Биктимирова Гульфия
Конспект организованной образовательной деятельности «Башкирские народные узоры» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированные области: «Познавательное развитие», «Художественно –эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Цель: познакомить воспитанников с элементами башкирского орнамента.
Задачи:
Познавательные: уточнить и расширить знания детей о Республике Башкортостан. познакомить с башкирском орнаментом с его контрастной цветовой гаммой. Уточнить и систематизировать знания о декоративно-прикладном искусстве башкир. Выделить характерные для башкирского орнамента узоры, цвета и элементы.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности „Башкирские народные узоры“ в старшей группе» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Орнамент и узоры
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие: продолжить работу по развитию творчества, чувство ритма и самостоятельности, художественного вкуса и фантазии.
научить изображать башкирский орнамент и располагать элементы орнамента в композиции.
Воспитательные: воспитывать интерес к творчеству, культуре башкирского народа.
Раздаточный материал: национальные костюмы, рисунки – плакаты, украшенные башкирским орнаментом, изображения трех девушек в белых платьях, краски, силуэты платьев, кисточки, магнитофон.
Ход организованной образовательной деятельности
Звучит башкирская мелодия. Дети в разных национальных костюмах входят в зал, встают полукругом перед гостями.
Воспитатель: Как хорошо на свете жить! (руки в стороны и вверх)
Как хорошо уметь дружить! (руки соединяются в приветствие)
Как хорошо, что есть друзья (берутся за руки друг с другом и раскачивают их)
Как хорошо, что есть и Я! (прижимают руки к себе).
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости давайте поприветствуем их.
Дети: аумыыы!
(дети садятся на стулья)
Воспитатель: Ребята давайте представимся гостям и немного расскажем о себе. В этом Вам поможет эта мнемотаблица.
(рассказы детей по мнемотаблице)
Воспитатель: Вот мы и познакомились. Сейчас послушайте стихотворение Х. Карима
«Моей Республике»
Республика моя!
Ты – свет в очах,
Твои заветы не рушимы.
Ты – колебель моя,
Ты – мой очаг.
Ты – жизнь моя
Мой мир любимый.
Воспитатель: Ребята, в какой Республике мы живем?
- Почему наша Республика называется Башкортостан?
- В Башкортостане проживает только башкирский народ?
- Люди какой национальности еще проживают в Башкортостане?
- Как живут народы Башкортостана? (дружно, мирно, в согласии, помогая друг другу и т. д)
Воспитатель обращается к детям.
- Алия, ты в каком костюме?
-Значит, какой народ ты представляешь?
-Расскажи немного о своем костюме? (выступление ребенка)
(свои костюмы представляют дети в русском, татарском, и чувашском костюмах)
Воспитатель: Русские, башкиры, татары, чуваши, мордва и другие национальности в нашей республике живут как одна семья. Ребята, давайте вместе споем песню про друзей.
Выступление детей
«Посмотрите, поглядите
Как мы дружно все живем.
Как мы празднично одеты,
Как мы весело поем.
Разных мы народов дети
Все такая детвора,
И на песню есть таланты,
И на пляску мастера»
Дети садятся.
Воспитатель: Ребята, сейчас в повседневной жизни люди носят национальные костюмы?
-Где можно увидеть людей в национальных костюмах?
Дети: на праздниках, на сабантуе, на концерте и т. д.
Воспитатель: Как вы думаете, одежда всегда была такой нарядной, красочно украшена узорами? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно ребята. Раньше у людей одежда была одинаковой, она не была такой красочной и её не украшали узорами.
Вы хотите узнать, как появился орнамент (узор?
Воспитатель: Тогда слушайте внимательно, я расскажу вам одну старинную легенду :
«Давным –давно жили три женщины. В один прекрасный вечер они разожгли огонь и завели беседу.
Одна из женщин сказала: «Почему у меня темные волосы, у вас черные и светлые, у меня глаза голубого цвета, а у вас карие и серые, и ростом мы разные, и зовут нас неодинаково, а все в одинаковых белых платьях?»
Долго они думали, советовались. И решили, что каждая придумает отличающее её украшение на платье. И, что украшение будет иметь свой символ и цвет.
Прошло некоторое время, и они снова встретились. У всех были нарядные платья с узорами.
Первая сказала: «Я сделала рисунок солнца. Оно символизирует «Жизнь на земле»
(показать рисунок солнца)
Вторая сказала: «А, я люблю леса и степи башкирские, символ моего платья – зеленый лес» (показать узор «зеленый лес»)
А третья сказала: «А, я встречаю рассвет в Уральских горах. И мой символ – синие горы»
(показать узор «синие горы»)
И с тех давних времен люди стремились выразить свои представления о мире узорами, то есть орнаментом на предметах быта и одежде.
Воспитатель: Понравилась вам легенда?
-Какие элементы башкирского орнамента вы знаете?
- Какие основные цвета башкирского орнамента?
(ответы детей)
Воспитатель: Я вам предлагаю так же, как и эти женщины украсить платья узорами. У вас на столах лежат силуэты платьев, а у мальчиков силуэты мужских елянов выберите орнамент, который вам понравился и начинайте рисовать.
Самостоятельная работа детей. (играет башкирская народная мелодия)
После окончания работы рисунки выставляются на фланелеграф.
Анализ детских работ.