Алексеева Наталия Николаевна
Конспект организации и проведения НОД по речевому развитию «Имя» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
организации и проведения НОД
в образовательной области «Речевое развитие»
(обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи)
(для детей 5-6 лет)
Программные задачи:
совершенствование лексического строя речи;
обогащение, активизация и расширение словаря по теме «Имя» – знакомство с происхождением имен;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
формирование и совершенствование грамматического строя речи;
образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
активизация диалогической речи (беседа об именах);
стимулирование собственных высказываний детей – вопросы, ответы, реплики;
совершенствование общей и мелкой моторики: координация речи с движением;
воспитание доброго отношения к себе и окружающим, к своему имени.
Интеграция образовательных областей:
Приоритетная область – Речевое развитие (обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи)
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы:
Социально-коммуникативное развитие.
По средствам организации и оптимизации образовательного процесса:
Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие.
Виды деятельности:
познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, игровая.
Оборудование и материалы:
предметные картинки по количеству детей,
телевизор для проведения презентации «Имена на Руси»,
аудиозапись С. В. Рахманинов «Нежность»,
воздушные шары с буквами,
иконы с Ангелами-Хранителями,
заготовки конусов,
цветные паетки.
Используемая технология: технология деятельностного подхода.
Ход занятия:
(Воспитатель вместе с детьми образуют круг.)
Воспитатель: Сегодня я рада вас видеть в нашем детском саду, в нашей группе. Этот день мы проведём все вместе. Пусть этот день принесёт радость. Давайте постараемся весь день только радовать друг друга и не огорчать.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно друг на друга и скажите:
1. Чем мы похожи? (Ответы детей)
2. Чем отличаемся? (Ответы детей)
Умницы, правильно рассказали.
Оказывается у нас много общего, и все-таки у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других.
Об этом моя загадка:
У мамы есть, и у папы есть, и у дочки есть, и у внучки есть.
Чтобы его узнать, надо вслух сказать.
Что это? ( Дети: Имя.)
Воспитатель: Пять лет назад у ваших родителей родились детки – мальчики и девочки. Кто это? Вы! Мамы и папы дали вам имена. А вам нравятся ваши имена? А для чего имена даются? (ответы детей)
Имя – это отличительное название, обозначение человека, которое даётся ему при рождении. С помощью имени вы можете назвать человека, отличить его от другого.
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру "Узнай голос "(объясняю правила) Посмотрим, как вы хорошо знаете голос вашего товарища. (Один ребенок стоит спиной к остальным. По очереди дети называют его по имени, используя уменьшительно-ласкательную форму. Ребенок должен угадать, кто его позвал.)
Воспитатель. А вы знаете, что обозначают ваши имена? (ответы детей) Хотите узнать, тогда слушайте.
• Роман означает «Крепкий»;
• Виктория – «Победная»;
• Кирилл – «Повелитель»;
• Ника – «Победа»;
• Ксения – «странница, гостья, гостеприимная»;
• Александра – «Помощь, надежда»;
• Даниил – «Бог мне судья»;
• Ярослав – «Славный»;
• Тимофей – «Почитающий».
Видите, ребята в нашей группе есть защитник, есть мужественный и т. д (дети говорят, это я).
А посмотрите на нашу доску. Что мы там видим? (ответы детей) Правильно, мы видим красивые шары, но они не простые, а с буквами. Найдите себе шар с той буквой, с которой начинается ваше имя.
Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей и поэтому раньше, ребята, встречались люди с такими именами:
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Имена на Руси» :
1. По внешним признакам (Рыжик, Кудряш, Белесая) (Слайд№1,2,3).
2. По черте характера (Добрыня, Молчунья, Прыгунок) (Слайд№3,4,5)
3. По очереди рождения семье (Первой, Вторуня, Пятой) (Слайд№6,7,8)
Как вы считаете, по каким признакам дали имена этим детям?
Творческое задание:
Разделить группу на подгруппы и каждой подгруппе раздать фото с определенной тематикой, попросить детей придумать себе интересные имена, опираясь на заданные темы. Выслушать мотивацию каждого ребенка при выборе имени. Оценить правильность выполнения задания.
Все ваши имена очень красивые. И даются они человеку не просто так. Ведь эти имена – не только имена твоих друзей или папы с мамой. Так когда-то, очень давно, звали святых. Святые - это особенные люди. Они жили праведной жизнью. Всех-всех любили и прощали – даже тех, кто их обижал. Но сами никого и никогда не обижали. Всегда помогали всем людям. Молились Господу о себе и о людях, которые жили рядом с ними, чтобы все у всех было хорошо. Особенно молятся святые о тех людях, которые носят их имя. Например, святой Николай особенно молится о мальчиках по имени Коля. А святая великомученица Татьяна – о девочках Танях.
(Показать иконки Св. Ангелов Хранителей)
У каждого из нас есть свой святой – свой небесный покровитель- ангел-хранитель. Ребята, а вы знаете, когда у вас День Ангела – твоего небесного покровителя? Если нет, спросите об этом у своих пап или мам.
Воспитатель. Дети, а как можно порадовать друг друга на праздник?
(что-то подарить). Вот и мы с вами сейчас сделаем подарок ко Дню Ангела (детям предлагают заготовки из разноцветных конусов и разнообразных паеток. Дети изготавливают ангелочков.).
Подведение итогов:
Что нового вы сегодня узнали?
Что больше всего понравилось?
Литература.
1. Составитель О. Е. Громова. Инновации – в логопедическую практику. Москва, 2008.
2. Г. Квита, В. Миронов. Словарь имен. Москва, 1998.
3. Б. Ю. Хигер. Как назвать ребенка. Москва, 1996.