ольга пронина
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «История Белгородчины»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №21 «Сказка» Старооскольского городского округа
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему
«История Белгородчины»
Выполнила воспитатель Пронина О. В.
г. Старый Оскол
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе „История Белгородчины“» размещена в разделах
Цель: Формировать у детей представление об истории Белгородской области.
Программное содержание
ОО Познавательное развитие.
1. Формировать представления детей о природных богатствах Белгородской области.
2. Познакомить детей с «Дорогой Мужества», о мужестве и славе нашего народа.
3. Формировать представления детей о ремеслах.
4. Закрепить знания детей о старооскольской игрушке.
5. Закрепить представления о свойствах мела и глины.
ОО Речевое развитие
6. Учить отвечать на вопросы полным предложением.
7. Развивать речевую активность.
ОО Социально-коммуникативное развитие
8. Воспитывать чувство гордости за свой край, интерес к истории малой родины.
9. Развивать коммуникативные навыки.
Предварительная работа: Экскурсии, беседы, рассматривание иллюстраций и презентаций об истории Белгородской области, чтение художественной литературы, разучивание стихов, песен, народных игр, пословиц.
Материал: Куклы Белогор и Белогорочка, карта Белгородской области, ноутбук, слайды с изображением железной дороги «Старый Оскол-Ржава», меловыми горами, залежами глин, мельниц; игрушки (дымковские, каргопольские, филимоновские, старооскольские, разрезные картинки мельниц, иллюстрации глиняной посуды, хлебобулочных изделий, кусочек мела и глины.
Ход организованной образовательной деятельности
Воспитатель предлагает подойти детям к карте Белгородской области.
В-ель. Ребята, в какой области мы с вами живем?
Дети. В Белгородской.
В-ель. В каком городе Белгородской области?
Дети. В Старом Осколе.
В-ель. Ребята, к нам в гости пришли народные куклы Белгородской области Белогор и Белогорочка. Они, как и мы, живут в этой области, и хотят проверить, что вы знаете о нашей Белгородской области, ее истории. Для этого они приглашают нас в путешествие по нашей области.
В-ель. Отправимся мы с вами на поезде.
Дети становятся друг за другом
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят
В-ель. Мы с вами проезжаем по железной дороге Старый Оскол-Ржава.
Воспитатель показывает слайд с изображением дороги Старый Оскол-Ржава.
В-ель. Что это за дорога?
Дети. Это «Дорога мужества».
В-ель. Когда она была построена?
Дети. Во время Великой Отечественной войны.
В-ель. «Дорога Мужества» – это название железной дороги Старый Оскол – Ржава, построенной в очень короткий срок во время войны. Строительство железной дороги было настоящим трудовым подвигом нашего народа. Она была построена в течении двух месяцев. Люди выполнили огромную работу: создали насыпь, построили мосты, уложили железнодорожное полотно. Во время постройки дороги было задействовано большое количество людей. За это и назвали ее «Дорога Мужества».
В-ель. Наше путешествие продолжается. Мы с вами приехали к меловым горам Белгородской области.
Воспитатель показывает слайд с изображением меловых гор Белгородской области.
В-ель. Благодаря какому полезному ископаемому получил название город Белгород?
Дети. Мел.
Воспитатель показывает кусок мела. Предлагает провести небольшой опыт: мел растворить в воде.
В-ель. Что происходит с мелом?
Дети. Мел не растворяется в воде.
В-ель. Какие еще качества есть у мела?
Дети. Мел — белая горная порода, мягкая и рассыпчатая.
В-ель. Где применяется мел?
Дети. Мел применяется для побелки, окраски заборов, стен, бордюров, для защиты стволов деревьев от солнечных ожогов. Мел используется для письма на досках в школах.
В-ель. Наше путешествие продолжается. Мы с вами приехали на станцию, где находятся залежи глин.
Воспитатель показывает слайд с залежами глин.
В-ель. Вокруг города Старый Оскол располагались многочисленные залежи глин. Какой промысел был самым древним?
Дети. Гончарный промысел.
В-ель. Как называлось ремесло человека, который занимался изготовлением посуды из глины?
Дети. Гончар.
В-ель. Что делали из глины?
Дети. Игрушки, миски, кувшины.
Воспитатель предлагает рассмотреть кусок глины.
В-ель. Какие свойства глины вы знаете?
Дети. Глина – это горная порода, в сухом состоянии это мелкая пыль, а влажная глина -вязкая и пластичная.
В-ель. Как называлась игрушка, которую делали в Старом Осколе?
Дети. Старооскольская игрушка.
В-ель. Назовите старооскольские игрушки.
Дети. Свистульки и фигурки: коники, бараны, медведи, всадники, барыни, няни.
В-ель. Занимались этим ремеслом женщины и дети: лепили и расписывали игрушки после обжига в печах (горнах). Старооскольскую игрушку легко отличить от других – она не чем не красится, не глазуруется. Поверхность игрушки шероховатая, хранящая бугорки и вмятины от пальцев умелых и быстрых рук мастера.
Дидактическая игра «Угадай старооскольскую игрушку». На столе расставлены разные народные игрушки: каргопольская, дымковская, филимоновская, старооскольская. Дети называют и выбирают старооскольскую игрушку.
В-ель. Наше путешествие продолжается, мы прибыли на станцию, угадайте, как она называется?
Машет крыльями — не птица.
Любит только ветер.
Крутит жернова девица
Целый день и вечер
И мукою славится
Девица — красавица.
Девица — умелица.
Ветряная (Мельница)
Воспитатель показывает слайд, на котором изображена мельница.
В-ель. Что такое мельница?
Дети. Место, куда свозили зерно для помола. В мельнице размалывали различные зёрна, например, пшеницу, для того, чтоб получить муку, или мелкий корм для животных.
В-ель. Когда человек хотел получить муку, он шел на мельницу, высыпал пшеницу в специальный контейнер, из которого зёрна подаются в небольшом количестве в жернова. Там они размалывались на мелкие кусочки, которые очищались и просеивались. В конце получалась чистая белая мука.
В-ель. Что делают из муки?
Дети. Пекут хлеб, пироги, булки и т. д.
В-ель. Назовите ремесло человека, который занимался помолом зерна? Отгадайте загадку.
Послезавтра, в понедельник,
Смелет всё зерно нам.
Дети. Мельник.
В-ель. Мельник — это ремесленник, деятельность которого напрямую связана с производством муки.
В-ель. Какие мельницы вы знаете?
Дети. Ветряные и водяные.
Дидактическая игра «Собери мельницу». На столе разложены части картинок с изображением мельниц. Дети из частей собирают разные виды мельниц.
В-ель. Какие мельницы у вас получились?
Дети. Ветряная и водная.
В-ель. Нам пора отправляться в детский сад.
Дети становятся и поезд отправляется.
В-ель. Наше путешествие подошло к концу. Белогор и Белогорочка хотят сказать, что вы хорошо знаете историю Белгородчины. Давайте в конце нашего путешествия прочитаем стихотворение о нашем крае.
Ребенок читает стихотворение.
«Мой славный край: Белгородчина». Автор: Надежда Жаркова
Стройные сосны в песке;
Рвом разрезанный косогор.
Белокаменный храм на холме
И цветущих полей простор.
И летящий малиновый звон
Над поселками, городами –
Это мой край родной!
Белгородчина золотая!
В-ель. Что вам понравилось в нашем путешествии? Что вы запомнили?