья.
• Портрет Ирины Петровны Токмаковой, ее произведения.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности, „Путешествие в Чудную страну стихов Ирины Токмаковой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
• Презентация, ноутбук, телевизор.
• Посылка.
• Детский игрушечный магнитофон.
• Магнитофон, CD с записью песни «Спляшем, Пегги» (муз. В. Берковского, сл. И. Токмаковой).
• Накидки: елка (зеленого цвета) и мушка (серого цвета).
• Игрушки: цветок и жучок.
• Маски: 2 синицы и дятел; гусь, щенок, козел.
• Мнемотаблица для заучивания стихотворения; символические изображения типа воспроизведения стихотворения.
Ход организованной образовательной деятельности.
1. Ритуал начала занятия.
Дети стоят в кругу. Упражнение «Доброе приветствие».
Стоящие по кругу дети по очереди без слов здороваются друг с другом.
Воспитатель:
Возьмемся за руки, друзья!
Друг другу улыбнемся.
Мы пожелаем всем добра
И скажем хором, дружно:
Дети:
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И внимательно глядим.
2. Введение в проблемную ситуацию.
Воспитатель:
Сегодня утром я получила посылку. Только открыть её я не смогла. Может быть, вы мне поможете? Как вы думаете, что для этого надо сделать? (Ответы детей.) Посмотрите, здесь есть какой-то листочек. Посылку сможем мы открыть, когда отгадаем загадку.
Загадка.
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Терпеливым языком.
(Книга.)
Когда дети отгадали загадку, воспитатель достает из посылки книгу И. Токмаковой «Поиграем», открывает книгу и предлагает детям поиграть.
«Поиграем!»
На лошадке ехали,
До угла доехали.
/Руки согнуты в локтях перед собой; ходьба, высоко поднимая колени. /
Сели на машину,
Налили бензину.
На машине ехали,
До реки доехали.
/Руки согнуты в локтях перед собой, ладошки сжаты в кулаки и движутся поочередно вверх-вниз, имитируя управление рулём; бег на месте. /
Трр! Стоп! Разворот.
/Притопнуть ногой, повернуться кругом. /
На реке - пароход.
/Приставить ладошку к бровям – взгляд вдаль. /
Пароходом ехали,
До горы доехали.
/Пружинящие полуприседания, руками имитировать бинокль. /
Пароход не везёт,
Надо сесть в самолёт
Самолёт летит,
В нё м мотор гудит:
У-у-у-у,
Я лечу, лечу!
/Прямые руки в стороны, покачивание корпусом. /
И. Токмакова.
3. Путешествие начинается.
Воспитатель:
Ребята, где это мы оказались? По-моему, перед нами Чудная страна! Я знаю, что вы умеете слушать, и сегодня вы услышите много интересного. Ведь в этой Чудной стране все – и звери, и птицы, и люди, и деревья – говорят стихами Ирины Петровны Токмаковой.
«Чудная страна»
В одной стране,
В чудной стране,
Где не бывать
Тебе и мне,
Ботинок черным язычком
С утра лакает молочко,
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поет,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В одной стране,
В чудной стране.
Ты почему не веришь мне?
И. Токмакова.
Воспитатель:
У ботинка есть язычок, так почему ему не лакать молоко. У картошки есть глазок, должна же она куда-то смотреть. Отчего бутылке не петь, если у нее есть горлышко? А старинные стулья на гнутых ножках так и просятся в пляс! Что еще может происходить в этой стране? Давайте пофантазируем? Для чего расческе зубы? (Грызть семечки). А у книг есть листочки. Как у деревьев. Вероятно, в этой стране они растут в лесу? Как может забавляться троллейбус? Ведь у него есть рога. (Бодаться). Все это может быть в чудной стране, только надо поверить. Чудная страна И. П. Токмаковой всегда готова встретить вас, стоит только закрыть глаза и вообразить …
За речкой лес. Далекий лес.
Туда спешу с утра я.
Ключи несу. И все в лесу
Калитки отпираю…
… Чтоб лес открыть,
Нужна не прыть,
Нужны глаза и уши.
Мои ключи: смотри, молчи,
И примечай. И слушай.
(Перевод И. Токмаковой из И. Свободы.)
4. «Разговоры».
Воспитатель: Одна из книг Ирины Петровны так и называется «Разговоры». Если внимательно прислушаться к звукам, которые наполняют лес, можно услышать лесные разговоры:
… Есть у нас магнитофончик,
Маленький всезнайка.
Он на тоненькую пленку
Пишет разговоры:
Что сказал комар зайчонку,
Лягушачьи споры…
Тихо, тихо, ни словечка!
Мы нажали кнопку.
Так о чем спросила речка
Узенькую тропку?
И о чем поведал ветер
Листьям дикой груши?
Мы узнаем все на свете.
Помолчи. Послушай.
И. Токмакова.
В. : Давайте и мы послушаем эти разговоры.
Дети читают наизусть по ролям стихотворения из цикла «Разговоры».
«Разговор большой ели и мушки»
- Ты кому, большая Елка,
В небе пасмурном киваешь?
И не ты ли втихомолку
Тучи с тучами сшиваешь?
- Что ты, глупенькая Мушка,
Я не шью и не тачаю.
Я тихонько на верхушке
Ветер маленький качаю.
И. Токмакова.
«Разговор лютика и жучка»
- Лютик, Лютик, что хохочешь?
- Да ведь ты меня щекочешь.
Так листочки мне щекочешь,
Что не хочешь - захохочешь!
И. Токмакова.
«Разговор синиц и дятла»
- Вынь-вынь,
Вынь, вынь, вынь
Червячка из глубины,
Кинь-кинь,
Кинь, кинь, кинь
На дорожку у сосны.
Накорми подруг!
- Тук-тук-тук!
Тук!
И. Токмакова.
5. «Угадай, зачем?».
Воспитатель по очереди читает строчки стихотворения, дети высказывают свои предположения.
«Воробьи»
Я насыпал проса.
Угадай, зачем?
Прилетели воробьи.
Угадай, зачем?
Приходила кошка.
Угадай, зачем?
Взял я в руки палку.
Угадай, зачем?
И. Токмакова.
6. Прочтем стихи вместе.
Воспитатель:
Стихотворение, которое прозвучит сейчас, имеет одну особенность. В нём есть слова, которые повторяются несколько раз. Эти повторяющиеся слова мы будем произносить все вместе, хором.
Итак, сейчас мы прочтем с вами вместе стихотворение И. Токмаковой «Медведь». По моему знаку вы должны будете говорить: «…снег, снег».
«Медведь»
Как на горке - снег, снег,
И под горкой - снег, снег,
И на ёлке - снег, снег,
И под ёлкой - снег, снег,
А под снегом спит медведь.
Тише, тише. Не шуметь.
И. Токмакова.
При заучивании используется мнемотаблица.
Воспитатель:
Давайте попробуем прочитать это стихотворение (или одну строчку) по-разному:
- очень медленно/ быстро;
- очень тихо/ громко;
- так, чтобы всем стало весело;
- так, чтобы всем стало грустно;
- так, чтобы всем стало страшно;
- так, как будто ты спрашиваешь об этом и т. д.
7. «Спляшем и споем вместе!»
Воспитатель:
Стихи Ирины Петровны Токмаковой легко запоминаются, они музыкальны, а на одно из них даже написана песня. Она называется «Спляшем, Пегги» (муз. В. Берковского).
Звучит фонограмма песни, дети выполняют движения инсценировки под музыку песни.
«Спляшем, Пегги»
У Пэгги жил весёлый гусь,
Он знал все песни наизусть.
Ах, до чего ж весёлый гусь!
Спляшем, Пэгги, спляшем!
У Пэгги жил смешной щенок,
Он танцевать под дудку мог.
Ах, до чего ж смешной щенок!
Спляшем, Пэгги, спляшем!
У Пэгги старый жил козёл,
Он бородой дорожки мёл.
Ах, до чего ж умён козёл!
Спляшем, Пэгги, спляшем!
Ах, до чего жизнь хороша!
Спляшем, Пэгги, спляшем!
8. «Ура! Подарок!».
Воспитатель:
Придумывает Ирина Токмакова не только стихи, но и сказки. «Аля, Кляксич и буква А» – веселое обучение чтению, «Может, нуль не виноват!» – весёлое введение в математику. Именно эти книги мы сегодня и получаем в подарок.
9. Путешествие заканчивается.
Воспитатель:
Подошло к концу наше путешествие. Нам пора возвращаться.
Вернуться домой нам поможем стихотворение Ирины Токмаковой «Счастливого пути!»
«Счастливого пути!»
(Из голландской народной поэзии)
Карета кое-как ползёт,
Усталый конь её везёт.
Счастливого пути!
Усталый человек идёт,
Рукой с лица стирает пот.
Счастливого пути!
Пусть тот, кто едет и идёт,
Всегда свой путь домой найдёт.
Счастливого пути!
(Перевод И. Токмаковой).
10. Ритуал окончания занятия.
Упражнение «Спасибо за приятное занятие».
Воспитатель:
Ребята, наше путешествие в Чудную страну стихов Ирины Токмаковой закончилось, и я хочу предложить вам поблагодарить друг друга за это интересное путешествие. Один из вас становится в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и говорит: «Спасибо за приятное путешествие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное путешествие!» - таким образом, группа в центре круга постепенно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединиться последний участник, замкните круг и завершите церемонию благодарности безмолвным легким пожатием рук.
11. Рефлексия.
Воспитатель:
Ребята, кому понравилось наше путешествие, поднимите вверх руки и похлопайте, а кому не понравилось – спрячьте за спину.
Всем спасибо!