ольга пронина
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Зимние встречи»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №21 «Сказка»
Старооскольского городского округа
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему
«Зимние встречи»
Выполнила воспитатель Пронина Ольга Вадимовна
г. Старый Оскол
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе „Зимние встречи“» размещена в разделах
Цель. Расширять и уточнять представления детей о природе зимой.
Программное содержание.
Образовательная область Познавательное развитие.
1. Расширять знания детей о том, как живая природа приспосабливается к условиям зимы.
2. Формировать представления детей о жизни диких животных и птиц: как добывают еду, как зимуют.
3. Рассматривать и сравнивать следы животных на снегу.
Образовательная область Речевое развитие.
4. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.
5. Активизировать употребление в речи названий диких животных, птиц.
Образовательная область Социально-коммуникативное развитие.
6. Формировать заботливое отношение к животным, птицам.
7. Воспитывать уважение к людям труда.
Образовательная область Физическое развитие.
8. Закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом.
Материал. Мультимедийный проектор, слайды с изображением зимнего леса, «Зайцы зимой», слайд с заячьими следами, иллюстрация с изображением следов диких животных, корзинка, еловые шишки, ягоды рябины, желуди, кора дерева, пучок сена, кукла Старичок Лесовичок, карточки с изображением разного корма (семечки, хлебные крошки, зернышки, кусочек сала, морковка, яблоко, карточки с изображением диких животных (медведь, лиса, волк, еж, белка, заяц, карандаши.
Предварительная работа. Чтение художественной и познавательной литературы о птицах, животных, наблюдения на прогулках, дидактические и настольные игры о природе.
Ход организованной образовательной деятельности.
Дети стоят полукругом.
В-ель. Ребята, какое сейчас время года? (Зима.)
Воспитатель показывает слайд с изображением зимнего леса, читает стихотворение А. Пушкина «Зимнее утро»
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит:
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
В-ель. Как зимой в лесу?
Дети. Холодно.
В-ель. Хорошо или плохо приходится животным в студеную пору?
Какую шубу надевают животные зимой?
В-ель. Ребята, к нам в гости пришел старичок Лесовичок. Посмотрите, у него в руках корзинка. Что же в ней лежит? Давайте посмотрим.
Воспитатель достает из корзинки веточку рябины.
В-ель. Как вы думаете, для чего Лесовичок взял с собой ягоды рябины?
Дети. Чтобы покормить птиц.
В-ель. Как сейчас в лесу живется птицам?
Дети. Птицам холодно и голодно.
В-ель. Птицам зимой в лесу очень трудно. Особенно тяжело находить корм во время снегопадов, метелей, сильных морозов. В такую погоду много птиц погибают от голода.
Воспитатель читает стихотворение
«Улетели птичьи стаи».
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром окутан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь. Т. Зайцева
В-ель. Как мы можем помочь птицам зимой?
Дети. Покормить птиц, сделать кормушки.
В-ель. Давайте поиграем в игру.
Д/игра «Чем накормить птиц зимой?»
Дети садятся за столы. На столах карточки с изображением разных видов корма. Дети выбирают корм для птиц, ненужный зачеркивают.
В-ель. Чем мы можем накормить птиц зимой?
Дети называют.
В-ель. Давайте подойдем к Лесовичку и посмотрим, что же еще в корзинке у Лесовичка?
Воспитатель достает из корзинки шишки и желуди.
В-ель. Зачем Лесовичку шишки и желуди?
Дети. Чтобы дать белке.
В-ель. Где прячется белочка зимой?
Дети. В дупле.
В-ель. К организации своего гнезда эта лесная жительница относится очень тщательно: формирует его из веточек, мха, изнутри выстилает шерстью и перьями. Чтоб было помягче да потеплее.
В-ель. Что же еще у Лесовичка в корзинке?
Воспитатель достает пучок сена и кору дерева.
В-ель. Зачем Лесовичку сено и кора дерева?
Дети. Чтобы подкормить оленей, лосей, зайцев.
Воспитатель показывает слайд «Люди подкармливают сеном лосей зимой».
В-ель. Правильно. Эти животные питаются ветками, корой деревьев и кустарников. Их надо есть очень много, чтобы наесться. Трудно кормиться после сильных снегопадов. Как вы думаете. Почему?
Дети объясняют.
В-ель. Кустарники и низкие деревца оказываются под снегом, а ветки с высоких деревьев не лось, не заяц достать не могут. Поэтому люди зверей, как и птиц, подкармливают зимой. В лесу развешивают заготовленные с лета пучки лиственных растений, раскладывают сено, морковь, капусту.
Воспитатель показывает на слайде иллюстрацию «Зайцы зимой в лесу».
В-ель. Остановился косой у дерева, на задние лапы встал, кору обгрызает. Голодно зайцу зимой. Кора, да мелкие ветки-вот и вся еда.
Воспитатель показывает слайд с изображением заячьих следов.
В-ель. В лесу зимой на снегу появляются узоры из следов разных животных.
Как вы думаете, кто этот след на снегу оставил?
Воспитатель показывает слайд с заячьими следами.
В-ель. Это заячьи следы. А вы знаете, что у зайца передние лапки короткие, а задние-длинные. Когда он бежит, то задние лапки вперед выкидывает. Вот и получается, что следы от задних лапок оказываются впереди следов от передних. Заяц как будто сам себя обгоняет. И еще: он может, не проваливаясь, проскакать по снегу, там, где без лыж человеку не пройти. Почему? Подошвы заячьих лап покрыты густыми и мягкими волосиками, а пальцы широко расставлены-чем не лыжи! Попробуй догони!
Лесовичок. Ребята, я прошу определить на картинке заячьи следы, и в какую сторону он побежал?
Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением разных следов. Дети находят заячьи следы и определяют, в какую сторону побежал заяц.
В-ель. А сейчас мы с вами поиграем.
Прыг – скок, прыг – скок,
прыгнул зайчик на пенек.
(Дети сгибают руки в локтях и прижимают к телу, прыгают на месте)
Ему холодно сидеть,
(перекрещивают руки и дрожат)
хочет лапки он погреть.
(трут ладони друг о друга)
Лапки – вверх, лапки – вниз.
(поднимают и опускают руки)
И на месте развернись.
(поворачиваются вокруг себя)
Ставим лапки на бочок
и на месте скок – скок – скок.
(ставят руки на пояс и подпрыгивают на месте)
А теперь вприсядку,
(приседают)
пусть не мерзнут лапки.
(дуют на руки, пытаясь их согреть).
В-ель. Скажите ребята, какие животные зимой спят, а какие нет?
Давайте поиграем в д/ игру «Какое животное зимой спит?». Нужно обвести на карточке карандашом тех животных, которые зимой спят.
На карточке изображены животные : волк, лиса, медведь, еж, белка, заяц.
Дети садятся за столы, обводят в кружок тех животных, которые зимой спят. Затем объясняют, каких животных они обвели карандашом.
Лесовичок. Я очень доволен, что вы так много знаете о лесных жителях. Мне пора собираться в лес, меня ждут животные. До свидания.
Рефлексия.
В-ель. Что вам понравилось и запомнилось на нашем занятии?