ОЛЬГА ПРОХОРОВА
Конспект НОД детей старшей группы «Безопасное поведение на природе»
Конспект организации НОД детей старшей группы по теме : «Безопасное поведение на природе»
Цель: Оценить уровень знаний детей о правилах безопасности в лесу. Определить направление дальнейшего формирования знаний по данной теме.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД детей старшей группы „Безопасное поведение на природе“» размещена в разделах
- Безопасность на природе, в лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Образовательные: сформировать представление детей об опасностях, которые могут подстерегать их в природе, обновить знания детей о правилах безопасного поведения при пожаре, на водоемах.
Развивающие: способствовать развитию познавательного интереса к миру природы, развитию мышления, воображения, любознательности;
Речевые: развивать связную речь, обогащать словарный запас детей
Воспитательные: воспитывать чувство бережного отношения к своему здоровью, чувство любви к природе, умение действовать сообща
Предварительная работа: беседы о лесе, составление описательных рассказов об обитателях леса
Методы и приемы: сюрпризный момент, ситуативный разговор, игровая ситуация, дидактическая игра, вопросы к детям, стимулирование к действиям
Оборудование и материалы:
- интерактивная доска с мульти проектором
-компьютерная презентация по теме
- звуковые записи, картинки-ситуации
-дидактические игры
-рюкзак и атрибуты
- предметы для ОЭД
- ля аппликации: клей
- шишки, угощения
Ход организованной образовательной деятельности.
Мотивационно - ориентировочный этап.
Игра «Доброе утро»
Дети стоят в кругу, им предлагается разучить приветствие, которое нужно пропеть:
Доброе утро, Дети! (Улыбнуться и кивнуть головой.)
Доброе утро, Ольга Витальевна! (Улыбнуться и кивнуть головой.)
Доброе утро, солнце! (Все поднимают руки, опускают.)
Доброе утро, небо! (Аналогичные движения)
Доброе утро всем! (Все разводят руки в стороны, затем опускают.)
(воспитатель предлагает сесть на стульчики)
- Хотите отправиться в путешествие?
- Закройте глаза, послушайте и догадайтесь, куда мы отправимся в путешествие. (Включается фонограмма " Шум леса")
Воспитатель проводит беседу с детьми: - Ребята, а что такое лес? (Место где растёт много деревьев, растений, грибов, ягод, и в нём живут животные. СЛАЙД
- Как вы думаете, а зачем люди ходят в лес? (Отдохнуть, подышать свежим воздухом, собрать ягоды и грибы.)
- Но в лесу гулять не безопасно. За каждой веточкой, деревом, травинкой нас может ожидать опасность.
- А вы, ребята, хотите знать правила поведения в лесу, чтобы лес стал вашим другом? (это мотив)
Поисковый этап
Поиск путей решения.
--Дети, а как вы понимаете слово безопасность? (Безопасность-это когда ведёшь себя так, чтобы не случилось беды, неприятности.)
-А как мы можем узнать об опасностях в лесу? (Отправиться в лес на прогулку)
-Да, конечно, пойти в лес, погулять и поговорить. А еще ребята, помочь Старичку-Лесовичку). СЛАЙД
Практический этап
Воспитатель: - Выручим старичка-лесовичка?
Воспитатель обращается к детям:
- Ребята, а как нужно одеваться в лес? (нужно одевать одежду с длинным рукавом, брюки, заправить в сапоги, ботинки или кроссовки)
Воспитатель: - А что нужно взять с собой в лес? (Все самое необходимое)
Воспитатель подводит детей к столу, на котором расположены предметы, из которых дети должны выбрать только те, которые необходимы в походе (рюкзак, бутерброд, магнитофон, мешок для мусора, зарядку для телефона, перчатки резиновые, рогатка, спички, гантели, аптечка, в которой находится бинт, зеленка, спрей от насекомых, фонарик, компас)
Проводится дидактическая игра «Что возьмем с собой в поход?».
Воспитатель напоминает правила игры: ребенок берет предмет и обосновывает свой выбор:
1 ребенок: «я возьму рюкзак, так как он нужен для того, чтобы в него сложить самое необходимое»,
2 ребенок: «я возьму с собой бутерброд, чтобы не проголодаться, так как он нужен для того, чтобы перекусить по дороге»,
3 ребенок: «я возьму с собой мешки для мусора и перчатки, они могут пригодиться, чтобы убрать за собой мусор в лесу»
4 ребенок: «я возьму аптечку, так как она нужна для того, чтобы оказать первую помощь в случае необходимости»,
5 ребенок: «я возьму с собой фонарик и компас, если станет темно, или мы заблудимся, они укажут нам путь домой»,
6 ребенок: «а магнитофон мы не берем, он нам не нужен, так как в лесу нельзя шуметь, и слушать громкую музыку»,
7 ребенок: «рогатка и гантели нам тоже не пригодятся, потому что нельзя стрелять из рогатки в лесу, в птиц и зверей, их нужно охранять, а гантели лишний груз в рюкзаке, который не пригодиться в природе»
8 ребенок: «зарядка для телефона нам тоже не нужна, так как в лесу нет розеток, и не получиться поставить телефон на зарядку.
- Молодцы Ребята, а спички нам пригодятся? (Да, ими можно разжечь костер и согреться, но только не вблизи деревьев, а в специально отведенных для этого местах) – - Правильно, молодцы, но спички детям не игрушки, поэтому я же ведь иду с вами, и их возьму Я!
Воспитатель: - Мы всё сложили и отправляемся в путь. Одеваем рюкзак на плечи любого ребенка. На чем бы вы хотели поехать в лес? (на машине, на поезде, на самокате, на велосипеде) я предлагаю дооехать до леса на паровозике, так как это быстрее (дети выстраиваются «паровозиком» за воспитателем и имитируют езду на электричке со словами «чух-чух-чух» (едут по группе под музыку и гул паровоза)
Воспитатель объявляет: А вот и наша остановка «Лес»
-Вот мы и подъехали к лесу. Но перед нами «Охранные знаки». Что они нам говорят? Нам необходимо рассказать, о чем нам говорят охранные знаки.
На мольберте в разброс прикреплены картинки, их нужно собрать, объяснить и приклеить вокруг ёлки.
Какие охранные знаки природы дети в них увидели.
(Первый знак говорит нам о том, что нельзя ломать в лесу ветки и рубить деревья, рвать цветы, так как растения – главные жители леса, они дают кислород всем жителям)
(Второй знак нас предупреждает о том, что нельзя в лесу ловить бабочек, пауков, гусениц, жуков; они могут быть ядовитыми или вызвать аллергию)
и т д
Воспитатель объявляет: Вот и первый наш привал «Лесная полянка» ( на ковре в обруче разбросан мусор: обертки от конфет, пустые бутылки, пробки и пр.)
Воспитатель: - Ой, как же здесь отдыхать? что это такое в лесу? (кто-то разбросал мусор, правильно ли поступили люди? (нет, потому, что мусорить в лесу нельзя, он может быть опасен для всего живого) – Как же помочь лесу? (нужно собрать мусор в мусорные мешки и вынести). Кто готов помочь? Чтобы обезопасить себя нужно надеть на руки перчатки (воспитатель вызывает двоих детей, которые быстро убирают мусор в мешок).(А всем хочется убирать мусор)
Воспитатель: - Пока мы оставим мусор на полянке, а на обратном пути обязательно заберем его с собой и выбросим в отведенном месте.
Сейчас, когда полянка стала чистой, я предлагаю вам сесть на пенёчки (дети рассаживаются на стулья (под стулом гриб, дети находят и говорят)
ПОКАЗ СЛАЙДОВ ПРО ГРИБЫ И ЯГОДЫ
Воспитатель: А если мухоморы собирать нельзя, может мы их тогда растопчем ногами? (Нет, так делать нельзя, ведь этими грибами многие животные в лесу лечатся, например, лоси)
Воспитатель: Для диких животных, птиц, насекомых лес является родным домом
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
ОЭД: Жук в стакане, рассмотреть при помощи подручных средств полиэтиленового мешка и воды.
СЛАЙД (опасные насекомые)
Воспитатель: Как могут навредить человеку эти насекомые? (пчела, комар, оса, муха). Необходимо знать, как защищаться от них:
— надо смазывать открытые части тела средствами, отпугивающие насекомых,
— отправляясь в лес, одевать костюм, головной убор
— если увидели осиное гнездо, не трогайте его, они могут вылететь и ужалить,
— если около вас пчела, надо быть спокойным, не махать руками,
— встретив муравья, не обижай его, не будешь мешать, он тебя не укусит,
— опасное насекомое - клещ, просматривайте свое тело, так как он впивается под кожу, и разносит инфекцию.
Воспитатель: А нужно ли охранять насекомых? (да, потому, что они приносят пользу лесу, ими питаются другие животные) Значит, какое правило о насекомых вы должны знать? (не трогать опасных насекомых, не ловить бабочек, не разрушать паутину паука они могут быть ядовитыми или вызвать аллергию у человека и не разорять муравейники)
Воспитатель: (ищет в карманах) Ребята, вы не видели спички, куда же они пропали?
СЛАЙД ПОЖАРА В ЛЕСУ
Воспитатель: Ой, беда случилась!
(Дети высказывают предположения)
- Как нам потушить пожар?
Воспитатель: Господи, кажется мы заблудились!
- Кто из ребят подскажет, что надо делать, если вдруг заблудились
(подсказка картинка)
СЛАЙД СТАРИЧКА ЛЕСОВИЧКА
Воспитатель: Как же найти старичка-лесовичка? Там, где деревья!
Дети находят старичка лесовичка с конвертом, в котором правила
Правила поведения на водоёмах в тёплое и холодное время года
ИТОГ:
Воспитатель: Ребята, сядем на стульчики и расскажем старичку лесовичку правила безопасного поведения в лесу. Предлагаю поиграть в игру, которая называется «Можно - нельзя». Я вам буду задавать вопрос, а вы дружно будете отвечать, можно это делать или нельзя.
Игра «Можно- нельзя»
*Ломать деревья и ветки, обрывать листья? (Нельзя)
*Сажать деревья в лесу? (Можно)
*Ходить и топтать на полянках траву? (Нельзя)
*Ходить по тропинкам? (Можно)
*Рвать большие букеты цветов? (Нельзя)
*Любоваться цветами? (Можно)
*Оставлять в лесу мусор? (Нельзя)
*Разжигать костер в лесу? (Нельзя)
*Беречь лес от пожара? (Можно)
*Разорять птичьи гнезда (Нельзя)
СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ