Ирина Кондрашова
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи для детей от 6 до 7 лет «Весна пришла»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи для детей от 6 до 7 лет «Весна пришла»
Задачи:
Образовательные:
• обобщить представления детей о весне как времени года, ее признаках
• уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных
• закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в весенний период, о весенних заботах человека
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи для детей от 6 до 7 лет „Весна пришла“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивающие:
• развивать внимание, память
• улучшать общую моторику и координацию движений
• развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы
Речевые:
• отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений
• активизировать словарь детей
• обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные
Воспитательные:
• воспитывать желание наблюдать за красотой весенней природы
• воспитывать чувство любви к родной природе
• воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным
Основные виды детской деятельности: познавательно- исследовательская, коммуникативная, чтение художественной литературы и продуктивная.
Интеграция образовательных областей: ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Используемые приемы, методы, технологии обучения: метод исследования и вопроса, использование познавательной мотивации, проблемные вопросы, демонстрация видеосюжета, рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя, рассказы детей, чтение стихов детьми, беседа, отгадывание загадок, организация взаимодействия ребенка со сверстником, игровые приемы, дыхательная гимнастика.
Используемые формы организации детской деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Дидактический материал: кукла Петрушка; иллюстрации и картины с изображением весенних пейзажей, весенних работ, изменений в животном мире; предметные картинки по теме «деревья», «цветы», «животные»; на каждого ребенка цветные карандаши; дидактические игры: «Времена года», «Животный мир», «Назови листок», «Посадим огород»
Оборудование:
Ноутбук, проектор
Предварительная работа:
Рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок, пословиц про весну. Рисование на тему «Весна пришла»; дидактические игры.
Ход занятия.
1. Звучит классическая музыка. П. И. Чайковский «Весна». Дети и воспитатель находятся в познавательном уголке рядом с выставкой детских рисунков о весне и поделок из природного материала, весенних репродукций известных художников.
Ребята, отгадайте загадку:
Он с бубенчиком в руке,
В сине – красном колпаке.
Он веселая игрушка,
А зовут его… Петрушка
Сегодня к нам в гости пришёл Петрушка, и мы ему расскажем, что мы знаем про весну. Ну, что, ребята, расскажете? Послушайте, какая красивая музыка звучит. Эту мелодию композитор П. И. Чайковский так и назвал: «Весна». Сегодня мы постараемся вспомнить о весне все самое важное, красивое и интересное. У нас прошел конкурс рисунков «Весна пришла», вы знаете о ней стихи, песни и загадки, мы очень много наблюдали за весенними изменениями, мастерили поделки из природного материала. Думаю, вам есть, что рассказать.
- Чтобы не запутаться, предлагаю всем подумать: о чем бы вы хотели рассказать нашему гостю? О чем будем говорить сначала? Потом? Вам помогут схемы-подсказки.
Неживая природа
Растительный мир
Животный мир
Человек весной
2. Неживая природа весной.
(На экране проектора весенние пейзажи.)
- Когда приходит весна?
- Какие весенние месяцы вы знаете?
- Что мы относим к неживой природе? (К неживой природе мы относим явления природы, такие как осадки, облачность, ветер, долгота дня, погода.)
- Назовите признаки весны в неживой природе?
Подробнее, расскажите, каким становится день? (Весной день становится длинне, а ночь – короче.
- Почему погода становится теплой?
- Какие осадки характерны для весны?
- Какие еще явления природы вы наблюдали в весенние дни?
-Весной природа обновляется, оживает. Воздух легкий, пахнет землей, травой, цветами.
Давайте сделаем глубокий вдох, еще раз. (Проводится дыхательная гимнастика)
Дети, что можно еще добавить?
Петрушка: «Ой, как весело стало!»
Да, Петрушка! Весна – веселая разноцветная пора.
Знаменитые русские поэты – написали про весну много стихотворений.
Сейчас наши дети их прочитают.
Травка зеленеет.
Алексей Плещеев
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей.
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой.
ЧЕРЁМУХА
Сергей Есенин
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черёмуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
-Дети, вам понравились стихотворения?
-Что именно понравилось в первом, что во втором стихотворениях?
3. Растительный мир весной
Дети рассаживаются на стульчики в познавательном уголке.
- Продолжаем наш рассказ. О чем будем говорить теперь? (мы будем говорить о растениях.)
- Что мы относим к растительному миру? (К растительному миру относятся деревья, кустарники, травы, цветы, грибы.)
- Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом весны и почему?
Что еще интересного вы можете добавить о листьях? (загадки о листьях.)
- Что же меняется в жизни трав и цветов?
-Какие первоцветы вы знаете? (Подснежники, одуванчики, мать – и мачеха, перелеска и др. (Дети рассматривают эти цветы на экране проектора)
Сейчас я предлагаю поиграть в мою любимую дидактическую игру «Назови листочек». Я называю дерево, а вы называете какой листочек.
дуб – дубовый
клён – кленовый
осина - осиновый
рябина – рябиновый
берёза – берёзовый
тополь – тополиный
калина - калиновый
Молодцы! Правильно.
А сейчас игра «Собери и назови цветок» (Из разрезных картинок дети собирают цветок и называют его, например, подснежник, одуванчик, ветреница, примула и др.)
4. Животный мир осенью
- Вот и дошла очередь до животного мира, очень богатого и разнообразного. (Смена картин на экране проектора)
- Кого мы относим к животному миру? (К животному миру мы относим зверей, птиц, насекомых, земноводных.)
- Что же происходит с приходом весны в жизни зверей? (Все животные готовятся к весне. Некоторые просыпаются из спячки, например, медведь, еж, барсук. Другие меняют цвет шубки (лиса, белка, заяц и т. д.)
- Земноводные и насекомые откладывают яички для вывода будущего потомства.
(Детям предлагается посмотреть фильмы «Как появляется бабочка» и «Размножение лягушки»
-Дидактическая игра «Что за чем».(Дети, используя картинный материал, закрепляют знания, полученные после просмотра фильма.)
- Что меняется в жизни птиц с приходом весны? (Есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края, а весной они возвращаются.)
- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными.)
- А почему же они улетают?
Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше.)
- Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком, и чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.)
- Верно. Такие птицы называются оседлыми. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы вместе с папами и мамами строили им кормушки. А весной солнце начинает греть теплее, они возвращаются, восстанавливают свои гнезда и выводят птенцов.
Дидактическаяигра «Возвращаются – не улетают»
Дети встают вкруг.
Вы машете руками, как крылышками, если названная птица возвращается с юга. Если птица остается, приседаете.
Ворона, грач, галка, голубь, ласточка, воробей, утка, скворец.
- Молодцы! Очень внимательны.
Петрушка: «Отгадайте загадку!»
Болтлива птичка - спору нет,
Расскажет новость и секрет!
Красива с виду, белобока
Кто? - Длиннохвостая. (сорока)
Эта птица перелётная или зимующая?
5. Человек весной
- Посмотрите на схему-подсказку: о чем мы будем говорить теперь? Как ты считаешь, Влад? (Мы будем говорить о заботах человека весной.)
- Конечно. Петрушке, наверняка, не терпится узнать, чем весной занимаемся мы с вами, ваши родители, друзья и знакомые. Вы можете ему рассказать, как мы трудимся весной? (На экране появляются картинки, дети по ним работают.)
- Какие работы выполняются в садах?
- А как трудятся в деревне, на полях?
-Как трудятся городские жители?
А вы, ребята, как трудитесь весной?
- Кто хочет добавить?
Дидактическое упражнение «Посадим огород»
На столах лежат карточки с изображением овощей и фруктов. Дети берут любую карточку и рисуют как они будут сажать, например, картошку (клубнем, яблоко (саженец), морковь (мелкие семена) и т. д.
- У вас на столах лежат цветные карандаши и бумага, выполняйте задания.
Каждый постарался на славу! Петрушка, тебе понравилось трудиться вместе с ребятами?
-Петрушка, подумай и скажи: обо всем ли мы рассказали, что задумывали? Ничего не упустили?
- Чьи ответы тебе понравились больше всего: у кого из ребят они были самыми полными и правильными?
- Спасибо за хорошую работу. Приходи ещё к нам в гости.
Список использованной литературы:
Акулова Е. А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших дошкольников. // Дошкольное воспитание N8, 2008
Акулова Е. А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших дошкольников. // Дошкольное воспитание N9, 2008
Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2002. – 272 с.
Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада. Практические и методические рекомендации Сост. Т. С. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 224 с.
Игровая деятельность на занятиях по экологическому воспитанию. Старшая группа. / Автор-сост. П. Г. Федосеева. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.
Комратова Н. Г. Учимся говорить правильно: Учебно-методическое пособие по развитию речи детей 3-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 208 с. (Программа развития)
Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. -.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. (Программа развития).
Ломбина Т., Лукша В. Авторская программа «Читайка», или Ка