Ирина Дымова
Конспект организованной образовательной деятельности по пластилинографии «Золотая хохлома» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Форма: игровая
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Задачи:
1. Обучающие:
Учить оформлять объёмную плоскость элементами узора хохломской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография»;
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по пластилинографии „Золотая хохлома“ для старших дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Старшая группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Хохлома. Лепка, занятия с пластилином
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2024
Закрепить знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи: ягоды, завиток, травки.
2. Развивающие:
развивать чувство композиции, цветовосприятия;
развивать глазомер, мелкую моторику рук;
развивать память, воображение;
3. Воспитывающие:
воспитывать интерес и продолжать знакомить детей с народными промыслами;
Материалы и оборудование: изделия хохломских мастеров (ложки, солонки, чашки, кружки, тарелочки из плотного картона черного цвета, восковой пластилин «Кроха» (6 цветов, доски для лепки, стеки, влажные салфетки для рук, (по одному экземпляру на каждого ребенка).
Средства выразительности: композиция, фактура, цвет.
Методические приемы: сюрпризный момент, художественное слово, презентация: «Золотая хохлома» пальчиковая гимнастика «Бутончик», продуктивная деятельность, поощрение, рефлексия.
Ход занятия
1. Организационная часть
Дети сидят полукругом перед столом педагога, где выставлены изделия хохломских мастеров (ложки, солонки, чашки, кружки). Педагог одетый в русский народный костюм говорит детям:
2. Рассказ воспитателя.
«Ребята, у нас сегодня в группе открывается ярмарка. А вы знаете, что это такое? Ярмарка – это большие торги, устраиваемые в одном месте и в одно время с увеселениями, развлечениями. На ярмарку приезжали продать свой товар или купить, себя показать и на других посмотреть. И потому одевались в день посещения ярмарки самые лучшие свои наряды:
Вдоль ярмарки во конец
Шел удалый молодец.
Не товар продавать,
Себя показать.
Пестро, красно кругом!
Ярмарки открывались глашатаем, человеком, который объявлял начало торгов:
Эй, честные господа!
К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары – бары,
Всяки разные товары….
Проходите, подходите,
Посмотрите, посмотрите….
На ярмарке всегда было много разнообразных товаров на любой вкус. Каждый мастер расхваливал свои изделия, а особенно старались продавцы чудо – посуды, которая переливалась на солнце, будто золотая:
На мой товар полюбуйтесь,
Только не торгуйтесь!
Ложки золоченые, узоры крученые!
Налетайте, налетайте,
Покупайте, покупайте!
Нет изделий краше
Хохломы нашей!
Педагог:
Действительно, хороша посуда, украшенная хохломской росписью. Дети, хотели бы вы узнать, где родилась эта роспись?
3. Показ презентации: «Золотая хохлома»
Итак слушайте: «В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своей яркостью, праздничными узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель. С большим старанием делают хохломчане свою посуду. Много выдумки и фантазии применяют, придумывают узоры, которые высматривают в окружающей природе. На хохломской посуде вьется, кружится травка-былинка, а из нее выглядывает ягодка: смородина, малина, рябина, или рисовали красными, черными и золотистыми красками диковинные цветы. Глаз не отвести от яркой хохломской посуды! А ярмарка в самом разгаре, вот уже и песни слышны, а веселые Петрушки зазывают народ покататься на карусели.
4. Физкультурная пауза под песню «Карусель», музыка и слова А. Павловского.
Дети, взявшись за руки, движутся по кругу, затем каждый «садится на лошадку» (руки, согнуты в локтях перед грудью) и начинают движение по кругу подскоками, постепенно переходя на шаг.
5. Практическая часть
Педагог: ребята, мы с вами побывали на ярмарке, повеселились, людей посмотрели, себя показали и вернулись не с пустыми руками: в нашей группе останется посуда хохломских мастеров. Сегодня на занятии вы будете украшать тарелочки в стиле хохломской росписи. Только мастера свою посуду расписывали красками, а вы это сделаете необычным способом – при помощи пластилина.
6. Этапы выполнения работы:
Данная работа будет новой для детей только в техническом исполнении: украшение объёмной плоскости элементами хохломской росписи методом пластилинографии. Первоначальное знакомство с хохломской росписью осуществляется на занятиях по рисованию.
Показ и объяснения по выполнению некоторых элементов:
I. Смородина
Раскатать колбаску красного цвета, разделить стекой на части, из которых раскатать пальчиком маленькие шарики – ягоды. Из зеленого пластилина сделать тонкую колбаску, закрепить одним краем с основной веточкой и по обе стороны расположить парные ягодки и одну на конце веточки.
II. Рябина
Раскатать колбаску из пластилина красного цвета, стекой разделить на мелкие части, из которых скатать шарики – ягоды, прикрепить на веточку – гроздь. Раскатать длинную зеленую (или любого другого цвета) колбаску, разделить на столбики и выложить из них сложный листик рябины (у каждого листика имеется пара, и только один верхний листик пары не имеет)
III. Листики
Простые. Раскатать зеленую колбаску, нарезать ее на равные части, сплющить у каждой кончики с обеих сторон, закрепить на поверхности между ягодами и цветами, прижав к основе.
Сложные. Делаем так же, как простой листик. Только составляем его из трех частей. При помощи стеки прорисовываем на листиках прожилки.
IV. Травинки
Тонкие колбаски зеленого (желтого) цвета со сплющенным (заостренным) внешним кончиком.
V. Завиток
Раскатать тонкую колбаску из зеленого (желтого) пластилина, одним концом прикрепить к основной веточке, постепенно заворачивая другой край колбаски по кругу.
Элементы узора располагать в чередовании по обе стороны основной веточки.
Перед началом работы, ребята выполним пальчиковую гимнастику:
Пальчиковая гимнастика «Бутончик»
Каждый бутончик склониться бы рад
(Поставить локти на стол, пальцы обеих рук собраны в щепоть — «бутончики»).
Влево и вправо, вперед и назад.
(Раскачивать «бутончики» вправо-влево, вперед-назад).
От ветра и зноя бутончики эти
(Соединить вместе локти и ладони рук, образуя один большой букет»)
Спрятались живо в цветочном букете.
7. Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель: Ребята, напоминаю вам правила поведения, во время выполнения творческой работы:
не отвлекайтесь во время работы;
соблюдайте порядок на рабочем месте;
экономно используйте материалы;
кладите остатки пластилина в коробочку;
кладите стеку на тарелочку;
после работы сразу протирайте стеку, доску для лепки и руки влажной салфеткой.
Ребята приступают к выполнению задания под аудиозапись песни «Золотая хохлома» (Муз. и сл. Арины Чугайкиной). Воспитатель оказывает индивидуальную помощь затрудняющимся детям. Поощряет старательность, аккуратность и творческий подход в работе.
8. Заключительная часть
Педагог: Ребята, у вас получились замечательные изделия в стиле Хохломы, выполненное необычным способом. Думаю, что ваши работы тоже пользовались бы спросом на ярмарке, а пока вы можете использовать декоративные тарелочки в качестве украшения дома или в нашей группе.