Ольга Живулина
Конспект ООД по ФЭМП с детьми старшего дошкольного возраста 6–7 лет «Помогите Буратино»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП
с детьми старшего дошкольного возраста 6-7 лет
на тему: "Помогите Буратино!"
Цель: создание условий для выявления знаний по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет.
Задачи:
Образовательные задачи
Публикация «Конспект ООД по ФЭМП с детьми старшего дошкольного возраста 6–7 лет „Помогите Буратино“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- «Буратино»
- Темочки
Закрепить знания детей о последовательности дней неделей, временах года, месяцах, о частях суток. Закреплять умение составлять математическую задачу, определять вопрос к задаче и самостоятельно решать её. Учить выделять в задаче: условия, вопрос, ответ. Правильно использовать и писать цифры, математические знаки +, -, =, решать задачи и примеры на сложение и вычитание, различать количественный и порядковый счет. Закрепить умение определять словом положение предмета по отношению к себе. Продолжать учить определять место того или иного числа в ряду по его отношению к предыдущему и последующему числам. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Закреплять умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, умозаключения в процессе закрепления представления о геометрических фигурах: цвет, форма, величина; формировать навыки сотрудничества в процессе выполнения игровых заданий. Формировать элементарные навыки самооценки.
Развивающие задачи.
Создавать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания, зрительной памяти. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, и способности к обобщению. Закреплять умение договариваться, формировать навыки сотрудничества в процессе выполнения игровых заданий.
Воспитательные задачи.
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно, воспитывать усидчивость, умение слушать. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, стимулировать познавательный интерес. Воспитывать интерес к познанию, организованность, чувство коллективизма.
Предварительная работа: Отгадывание загадок, чтение сказок, решение конструктивных задач, индивидуальные занятия, рассматривание предметных и сюжетных картинок с числами, геометрическими фигурами, использование дидактических, настольно – печатных игр.
Методы и приё мы:
Методы: игровые, сравнительно-поисковые, практические.
Приё мы: постановка цели, вопросы, практическая помощь, поощрение.
Материал к занятию:
План группы, конверты с заданиями, мешочек из плотной ткани, блоки Дьенеша, карточки с цифрами (от1 до 10).
По количеству детей: простые и цветные карандаши, листы бумаги в клеточку, альбомного листа.
Ход НОД
I. Вводная часть – 3 минуты.
Воспитатель: - Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то мне наш вахтер Ольга Александровна передала письмо. А кто его написал, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Это что за очень странный,
Человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос суёт он длинный.
Кто же это? (Буратино).
Хотите узнать, о чём он пишет?
Дети: Да!
Чтение письма
«Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите мне! Злой кот Базилио и лиса Алиса закрыли меня в комнате и не отдают мне мой золотой ключик, который я нёс папе Карло. Отпустят меня они только тогда, когда я помогу им выполнить задания и отвечу на их вопросы. Ребята, я не знаю ответы! Пожалуйста, помогите! Прилагаю подсказку, где искать задания. Первое задание в конверте под номером 1.»
Воспитатель: - Ну, что, ребята? Поможем Буратино?
Дети: Да!
II. Основная часть – 25 минут.
Воспитатель: Ребята, Посмотрите, что нам дал Буратино. Как вы думаете, что это? (план группы). Да, это план, на нем указаны те места, где лежат конверты с заданиями, которые мы с вами должны сегодня выполнить.
Предлагаю одному ребенку план. Указать наше местоположение, построить и проговорить маршрут до места, обозначенного цифрой 1.(Ребёнок приносит конверт; воспитатель достаёт из конверта листок с заданием и читает его)
I задание.
Оно называется «Не зевай, быстро на вопросы отвечай!»
1. Какой сегодня день недели?
2. Сколько всего дней в неделе?
3. Какой день идёт после четверга?
4. Какой день идёт перед вторником?
5. Как называется четвертый день недели?
6. Про какие дни недели мы говорим «рабочие дни»?
7. Как называются «выходные» дни недели?
8. Назовите все части суток?
8. Что бывает раньше утро или вечер?
9. Какой сейчас месяц?
10. Какое сейчас время года?
9. Сколько пальцев на одной руке?
10. Сколько ушей у двух мышей?
11. Сколько месяцев в году?
12. Какая цифра спряталась в слове семь -я?
14. Брату 8 лет, а сестра младше на 2 года. Сколько ей лет?
16. Кто стоит справа от тебя?
17. Кто стоит слева от тебя?
Молодцы! Отвечали быстро, не зевали. Справились, а вот и подсказка: 2-ое задание ищите в конверте, на котором изображена геометрическая фигура похожая на героя сказки, который катился по дорожке. (Он от бабушки ушёл и от дедушки ушёл.). Что же это за геометрическая фигура? (Круг)
Да, это круг. Давайте посмотрим на план, где находится конверт с геометрической фигурой - круг.
Юля, принеси, пожалуйста, конверт с геометрической фигурой - круг.
(ребёнок приносит конверт; воспитатель достаёт из конверта листок с заданием и читает его).
2 задание “Чудесный мешочек”.
Воспитатель: предлагаю вам наощупь определить, какая объемная фигура лежит в мешочке и назвать предмет такой же формы. (ответы детей)
Подсказка: задание № 3 находится в конверте, на котором изображена геометрическая фигура, у которой количество углов равно 3.
Воспитатель: Какая геометрическая фигура имеет 3 угла?
Дети: 3 угла у треугольника.
Воспитатель: Давайте посмотрим на план. Где у нас может быть конверт с треугольником?
(ребёнок приносит конверт; воспитатель достаёт из конверта листок с заданием)
Воспитатель читает его.
3 задание. «Решение задач»
Воспитатель: Ответьте на вопросы и решите задачи.
Ребята, скажите, пожалуйста, сколько частей в задаче?
Дети: В задаче 4 части Воспитатель: Назовите их.
Дети: 1 - условие, 2 – вопрос, 3-решение, 4-ответ.
Воспитатель: Какие вы знаете арифметические знаки?
Дети: Плюс, минус, равно.
Воспитатель: Если в вопросе задачи есть слово «осталось», то какой арифметический знак нужно поставить при решении?
Дети: Нужно поставить минус.
Воспитатель: Если в вопросе задачи есть слово «стало», то какой арифметический знак нужно поставить?
Дети: Нужно поставить плюс.
Воспитатель: Сейчас вы послушаете задачу, а потом ответите на вопросы.
«На ветке сидели 3 воробья. Прилетели и сели рядом ещё 4 синицы. Сколько птиц сидит на ветке?»
Воспитатель: - 1-й вопрос. Есть ли в этой задаче условие? (Да). Назовите его. 2-й вопрос. Есть ли в этой задаче вопрос? (Да). Назовите его. Назовите решение и ответ.
Воспитатель: Молодцы! Решите следующие задачи.
Задача № 1
Костя нарисовал 4 самолёта, а его брат на 2 больше. Сколько самолётов нарисовал брат?
Задача № 2
«Мама купила 7 груш, Миша съел 4 груши. Сколько осталось груш на тарелке? (3)
Задача № 3
Таня нашла 3 жёлудя, а Марина на 5 больше. Сколько желудей нашла Марина?
Задача № 4
На ветке висело 6 яблок, 2 яблока сорвали. Сколько яблок осталось висеть на ветке? (4)
Задача № 5
Ребята, придумайте сами со словом стало.
Задача № 6
Придумайте сами со словом осталось.
Воспитатель: Следующее задание нужно искать в конверте с геометрической фигурой, у которой 4 стороны и все они равны. У какой геометрической фигуры равны все стороны?
Дети: Это квадрат.
Воспитатель: давайте найдем на карте, где находится этот конверт.
«Кирилл, принеси, пожалуйста этот конверт.»
Воспитатель: Но прежде чем мы откроем конверт, на котором изображён квадрат, нам нужно немного размяться.
Объявляю физкультминутку.
Воспитатель: Давайте превратимся на время в Буратино.
Физминутка «Буратино»
Буратино потянулся, (встать на носочки, поднять руки вверх-потянуться, вернуться в и. п.)
Вот нагнулся, разогнулся, (руки на поясе, ноги на ширине ступни, выполнить наклон вперёд.)
Руки в стороны развёл, (развести руки в стороны)
Ключик видно не нашёл, ( повороты головы: влево, прямо, вправо, прямо)
Чтобы ключик нам достать (опустить руки вниз)
Надо на носочки встать (встать на носочки, поднять руки и вытянуть руки.)
И руками помахать, (махи руками)
Воспитатель: А теперь откроем конверт, на котором изображён квадрат.
(воспитатель открывает конверт, достаёт задание).
Задание № 4 Ребята, Буратино очень просит вас нарисовать картину для Мальвины. Давайте пройдём за столы и нарисуем.
1. Нарисуйте облако в правом верхнем углу.
-Где нарисовали облако?
2. В нижнем левом углу - дом.
-Где нарисовали дом?
3. В верхнем левом углу - солнце.
-Где нарисовали солнце?
4. В правом нижнем углу - грибы.
-Где нарисовали грибы?
5. А в середине- цветок.
-Где нарисовали цветок?
Молодцы! Замечательная получилась картина, Мальвине очень понравится.
Ребята! Следующее задание находится в конверте, на котором изображена геометрическая фигура похожая на то, что снесла курица в сказке «Курочка Ряба».
Воспитатель: Тимофей, принеси нужный конверт.
(ребенок приносит конверт, воспитатель читает задание)
Задание № 5. «По порядку становись».
Возьмите по одной цифре, пока играет музыка «цифры» гуляют, а по команде «По порядку становись» вы должны построиться по порядку.
Вопросы:
-Посчитайте от 1 до 10 порядковым счетом.
-Посчитайте от 10 до 1 количественным счетом.
-Назови соседей числа 3 (обращаясь к тому ребёнку, у которого цифра 3.)
-Назови соседей числа 5.
-Назови соседей числа 8.
-Я задумала число, оно меньше 5 на одну единицу. Какое это число?
-Я задумала число, оно больше 7 на единицу. Какое это число?
(раздаётся стук в дверь, в группу вносится конверт)
Воспитатель: Это нам? Спасибо. А от кого оно интересно! Это письмо от лисы Алисы и кота Базилио. Нужно срочно его прочитать.
Чтение письма
«Мы устали ждать, поэтому решили вернуть вам Буратино вместе с золотым ключиком. Но у нас есть одно условие. Вот оно: нарисуйте нам подарки. Рисовать вы должны по клеточкам. Вот подсказка».
Воспитатель: Здесь есть схема. Давайте не будем терять время. Присаживайтесь за столы, подвиньте листочки, поставьте карандаш на красную точку. Начинаем.
4 клетки – вправо
2 клетки - вверх
4 клетки - вправо
5 клеток – вниз
4 клетки - влево
2 клетки - вверх
4 клетки - влево
1 клетка - вниз
1 клетка - влево
1 клетка - вниз
1 клетка - влево
3 клетки - вверх
2 клетки - вправо
Воспитатель: Что получилось?
Дети: Ключик.
Воспитатель: Давайте оправим все ваши ключики лисе и коту. Пусть они порадуются. А также отправим Буратино ваши картины, он передаст их Мальвине.
(работы собираются и выносятся за пределы группы).
III. Заключительная часть – 2 минуты.
Подводится итог занятия: молодцы ребята, вы ответили на все вопросы, выполнили все задания кота Базилио и лисы Алисы. Как вы думаете они отпустили Буратино? Назовите какие задания вы выполняли? Какие задания были для вас более сложные?
Стук в дверь, «почтальон» (другой воспитатель) вносит в группу письмо - ответ от Буратино.
Воспитатель читает: «Ребята! Большое вам спасибо. Кот Базилио и лиса Алиса меня отпустили, вернули золотой ключик. Я обещаю вам, что буду выполнять всё, что скажет мне Мальвина. И обязательно передам ей ваши картины. Спасибо большое. Постараюсь многому научиться, потому что я хочу быть похожим на вас: много знать и уметь.»
Воспитатель: Молодцы, ребята! Я рада, что всё у вас получилось. Наше занятие закончено.