Нина Агуреева
Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие по произведениям К. И. Чуковского»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности
«Путешествие по произведениям К. И. Чуковского»
в подготовительной к школе группе для детей с ТНР
Цель:
Формирование у дошкольников с ТНР навыков слогового и звукобуквенного анализа и синтеза, профилактика дисграфии.
Задачи:
Образовательные :
Уточнять и актуализировать словарь детей на основе речевого материала произведений К. И. Чуковского.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности „Путешествие по произведениям К, И, Чуковского“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Чуковский. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
Упражнять в придумывании небылиц.
Закрепить умение образовывать глаголы от звукоподражаний животных.
Развивающие:
Развивать умение придумывать слова на заданный звук, проводить звуковой анализ слова, писать слова печатными буквами.
Упражнять в делении слов на слоги, употреблении предлогов «за», «перед», «между».
Совершенствовать умение выделять первый звук в слове.
Развивать фонематическое восприятие, творческое воображение.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к произведениям К. И. Чуковского; инициативность, самостоятельность, активность на занятиях.
Словарная работа: активизация в речи детей названий животных и птиц, посуды;
глаголов, обозначающих голоса животных.
Оборудование и материалы: ноутбук, презентация, мяч, предметные картинки с изображением предметов одежды и предметов обихода; на каждого ребенка: лист бумаги с нарисованным двухэтажным домиком (на каждом этаже по 4 окошка, фишки-символы звуков для звукового анализа, простой карандаш.
Ход занятия:
1. Организационный момент :
Логопед: - Сегодня я предлагаю вам послушать отрывок из одного всем известного произведения.
Чтение отрывка из произведения К. И. Чуковского «Телефон» (1 слайд презентации)
- Из какого произведения эти стихи? («Телефон»)
- Кто написал эти стихи? (К. И. Чуковский) (2 слайд презентации)
2. Логопед: - По телефону звонили разные животные, и я предлагаю вам поиграть в
игру «Отгадай, кто позвонил» (3 слайд презентации)
- Я называю звук, а вы вспоминаете животных и птиц, названия которых начинаются с этого звука.
К – крокодил.
- А какие звери и птицы на звук К могли еще позвонить? (крот, кабан, кошка, корова)
С – слон, свинья.
- Кто еще на звук С мог позвонить? (собака, сова, соловей, сокол)
Ц–цапли, М–мартышки, М–медведь, З–зайчатки, К–кенгуру, Г–газели, Н–носорог.
3. Логопед: - К. И. Чуковский написал немало сказок и стихов, и многие из них вы знаете. Посмотрите отрывок и догадайтесь, что это за произведение.
Просмотр отрывка из мультфильма «Федорино горе» (4 слайд презентации)
- Как называется это произведение?
- Что произошло в этой сказке?
- Я предлагаю вам вспомнить названия посуды и разделить эти слова на слоги
(с помощью хлопков)
Упражнение «Назови посуду и прохлопай» (5 слайд презентации)
4. Логопед читает отрывок из сказки «Тараканище» (6 слайд презентации)
- Из какой сказки эти стихи?
- Вспомните, кто из них где ехал.
Упражнение «Назови, где стоит»
(употребление предлогов «ЗА», «ПЕРЕД», «МЕЖДУ»)
5. Логопед: - А сейчас следующая сказка К. И. Чуковского. Я начинаю предложение, а вы его заканчиваете.
Игра «Доскажи словечко» (7 слайд презентации)
(Отрывок из сказки К. Чуковского «Айболит»)
Добрый доктор … Айболит!
Он под деревом … сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и … волчица,
И жучок, и червячок, и … медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор … Айболит!
И пришла к Айболиту … лиса:
«Ой, меня укусила … оса!»
6. Логопед: - Чем похожи слова «ли-са», «о-са»? (2-ой слог одинаковый)
- А таких слов в русском языке много, и все они заканчиваются на слог «СА».
Физкультминутка - игра «Закончи слово» (с мячом)
(Логопед начинает слово, а ребенок договаривает слог «СА»)
ЛИ–СА, О–СА, РО-СА, КО-СА, КИ-СА, КРЫ-СА, КОЛБА-СА, ПОЛО-СА,
ГОЛО-СА, ЛАРИ-СА, КОЛЕ-СА, НЕБЕ-СА, ПЛАК-СА, КРА-СА, КЛЯК-СА,
ТЕРРА-СА, КУЛИ-СА, ГРИМА-СА.
7. Логопед: - А в сказке К. И. Чуковского «Чудо – дерево» происходят разные небылицы.
Чтение отрывка. (8 слайд презентации)
- Что такое небылицы? Предлагаю вам придумать свои небылицы.
Упражнение «Придумай небылицу»
8. Логопед: - Небылицы придумывать вы умеете. А вот путаницу распутать можете?
Чтение отрывка из произведения К. И. Чуковского «Путаница» (9 слайд презентации)
Давайте распутаем эту путаницу и напомним животным, кто как кричит. Выберите себе по картинке и вспомните, как кричит это животное или птица.
Игра «Кто как кричит»
корова – му! – мычит,
поросенок – хрю! – хрюкает,
утка – кря! – крякает и т. д.
9. Логопед: - А сейчас отгадайте, о ком эта загадка.
Она по полю пошла
И там денежку нашла.
Потом пошла на базар
И купила самовар.
(Муха – Цокотуха) (10 слайд презентации)
- Давайте Муху поселим в домик. Звуковой анализ слова МУХА.
(У каждого ребенка на столе лист бумаги с нарисованным двухэтажным домиком. На каждом этаже по 4 окошка. Дети вместе с логопедом определяют, из каких звуков состоит это слово, дают им характеристику и обозначают звуки соответствующими фишками (2-ой этаж, далее печатают под каждой фишкой соответствующую букву (1-ый этаж).
11. Логопед: - Кто же помог Мухе в произведении К. Чуковского? (Комар)
- А мы с вами должны помочь одному мальчику-грязнуле, ведь от него сбежали все вещи.
Чтение отрывка из произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр» (11 слайд презентации)
- Из какого произведения эти стихи?
- Мы можем вернуть мальчику его вещи, если определим первый звук в каждом слове.
Упражнение «Назови первый звук в слове» (с картинками)
12. Логопед: - Молодцы! Вы помогли мальчику вернуть назад его вещи. Теперь он будет аккуратным и опрятным. А еще мы с вами вспомнили много произведений замечательного детского поэта. Напомните мне, как его зовут? (К. И. Чуковский)
- Какие его произведения вы запомнили?
Список использованной литературы:
1. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи. – М. : «Аквариум», 1995.
2. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР. - СПб. : «Детство-пресс», 2008.
3. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. – М. : «Владос», 1999.
4. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М. : «Владос», 1995.
5. Чуковский К. И. Стихи и сказки. – М. : «Эксмодетство», 2014.