Гурлова Татьяна
Конспект ООД в старшей группе «На помощь фиксикам»
▼ Скачать + Заказать документы
«На помощь фиксикам»
Познавательно-исследовательская деятельность
Цель:познакомить детей с разнообразием жидкости, их свойствами и особенностями.
Задачи:
Образовательные:
- Развивать интерес к экспериментированию с разными материалами.
- Уточнить и закрепить представления о свойствах жидких и сыпучих веществ (вода, растительное масло, молоко, пищевые красители).
Публикация «Конспект ООД в старшей группе „На помощь фиксикам“» размещена в разделах
- Закрепить способы распознающего наблюдения: умение выявить свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов.
- Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов.
- Расширить кругозор детей в части элементарных представлений об окружающем мире.
Развивающие:
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- Развивать свободное общение между взрослым и детьми.
- Вызвать радость от открытий, полученных во время проведения опытов.
Воспитательные:
- Воспитывать желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и аккуратность.
- Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.
Способы: упражнения на тактильные ощущения, беседа, вопросы, ответы детей, сюрпризный момент, использование схемы опытов, опыты, пальчиковая гимнастика, выводы, физкульминутка.
Средства:подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей – вода, пищевой краситель, молоко, растительное масло, средство для мытья посуды, стаканы, пипетки, ложки, ватные палочки, посуда для смешивания, влажные салфетки для вытирания рук, клеёнчатые салфетки на стол для каждого ребенка.
Ход организованной образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, сегодня в нашу группу пришли гости, давайте скажем им: «Здравствуйте».
- А теперь, посмотрите на свои ладошки. Что вы видите? (ответ детей) потрите свои ладошки и прикоснитесь к щекам. Что вы почувствовали? (тепло) Потрите ещё раз ладошки между собой и прикоснитесь к ладошкам соседа, таким образом, вы передали частичку своего тепла другому и это здорово. Взявшись за руки, вы оказались ещё и одним целым. Командой.
Воспитатель: кто знает, кто такие – исследователи?
Дети: это люди, которые занимаются научными исследованиями, чтобы другие люди получили много знаний.
Воспитатель: ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал.
Воспитатель: где работают ученые?
Дети:(в научной лаборатории)
Воспитатель: как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?
Дети: (быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)
Воспитатель: Вы хотите попасть в клуб исследователей?
Дети: да!
Воспитатель: тогда занимайте свои места.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я получила письмо, давайте вместе с вами его посмотрим (открыть письмо).
-Доброе утро, ребята, меня зовут Нолик. Профессор Чудаков нам дал задание, но мы его выполнить не можем, так как оно трудное. Но вы ребята уже большие, помогите нам. Всю инструкцию мы вам высылаем почтой. А, чтобы попасть в нашу лабораторию, нужно сказать слова: «Сила знаний проявись, дверь в науку отворись»
Воспитатель: Ребята, мы поможем нашим маленьким друзьям? Ведь задания очень трудные?
Дети: «Сила знаний проявись, Дверь в науку отворись!»
Воспитатель: открываем конверт с заданием № 1.
Профессор Чудаков попросил фиксиков нарисовать узоры на молоке. Но, разве это возможно? Он нарисовал нам схему. Что нам для этого нужно?
Дети: молоко, пищевой краситель, средство для мытья посуды.
Воспитатель: чтобы опыт у нас получился, нам нужно размять наши пальчики
«Гости»
К Кате гости прибежали,
(бежим пальчиками по столу или по полу)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй Жора,
(соединяем большой и указательные пальчики)
Здравствуй Жанна (большой и средний)
Рад Серёжа (большой и безымянный)
Рада Снежана (большой и мизинец)
Не хотите ль пирожок (ладошки складываем вместе)
Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)
Иль рожок(2 кулачка ставим друг на дружку)
Вот драже вам на дорожку
(пальчиком тычем в открытую ладошку)
Вы берите понемножку
(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!
(Делаем сам опыт)
В тарелку с молоком добавляем несколько капель пищевого красителя с помощью пипетки. На ватную палочку набираем средство для мытья посуды и окунаем её в середину тарелки с молоком. Что происходит?
Дети: красители начинают быстро двигаться, перемешиваться, образуют круги. В тарелке образуются различные узоры.
Воспитатель: как вы думаете, почему так получается?
Дети: (ответы, предположения детей)
Воспитатель делает вывод: молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.
Воспитатель: А вот и конверт с заданием № 2.
Профессор Чудаков придумал формулу Лава лампы, а проверить ее не успел. Но нарисовал нам инструкцию. Что нам понадобиться?
Дети: вода, подсолнечное масло, пищевой краситель, шипучая таблетка.
(Делаем сам опыт)
Воспитатель: в стакан с водой добавьте краситель и хорошо размешайте ложечкой. Теперь добавьте подсолнечное масло. Что вы наблюдаете?
Дети: краситель растворился в воде и окрасил воду, а масло не смешивается с водой и плавает на поверхности.
Воспитатель: почему масло плавает на поверхности воды?
Дети: масло легче воды и всегда будет наверху.
Воспитатель: смесь жидкостей, которые не смешиваются, называется - эмульсия (закрепить).
Воспитатель: а теперь добавьте в стакан таблетку. Что вы наблюдаете?
Дети: пузырьки поднимаются наверх.
Воспитатель: это углекислый газ. Он, подхватывая частицы подкрашенной воды, стремится наверх. По пути пузырьки встречаются и объединяются в более крупные капли. Достигнув вершины, газ уходит в воздух, а частицы подкрашенной воды плавно опускаются вниз (возвращаются обратно вниз). И так снова и снова. Именно из-за этого постоянного круговорота жидкости и получается интересный и очень красивый эффект лавы. А если ёмкость ещё подсветить фонариком от телефона, получится настоящая лава-лампа, на которую хочется смотреть бесконечно. Это очень успокаивает и расслабляет.
Воспитатель: а теперь, чтобы перейти к третьему заданию нам надо размяться: Физкультминутка «Нам пора передохнуть»
Нам пора передохнуть, Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох.)
Покрутили головой, И усталость вся долой!
Раз-два-три-четыре-пять, Шею надо разминать. (Вращения головой)
Встали ровно. Наклонились. Раз - вперёд, а два — назад.
Потянулись. Распрямились. Повторяем всё подряд. (Наклоны вперёд и назад.)
А потом мы приседаем.
Это важно, сами знаем.
Мы колени разминаем, Наши ноги упражняем. (Приседания.)
Воспитатель: а вот и конверт с заданием № 3.
Что нам понадобится?
Дети: бутылка, жидкость, сода, воронка, воздушный шарик.
Воспитатель: этот опыт - фокус с воздушным шариком и бутылкой я продемонстрирую вам сама.
Воспитатель: вставляю воронку в горлышко шарика. Аккуратно насыпаю две столовые ложки соды в воронку и стряхиваю ее в шарик. Наливаю в бутылку уксус около 2 см, затем аккуратно закрепляю шарик на горлышко бутылки. Поднимаю шарик и встряхиваю его так, чтобы сода попала в бутылку. Что будет происходить с шариком?
Дети: шарик надувается.
Воспитатель: как вы думаете, почему?
Дети: (ответы, предположения детей)
Воспитатель: при смешивании соды и уксуса возникает химическая реакция, в результате которой выделяется углекислый газ. Этого газа становится всё больше и больше, он не может уместиться в бутылке и выходит из неё, попадая в шарик. Именно поэтому шарик и надувается.
Рефлексия:
Ребята, вам понравилось выполнять задания? (Ответы детей)
Какие задания мы сегодня выполняли? (Ответы детей)
А какое задание вам понравилось больше всего? (Ответы детей)
Что нового вы узнали? (Ответы детей)