Елена Аброськина
«Кони-птицы». Конспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Кони-птицы»
Программные задачи:
Образовательные :
1. создать условия для рисования фантазийных коней – птиц по мотивам Городецкой росписи;
2. продолжить освоение техники рисования кисточкой.
Развивающие:
1. развивать чувство формы и композиции;
2. отрабатывать приёмы рисования концом кисти и всем ворсом;
Воспитательные:
1. воспитывать интерес к родной культуре, вызвать желание больше узнавать о народном декоративно-прикладном искусстве;
2. воспитывать любознательность, художественный вкус.
Материал к занятию:
Публикация «„Кони-птицы“, Конспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лошади, лошадки. Конспекты занятий
- Лошадь, жеребенок, конь
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Демонстрационный:
1. Тсо:
- экран;
- кинопроектор;
- музыкальный центр;
- диски:
- мелодия М. Глинка «Жаворонок» (минус);
- слайды «Городецкая роспись»;
- технологические карты для рисования городецкого фазана, коня;
2. магнитная доска;
3. указка.
Раздаточный:
листы бумаги разного размера и формата жёлтого цвета (прямоугольной, круглой, овальной, квадратной формы, краски гуашевые, кисти, баночки с водой, фломастеры.
Методические приемы:
- просмотр презентации «Городецкая роспись»;
- мотивация на предстоящую деятельность : предложить отправиться по «реке времени» туда, где зародилась городецкая роспись и узнать, что делали городецкие мастера;
- рассматривание;
- рассказ воспитателя;
- Физминутка «Вверх, вниз»;
- объяснение;
- практические действия детей.
Предварительная работа:
Рассматривание предметов быта, созданных Городецкими мастерами.
Последующая деятельность :нарисовать дома фазана или коня для закрепления.
Вводная часть.
Воспитатель: - Ребята, сегодня прекрасный, морозный день. Давайте поздороваемся, повернёмся друг к другу и подарим всем свою улыбку, чтобы весь мир вокруг нас стал светлее и прекрасней.
Сегодня я хочу познакомить вас с Городецкой росписью – это народное декоративно-прикладное искусство. Городецкой росписью украшались детские игрушки (пони-качалки, предметы быта (разделочные доски, короба, декоративные тарелки, прялки).
/Просмотр презентации «Городецкая роспись»/.
Воспитатель:- Конечно, вы заметили одинаковую необыкновенную на всех предметах роспись - кони, птицы, цветы. Всё это изделия Городецких промыслов. Понравились ли они вам?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Что больше всего?
Ответы детей.
Воспитатель: - Каких линий больше в рисунках?
Ответы детей.
Воспитатель:-Да, вы правы, что рисунок состоит из удлинённых волнистых линий, написанных широкими масками или тонких- только кончиком ворса. Конечно, такая красота может только восхищать!
Давайте отправимся по «реке времени» туда, где она зародилась и узнаем, что еще делали городецкие мастера. Постараемся узнать их секреты.
Основная часть.
Под тихую музыку воспитатель пересказывает своими словами сказ А. П. Рогова
«Конь копытом бьёт».
-Стоит на реке Волге старинный городок Городец. Дома в этом городе украшают богатой резьбой, и похожи они на сказочные терема. Сплошь в резных и расписных затейливых узорах там и мебель, и донца для прялок, и другие домашние вещи. Самое же примечательное изображение – это чудо конь. Красивый гордый конь с сильной шеей и тонкими пружинистыми ногами: «Конь копытом бьёт, удила грызёт».
Таких коней рисуют на дверцах шкафов и шкафчиков, на спинках детских стульчиков, на тарелках, которые вешаются на стены. И обязательно окружают яркими сказочными цветами. И получается, как будто кони мчатся, а птицы сидят в каких-то сказочных, весёлых садах. Мчатся кони, летят кони, словно это не кони, а птицы.
Обычных коней рисуют и вырезают из дерева не только в Городце, но и во многих других местах. Но таких коней, летящих подобно птицам, нигде, кроме Городца, не увидишь. Потому так прекрасны эти кони-птицы, что делают их настоящие художники, передавая секреты своего мастерства из поколения в поколение: от деда к внуку, от бабушки к внучке…
-А вы слышали про секрет городецких мастеров?
Ответы детей.
Воспитатель: - Хотите узнать его?
Ответы детей.
Воспитатель: - А где он может вам пригодиться?
Ответы детей.
Воспитатель: - Мы сегодня узнаем кое-что из этого секрета: как нарисовать сказочных птиц, коней и цветы.
Воспитатель выставляет технологическую карту и рассматривает с детьми последовательность рисования Городецкой птицы.
Воспитатель: - Поднимите руку и представьте, что у вас в руке кисть. Начинаем рисовать линию живота. По сути это просто волнистая линия (верхний изгиб поменьше - это будет шеей и клювом, а нижний изгиб большой – это животик). Теперь рисуем крылышко. Располагается оно в области живота. По форме напоминает большую каплю, лежащую на боку. Дорисуем головку и спинку. Снова волнистая линия. Бугорок в районе головы, а дальше вниз, почти прямо до крыла. Ноги. Под животом нарисуйте 2 чёрточки. Одну направьте в сторону хвоста, другую почти прямо. Надо дорисовать ляжки – это снова 2 чёрточки – дуги. Птица готова.
Затем воспитатель показывает последовательность изображения Городецкого коня (выставляет технологическую карту) и комментирует этапы:
Воспитатель: - Сначала рисуем туловище, как у птицы, потом хвост и гриву из удлинённых завитков. После того как краска подсохнет будем украшать туловище и рисовать мелкие детали – глаза, рот, удила. Туловище нужно рисовать всем ворсом кисти, а детали – кончиком ворса. Подумайте, кто вам больше понравился: птицы или кони? Кого вы будете рисовать?
-А прежде, чем вы приступите к рисованию, у нас физкультминутка.
Физминутка «Вверх, вниз»
Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи.
Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Руки в боки. Улыбнись.
Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай. (Приседания.)
А в конце — ходьба на месте,
Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)
Упражненье повтори
Мы руками бодро машем,
Разминаем плечи наши.
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Упражненье повтори. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Корпус влево мы вращаем,
Три-четыре, раз-два.
Упражненье повторяем:
Вправо плечи, голова. (Вращение корпусом влево и вправо.)
Мы размяться все успели,
И теперь на место сели. (Дети садятся.)
Дети выбирают по своему желанию размер и формат бумаги, ещё раз внимательно рассматривают изображения и начинают рисовать птиц или коней – птиц.
Заключительная часть.
В конце занятия проводится выставка «Кони-птицы».