Светлана Широбокова
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Скопа — птица года 2018»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Цель: Систематизировать и расширять знания детей о птицах.
Задачи:
познакомить детей с птицей года 2018 – скопа;
развивать экологическое мышление;
воспитывать доброжелательное, заботливое отношение к птицам.
Форма проведения: организованная образовательная деятельность.
Метод проведения: демонстрационный, словесный, игровой, практический.
Возраст детей : 6-7 лет
Условия для проведения: групповая комната ДОУ.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста „Скопа — птица года 2018“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Оборудование: иллюстрации с изображением птиц, иллюстрация с изображением скопы, цветные карандаши, листы с изображением контуров скопы, аудиозапись «Голоса птиц».
Методические советы на подготовительный период: чтение книг, беседы, наблюдения на прогулках, заучивание стихов, разгадывание загадок о птицах, просмотр слайдов, иллюстраций.
План мероприятия.
I. Организационный момент.
1. Загадка о птицах.
II. Этапы мероприятия.
1. Игра «Узнай птицу»
2. Чтение стихотворения о скопе.
3. Рассказ педагога о птице года 2018.
4. Игра «Снежный ком».
5. Динамическая пауза.
6. Продуктивная деятельность детей.
III. Итог мероприятия.
1. Подведение итогов.
2. Релаксация.
Ход мероприятия
I. Организационный момент.
Педагог: Ребята, послушайте загадку и отгадайте, о чем мы сегодня будем говорить:
Различаемся мы цветом,
Встретишь нас зимой и летом,
Если крыльями взмахнем,
Будем в небе голубом.
Каркать, петь и ворковать,
Нас зимою подкормите…
Дети, кто мы? Назовите. (Птицы)
Педагог: правильно, ребята, в загадке говорится о птицах. И мы сегодня тоже будем говорить о птицах.
II. Основные этапы мероприятия.
Педагог: Ребята, давайте вспомним и назовем птиц, которых вы знаете. Перед вами картинки с изображением пернатых. Вы должны выбрать картинку с птицей, о которой говорится в загадке.
Игра «Узнай птицу».
1. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять (Снегирь)
2. Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)
3. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней…
Кто же это? (Соловей)
4. В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица. (Воробей)
5. Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её. (Сорока)
6. Угадайте, что за птичка –
Темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста? (Ласточка)
7. У этой птички клюв кривой,
А гнёзда вьёт она зимой,
Из шишек семечки клюёт,
Кто это птичку назовёт? (Клёст)
8. В тёплый край не улетают,
На морозе распевают,
Эти птички-невелички
Называются … (Синички)
Педагог: Молодцы, ребята, узнали всех птиц! А сейчас я познакомлю вас с еще одной удивительной птицей и зовут ее скопа. (Показ картинки с изображением скопы).
Вдоль берега лентой тропа
Пригорками, долом змеится.
Парит в синем небе скопа –
Большая красивая птица.
Но вот на вису замерла.
Холодный расчет в жарком взгляде
Вдруг, ринувшись вниз как стрела,
Пропала в хрустальном каскаде.
На это мгновенье ушло.
Какой-то причудливой глыбой
Она поднялась тяжело
С зажатой в когтях крупной рыбой.
Не частые взмахи крыла
Покой воцаряется снова.
И только пушинка плыла –
Дань речке скопы - рыболова.
(Е. Царегородцев)
Союз охраны птиц России каждый год выбирает птицу года. В этом году этот «титул» получила Скопа. Эта птица занесена в Красную книгу РФ.
Скопа - красивая хищная птица. Ее контрастный наряд, в котором чередуются черные, белые и палево-бурые тона так необычен и так отличается от окраски остальных пернатых хищников, что систематики помещают ее в отдельный род и даже отдельное семейство.
Скопа - специализированный рыбоед: она охотится на живую рыбу, кружа над водными просторами и высматривая добычу с высоты. В момент атаки скопа складывает крылья, круто пикирует и ныряет за зазевавшейся рыбой, выставляя вперед лапы с когтями. Она может выхватить рыбу с глубины до метра, а чтобы скользкая добыча не вырвалась, пальцы скопы не только снабжены острейшими когтями, но и с внутренней стороны покрыты жесткими щитками с бугорками. Также скопа может питаться грызунами, земноводными. Если водоемы не замерзают, то птица ведет оседлый образ жизни, из холодных мест скопа улетает на зимовку в теплые края.
Скопа распространена очень широко. Ее ареал охватывает все континенты, кроме Антарктиды. Однако во многих местах скопа – редкий вид. Отсутствие достаточной пищевой базы, загрязнение водоемов, беспокойство в гнездовой период и прямое преследование со стороны человека приводят к ее низкой численности. Селится скопа на больших деревьях вблизи водоемов. Гнездо скопы большое, в них она откладывает яйца и высиживает 2-3 птенцов.
Игра «Снежный ком»
Детям предлагаем составить одно предложение о птице скопа, опираясь на рассказ педагога. Каждый ребенок повторяет предыдущие предложения.
Например:
1) Скопа большая птица.
2) Это околоводный хищник.
3) У нее темное оперение сверху и белое внизу.
4) Голова светлая с черной маской.
5) На груди поперечная полоса.
6) Селится на больших деревьях у водоемов.
7) Питается рыбой, земноводными, грызунами.
8). Вьет большое гнездо.
9) Откладывает яйца и выводит 2-3 птенцов
Динамическая пауза
Игра «Кто как голос подаёт, кого чем угостить» (игра с мячом).
1) «Кто как голос подаёт?» (бросаем мяч, говорим) :
- воробей – чирикает (ответ ребенка)
- ворона – каркает
- голубь – воркует
- кукушка – кукует
- утка – крякает
- журавль – курлычет
- соловей – поёт.
2) «Кого чем угостить?»
- воробей – крошки (ответ ребенка)
- синица – сало
- снегирь – рябина
- голубь – пшено
- свиристель – семечки
- скопа - рыба
Педагог: Ребята, мы сегодня познакомились с птицей года – скопа. Давайте раскрасим ее силуэт и подарим малышам, чтобы они тоже могли полюбоваться этой красивой птицей. Предлагаю начать работу.
Дети самостоятельно выполняют работу (звучит аудиозапись «Голоса птиц).
III. Итог занятия:
Педагог: Ребята, наше занятие подошло к концу. Скажите мне, о чем мы с вами разговаривали, что вам запомнилось. Что больше всего понравилось? (Ответы детей).
Педагог: Посмотрите на птицу года - скопа (на доску прикрепить картинку с изображением) и давайте вспомним, что мы о ней сегодня узнали.
- В какую книгу занесена скопа? (Красную)
- К каким птицам относится скопа? (Хищным)
- С чем тесно связана вся жизнь скопы? (С водоемами)
- Чем в основном питается скопа? (Рыбой)
- Как происходит процесс охоты у скопы? (С лету)
Педагог: А теперь предлагаю познакомить с вашими птицами, которых вы раскрасили, малышей.
Методические советы организаторам и постановщикам : мероприятие можно проводить в групповой комнате или экологическом кабинете.