Борисова Екатерина
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Лес. Грибы и ягоды»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Лес. Грибы и ягоды».
Цель: Расширять представления о лесе и растениях, произрастающих в лесу, понимать, что среди них могут быть ядовитые, учить соблюдать осторожность.
Задачи:
1) образовательные : - познакомить с понятием «грибница» «споры», «грибник»,
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию „Лес, Грибы и ягоды“» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесные ягоды
- Темочки
- закрепить умение различать съедобные и ядовитые грибы и ягоды по картинкам и характерным признакам
2) развивающие :- развивать у детей познавательный интерес, любознательность;
- развивать внимание при решении игровых заданий,
- развивать мелкую и общую моторику,
- обогащать зрительные впечатления,
- развивать умение выразительно и эмоционально читать стихи.
3) коррекционно-развивающие : - развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полным предложением.
- развивать память, внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие, за счет умения определять предметы по иллюстрациям и описаниям,
- расширять и активизировать словарный запас по теме,
- развивать координацию речи с движением.
4) воспитывающие: - воспитывать умение взаимодействовать друг с другом и сотрудничать, проявлять активность, инициативность, самостоятельности, творческих способностей,
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Предварительная работа:
Беседа о лесе, природе, бережном отношении, рассматривание предметных картинок с изображением грибов, ягод. Чтение художественных произведений о грибах и ягодах. Выполнение рисунков по теме. Заучивание и отгадывание загадок про грибы и ягоды.
Материалы и оборудование :
Компьютер, проектор, презентация, магнитная доска, шаблон листка с письмом, игрушка ЕЖ, картинки с изображениями съедобных и несъедобных грибов, тропа препятствий (подготовить заранее и разложить в группе, предметные картинки с изображениями ягод и грибов, разрезные картинки с изображениями ягод, мяч.
Ход образовательной деятельности:
I. Орг. момент:
Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся и гости улыбаются вам в ответ. От наших улыбок стало сразу светлее и теплее.
(Дети садятся за столы.)
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в группу залетела сорока и оставила листочек, а на этом листочке что-то написано, давайте прочтем?
Дети: Давайте.
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Меня зовут ёжик, а живу я в лесу. Я хочу пригласить вас к себе в гости. Но сначала отгадайте загадку, отгадав её вы узнаете, что я люблю больше всего собирать в лесу.
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть, нет головы.
Дети: Это - гриб.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Ребята, а вы все про грибы знаете? Хотите узнать больше? Ну, тогда слушайте внимательно.
II. Основная часть.
Воспитатель: Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. (На доску вывешивается картинка – схема гриба ПРЕЗЕНТАЦИЯ). Что есть у грибов? (Дети отвечают, что есть ножка и шляпка.) Правильно, ножка, шляпка и корни – грибница. Для чего грибам нужны корни? Правильно, через корни-ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества.
Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают маленькие грибочки. А как называют людей, которые идут в лес за грибами? (Ответы детей). Правильно, их называют грибниками. Настоящие грибники берегут лес и никогда не дёргают грибы из земли с корнем, так можно повредить грибницу, тогда не вырастут на этом месте маленькие грибочки. Гриб нужно аккуратно срезать ножом.
Сегодня ребята приготовили загадки про грибы :
Рыжие ушки с лисьей макушки
В травке лежат — для малых ежат.
(Лисички)
Не спорю — не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще.
(Подберёзовик)
Нет грибов дружней, чем эти, —
Знают взрослые и дети —
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.
(Опята)
Возле леса на опушке,
Украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка,
Ядовитый…
(Мухомор)
Воспитатель: (презентация грибов.)
У каждого гриба есть свой дом, где он растёт.
Белый гриб – боровик растёт в сосновом и еловом лесу. Шляпка у него мясистая, упругая, светло серая или коричневая. Ножка толстая – белая.
В сосновом лесу растут маслята. Как вы думаете, почему эти грибы так называются? (Ответы детей.) Да, у них шляпка скользкая, словно маслом смазана.
Еще в хвойном лесу вы сможете встретить гриб, который называется рыжик, как вы думаете, почему у него такое название?
А какой гриб мы найдем под осиной?
Дети: Под осиной найдем подосиновик.
Воспитатель: Правильно, а под берёзой?
Дети: Под берёзой найдем подберёзовик.
Воспитатель: Молодцы! У подосиновика и подберёзовика длинная ножка и шляпка коричневого цвета или красноватая (как опавшие осенние листья, в которых грибы прячутся).
А вот в густой траве выросли лисички – рыжие, Как вы думаете, почему их так назвали? как лесной зверь – лиса.
Ай, а это что за чудо-пень? Весь усыпан грибами. Это опята – дружные ребята, растут они большими семьями на пеньках.
Ну а этот гриб можно встретить и в хвойном и в лиственном лесу, это сыроежка. На самом деле такое название сыроежки получили потому, что при засоле они становятся пригодными к употреблению в пищу быстрее других грибов то есть их можно есть практически сырыми. Мы говорили про съедобные грибы.
Как можно приготовить грибы? Их можно варить, жарить, мариновать, сушить.
А вот на полянке мы увидели красивый гриб : тонкая белая
ножка с юбочкой, шляпка красная с белыми пятнами. Догадались, что это за гриб?
(ребята отвечают на вопросы)
Дети: Это мухомор!
Воспитатель: а как вы думаете, почему его так назвали? Мухо мор? Когда мухомор состарится, края его шляпки загнуться кверху и он превратится в блюдечко. Пройдёт дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьётся этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его Мухомор. А какой ещё ядовитый гриб вы, ребята, знаете?
(Ответы детей.)
Правильно, бледная поганка. У этого гриба длинная тонкая ножка и бледно-серая шляпка. Запах у неё неприятный.
Теперь вы знаете, какие грибы - съедобные, а какие – ядовитые.
Теперь можно и к ежику в гости в лес пойти.
Что люди берут с собой в лес, когда отправляются за грибами? И мы возьмем с вами лукошко и по дороге соберём ежику гостинец – съедобные грибы, которые нам встретятся.
Воспитатель:,. Напомните, как нужно вести себя в лесу?
Дети: ( Предположительные ответы: нельзя шуметь в лесу, ломать ветки деревьев, внимательно смотреть под ноги, чтобы не наступить на гриб, не повредить муравейник.)
Воспитатель: Вставайте, ребята, подходите ко мне. Отправляемся в путь! (дорога с препятствиями на ковре, используя слова – между, слева, справа). (Включается аудиозапись «Шум дождя).
Ой, ребята, вы слышите? Что это за звук?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы правы, слышится шум воды, это дождь начинается! Давайте мы с вами потанцуем вместе с капельками дождя.
(Дети встают в круг в центре ковра.)
Физкультминутка «Дождик» (музыкальная)
Воспитатель: Вот и дождик кончился. Ребята, а вы знаете, что в лесу после дождя быстро растет? После дождя в лесу быстрее растут грибы. Вот и мы оказались на полянке, где много грибов. Давайте мы с вами их соберем и подарим ежику, но будьте осторожны, а то в вашу корзинку залезут непрошенные гости?
Игра «Собери в лукошко грибы» - картинки грибов съедобных и несъедобных. В лукошко нужно сложить картинки съедобных грибов.
Воспитатель: Ребята, почему вы мухомор и поганку в лукошко не положили? (Ответы детей.)
Правильно, мухомор и поганку не надо в лукошко класть, но и топтать их не стоит. Оставьте, пусть растут. Многие грибы, которые для людей ядовиты, полезны для обитателей леса. А кто в лесу питается грибами? Правильно, то белочка грибок съест, то мышка, например, подосиновики и боровики любят дикие кабаны, а мухоморами лоси лечатся.
Воспитатель: Ох, и долгая дорога к норке Ёжика, устали мы немного. Да и глазки наши, тоже нуждаются в отдыхе. Я предлагаю сделать зрительную гимнастику для глаз.
Внимательно следите глазками за движущимся объектом, головой не вертим. (Гимнастика для снятия зрительного напряжения (электронная)
Воспитатель
А теперь пойдемте дальше Ёжика искать. Ой, да мы уже почти пришли. Вон видите раскидистое дерево стоит, под ним норка Ежа. (Дети с воспитателем подходят к Чудо-дереву с кленовыми листьями.)
(Появляется из-за дерева игрушка – Ёжик.)
Ё жик: Здравствуйте, ребята, как я рад, что вы пришли! Я наблюдал за вами, пока вы по лесу шли. Вы такие молодцы! Бережно к лесу относитесь и к его обитателям: ни одной веточки не сломали, ни одного гриба и ягодки не затоптали, не шумели.
Воспитатель: Ёжик, мы по дороге к тебе набрали полное лукошко съедобных грибов., и решили подарить их тебе. Угощайся.
Ё ж: спасибо ребята за грибочки, вижу разбираетесь в грибах, только съедобные грибы собрали. А вы знаете, что в моём лесу растут не только грибы, но и ягоды.
Воспитатель: Конечно ежик ребята, знают и приготовили загадки про ягоды :
Много темно-синих бус
Кто-то уронил на куст.
Их в лукошко собери-ка.
Эти бусины —… (Черника)
Ягоды лесные эти
Любят бурые медведи.
Не рябина, не калина,
А с колючками… (Малина)
В лесу на полянке, Прямо у земли,
Созрели нынче ягодки. Скорее посмотри.
Они похожи на клубнику, Но нет, ведь это… (Земляника)
Эту ягодку найдете
Не в саду, а на болоте.
Круглая, как пуговка,
Красненькая… (Клюква)
Еж: Какие молодцы. Вы знаете в лесных ягодах много витаминов и других полезных веществ. Я хочу с вами поиграть
Игра «Собери картинку» : собираем пазлы ягод Брусника, черника,, ежевика, клюква. А какие еще можно встретить ягоды в лесу? Ответы детей (если ребята не называли можно дополнить их ответ-малина, рябина, морошка, костяника, земляника).
А давайте еще поиграем
Игра “Большой- маленький” (игра с мячом)
Гриб- грибок, грибочек
Ягода- ягодка
Дерево- деревце
Куст- кустик
Малина – малинка
Земляника – земляничка
Черника – черничка
Клюква – клюковка и т. д.
Еж: Какие вы большие молодцы, столько всего знаете. Я вам за это дарю флешку на которой можно много узнать про грибы и ягоды, а еще на ней есть для вас мой любимый мультфильм «Дудочка и кувшинчик» называется. посмотрите его у себя в детском садике. До свидания. Приходите ещё! (Дети благодарят, прощаются с Ёжиком.
Воспитатель: Ребята, что бы нам снова оказаться в детском саду, нужно произнести волшебные слова и закрыть глаза «Вокруг себя обернись 1,2,3, в детском саду окажись».
III. Подведение итога.
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы снова в своей группе. Вы все большие молодцы, справились со всеми заданиями! Понравилось вам путешествие? Чем запомнилось, о чём узнали, что делали? О чем интересном вы сегодня расскажете родителям? А вы запомнили какие грибы и ягоды можно собирать, а какие нет?
Ответы детей
Воспитатель: Давайте беречь лес! Он наш друг и помощник! Сколько красот, чудес, нужного и полезного он дарит людям! Будем беречь природу!
Вывод. Смена занимательных заданий, игрушка-персонаж, яркий наглядный материал, оформление группы, шумовое сопровождение, музыкальная физминутка, электронный офтальмотренажёр и сюрпризный момент с флешкой, помогли сделать занятие интересным и запоминающимся для детей.