Гульфия Исмагилова
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте «Звук [Т]. Буква «Т». Наша Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД №76» г. ТЮМЕНИ.
Конспект организованной образовательной деятельности
по обучению грамоте «Звуки Т, Ть. Буква Т»
Лексическая тема: «Наша Родина».
Для детей подготовительной группы.
Подготовила:
Учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Исмагилова Г. И.
Тюмень, 2021 г.
Возраст детей: 6-7 лет.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте „Звук [Т], Буква „Т“, Наша Родина“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
Цель: познакомить детей со звуками [Т], [Т’], и буквой Т. Активизировать словарь по лексической теме "Наша Родина".
Задачи:
Образовательные :
• Продолжать учить различать понятия «звук» и «буква»;
• Познакомить детей с механизмом образования и характеристикой звуков [Т], [Т’], буквой Т;
• Формировать умение различать звуки [Т], [Т’] по акустическим и артикуляционным признакам.
Коррекционно-развивающие:
• Развивать фонематическое восприятие;
• Развивать артикуляционную и мелкую моторику;
• Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;
• Активизировать речевую деятельность детей по теме "Наша Родина";
• Закрепить правильное произношение звуков [Т], [Т’] в словах.
Оборудование и материалы: картинки для артикуляционной гимнастики, гласные и согласные в домиках, картинка (перечеркнутый колокольчик, схема-сигнал (синяя и зеленая, карточки для определения места звука в слове (вагон, буква Т, картинка (герб России, схема плакат (чем отличается буква от звука, тарелки, фишки или камешки марблс.
Методические приемы: рассматривание схем, речевой образец, вопросы, объяснение, хоровые и индивидуальные ответы, игры.
Словарная работа: Россия, Москва, Тюмень, река Тура.
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед: ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь с нашими гостями и проходите на свои места. Какое у вас сегодня настроение? (ответы детей). Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день! Садимся на свои места.
Логопед: мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. Вы хотите попасть в волшебную страну звуков и букв? (ответы детей). Замечательно, мы ведь с вами уже знаем, как туда можно попасть? (ответы детей). Тогда начинаем?
- За забором, в своем домике живет наш язычок «Заборчик», каждое утро он просыпается (потянутся) и выглядывает в окно «Окно». Посмотрит на небо, на землю «Качели», в одну сторону, другую «Часики» и пойдет обратно в дом чай пить с блинами «Лопата» и вареньем «Вкусное варенье». Ну вот подкрепился наш язычок и готов путешествовать. Садится на лошадку и отправляется в путь «Лошадка». Молодцы! Вот мы с вами и оказались в волшебной стране звуков и букв. В этой стране, нас как всегда ждут интересные задания, за каждое правильно выполненное задание вы получите кусочек картинки (пазл, ваша задача, собрать все кусочки картинки и сказать, что изображено на картинке, если ответите правильно, то в конце занятия вас ждет сюрприз. Готовы?
Логопед: прежде чем мы с вами приступим к выполнению заданий, мы с вами вспомним, чем отличается буква от звука?
- Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.
С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Давайте вспомним их.
А, О, У, Ы, Э, И.
- Они какие?
- Гласные.
- Как они произносятся?
- свободно, легко, с голосом (их можно пропеть).
- А какого цвета домики у гласных звуков? (красные)
- Правильно, молодцы ребята!
- А с какими согласными звуками мы познакомились?
….
- Почему их называют согласными? (потому, что они согласились со всеми препятствиями).
- Какие препятствия могут помешать? (язык, губы, зубы).
Логопед: молодцы, вот теперь мы можем приступить к выполнению заданий!
1 задание. Я называю слова, которые обозначают один предмет, а вы будете мне назывтаь слова, которые обозначают много предметов: (страна – страны; город – города; флаг – флаги; улица – улицы; житель – жители).
Логопед: отлично, вот и 1-я часть картинки. (раздаю каждому ребенку по кусочку пазла). Герб Тюмени.
Усвоение нового материала:
Приступаем ко второму заданию:
Логопед: - Как же называется наша страна? (Россия)
- Как называется самый главный город России? (Москва)
- Как называется город, в котором мы живем? (Тюмень)
- Правильно, город в котором мы живем называется Тюмень!
А теперь, послушайте стихотворение.
Хороша у нас Тура
Мы купались там вчера
И сегодня мы опять
На Туру пойдем гулять
Поиграем на песке
И поплаваем в воде
Хороша у нас Тура
У причала шум с утра. (Белов).
Логопед: о какой реке говорится в этом стихотворении. (о Туре).
- Какие звуки стоят в начале этих слов Тура, Тюмень ([Т] и [Ть]).
Произнесем еще раз слово ТУРА. Какой первый звук в этом слове? (Т, как он произносится? Твердо или мягко? Давайте проверим, мы стучим по этому слову или гладим это слово? (твердо). Когда мы произносим звук [Т], что-нибудь мешает воздуху проходить? (да, воздух встречает преграду, язычок упирается в зубки). Из-за этой преграды звук не поется, это говорит о том, что звук у нас какой? (согласный). Если звук [Т] у нас произносится твердо, какого цвета домик у звука [Т]? (синий, правильно!
- А теперь проверим звук [Т] у нас звонкий или глухой. Положили ладошку к горлышку и произнесем звук [Т], горлышко дрожит или нет? (Нет). Значит звук [Т] глухой, и обозначается он зачеркнутым колокольчиком.
- А теперь произнесем название нашего города ТЮМЕНЬ, какой первый звук в слове [Ть]. Как звучит мягкий брат звука [Т]? (Звук [Ть]). Звук [Ть] также согласный, потому что не поется, мягкий и глухой, горлышко не дрожит, а какого цвета домик у звука [Ть]? (зеленый)
- Правильно, молодцы! (получаете 2-ю часть картинки)
Логопед: а сейчас я специально для вас приготовила, задания-игры.
Давайте поиграем в игру «Чьи ушки лучше услышат, твердый или мягкий звук». У вас на столах лежат сигнальные карточки, одна зеленая, а другая синяя. Я буду называть слова на новые звуки, если вы услышите твердый звук [Т] поднимаем синюю карточку, если мягкий звук [Ть] – зеленую карточку. (ТЮМЕНЬ, ТУРА, ТРАВА, ТЕАТР, ЖИТЕЛЬ, ТЫКВА, СТРАНА) – слова просто произносятся. (получают 3-ю часть картинки)
Логопед: наши гости заскучали, мы сейчас их развеселим и расскажем о нашей Родине, а заодно и отдохнем. Встаем рядом со своими стульчиками.
Физкультминутка.
Нет на свете Родины красивей- (дети шагают на месте)
Боевой страны богатырей. (изображают богатырей)
Вот она, по имени Россия (шагают на месте)
От морей простерлась до морей. (широко разводят руки)
В нашей стране горы высоки, реки глубокие, степи широкие и леса большие. А мы ребята вот такие!
Логопед: присаживайтесь на свои места. Продолжаем.
Следующая игра.
Логопед: перед вами лежит вот такой поезд с тремя вагонами, чтобы вам было легче понять, где же спрятался наш звук. Если звук [Т] или [Ть] стоят в начале слова, значит это слово заселяем в первый вагон, если звук [Т] или [Ть] стоят в середине слова, значит слово заселяем во второй вагон, если звук [Т] или [Ть] стоят в конце слова, значит слово заселяем в третий вагон. Готовы? (ТЮМЕНЬ, САМОЛЕТ, ТУРА, ТРАВА, ЖИТЕЛЬ, УЧИТ, ТЫКВА, ТАЙГА).
(по одному ребенку выходят к доске, остальные работают и проверяют на местах).
1-ый вагон -звуки [Т] и [Ть] в начале слова;
2-ой вагон -звуки [Т] и [Ть] в середине слова;
3-ей вагон звуки [Т] и [Ть] в конце слова. (получают 4-ю часть картинки).
Логопед: последняя игра «Раздели слова на слоги».
(РОДИНА, ГОРОДА, ЖИТЕЛИ, УЛИЦА, ДОМА, МОРЯ, ГОРЫ, СТРАНА). (получают 5-ю часть картинки).
Логопед: замечательно, со звуками мы познакомились. А вот и буква «Т»
На антенну «Т» похожа,
И на зонт, как будто, тоже.
Логопед: на что еще похожа буква «Т»? (ответы детей).
- А теперь давайте напишем эту букву в воздухе. (дети пишут букву в воздухе).
- А теперь напишем эту букву в воздухе глазками, следим за моей рукой глазками (очки снимаем). Какие вы молодцы! (получаете последнюю 6-ю часть картинки).
- Соберите картинку отгадку, посмотрите, кто знает, что изображено на этой картинке? (герб Тюмени). Правильно, это герб Тюмени.
Логопед: молодцы, вам удалось собрать все части картинки. А сейчас скажите мне, пожалуйста, с какими звуками мы сегодня познакомились?
- Какие это звуки? Почему?
- Дайте характеристику звуку [Т]
- Как мы его обозначаем?
- Дайте характеристику звуку [Ть]
- Как мы его обозначаем?
Рефлексия.
Логопед: молодцы, вы хорошо поработали! Теперь я предлагаю вам украсить наше солнышко лучиками, если вам понравилось наше занятие берите лучики, которые лежат у вас на краю парты и выходите к доске. (дети украшают солнышко лучиками). Посмотрите, солнышко засветило ярко, ярко и говорит вам спасибо! Спасибо ребята!