Светлана Милицкая
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Удивительная соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Удивительная соль»
Цель: Формирование представлений детей о соли и ее свойствах через исследовательскую деятельность.
Задачи:
Развивающие:
1. Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Обучающие:
1. Расширить и углубить представления детей о соли (запах, вкус, цвет, форма кристаллов).
Воспитательные:
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе „Удивительная соль“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
1. Воспитывать усидчивость, бережное отношение к своему здоровью, интерес и способность работать в группах, коллективе.
Виды детской деятельности : игровая, познавательно-исследовательская.
Предварительная работа:
Рассматривание картинок и презентаций.
Беседа о добыче соли.
Загадывание загадок.
Беседы по технике безопасности.
Проведение исследований, опытов.
Методы и приемы:
Наглядные: картинки.
Словесные: вопросы, рассказ педагога, положительная мотивация, художественное слово;
Практические действия: проведение опытов.
Ход занятия:
«Мой друг»
- Доброе утро!
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мои друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.
Чтобы у нас весь день было хорошее настроен
-Дети, посмотрите, сколько у нас гостей. А гостям мы всегда рады. По старинной традиции хлебом солью встречают важных гостей. Гость должен отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть. Этот старинный обряд означает, что мы желаем добра, выражаем наше гостеприимство, а гости наши вступают с нами в дружеские отношения и у всех доброе, хорошее настроение. Давайте встретим наших гостей хлебом и солью.
Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла —
Только в садик я зашла,
Ко мне Звездочка пришла и передала этот мешочек. Она не знает, что в нем. И просила вас узнать, что там и снять видео и отправить ей в звездное царство. Ребята поможем звездочке? (показываю мешочек и прошу их отгадать, что в нем – на ощупь
Как вы думаете, что внутри? (Дети дают свои ответы)
Хорошо ребята, вот вам еще подсказка. Слушайте загадку.
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)
«Сегодня всем вам предстоит немножко стать учеными. В лабораторию пойдете, и чудо-опыт проведете, с волшебным минералом –солью». Но чтобы попасть в лабораторию надо выполнить небольшое задание ручками (нейроритмика)
Но, мало выглядеть, как ученые. Нужно еще знать правила, которые нужно соблюдать в лаборатории! Подойдите к столу, перед вами карточки с правилами поведения в научной лаборатории. В одну сторону сложите картинки, показывающие, что можно делать в лаборатории, а что нельзя! (кричать, трогать, нюхать, пробовать, баловаться, болтать, помогать друг другу, думать, задавать вопросы. Карточки- пробовать, нюхать, трогать окажутся между этими двумя группам., Не все вещества во время эксперимента можно трогать, нюхать и пробовать).
А теперь давайте повторим что мы узнали о соли. (Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает не большое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды).
В нашей лаборатории мы будем исследовать свойства соли. Наденьте пожалуйста фартук, шапочки и подойдите к столам. (столы стоят полукругом)
Переходим непосредственно к эксперименту. Звёздочка просила передать конверты детям. В конвертах - разрезанные фото ингредиентов для опыта,
Воспитатель просит помочь ребятам налить в стаканы воду и масло. После воспитатель предлагает понаблюдать, что же произошло. Мы видим, что масло не смешивается с водой. Теперь смотрим дальше, что у нас получилось на картинке (добавляем краску)
После обсуждений делаем вывод, что масло легче воды – поэтому оно не тонет и остается на поверхности. Те вещества, которые тяжелее воды – тонут. (Смотрим следующую картинку)Дальше бросим соль. Наблюдаем за красивой и завораживающей реакцией!
Ну а сейчас немножко отдохнем
«Умывалочка.»
Мы намылим наши ручки, (Круговыми движениями трут одну ладошку о другую.)
Раз, два, три. Раз, два, три (Два раза выполняют по три ритмичных хлопка)
А над ручками, как тучки, (Выбрасывают руки вверх.)
Пузыри, пузыри. (Четыре ритмичных прыжка, руки на поясе.)
А теперь приступим к следующему эксперименту
«Радужная вода)
Что Нам понадобятся: собираем картинки
5 стаканчиков; соль; пищевые красители; пипетки на каждого ребёнка, большой прозрачный стакан или небольшая ваза.
Порядок выполнения
Поставь стаканчики в ряд и наполни каждый из них водой до половины.
В первом стакане оставь чистую воду, ничего не добавляй туда.
Во второй стакан добавь одну чайную ложку соли.
В третий стакан положи две ложки соли,
в четвертый — три ложки соли,
в пятый — четыре.
Размешай соль во всех стаканах до полного растворения.
Подкрась воду в стаканчиках с помощью пищевых красителей. Для каждого стаканчика выбери свой цвет.
Возьми большой прозрачный стакан и аккуратно, по стеночке, вылей в него содержимое последнего стакана, в котором ты растворил четыре ложки соли. Подожди одну-две минуты, чтобы жидкость успокоилась.
Возьми пипетку и набери в нее окрашенную воду из четвертого стаканчика. Поднеси пипетку как можно ближе к поверхности воды в большом стакане и максимально аккуратно добавляй в большой стакан содержимое пипетки. Когда вся вода из четвертого стаканчика окажется в большом стакане, переходи к третьему стаканчику. Повтори всю процедуру для содержимого третьего стаканчика, затем переходи ко второму стаканчику и далее к первому.
Результат
— Чем больше мы добавляем соли,тем больше плотность воды, поэтому вода разного цвета не смешивается
«Сольные снежинки» : создание уникальных узоров
Один из интересных домашних экспериментов с водой и солью, который можно провести с детьми — создание уникальных узоров сольными снежинками. Этот опыт поможет ребенку увидеть, как соль вступает в реакцию с водой и создает красивые узоры, напоминающие снежинки.
Для проведения этого опыта понадобятся следующие материалы:
Стакан с водой;
Столовая соль;
Чистый белый лист бумаги;
Кисточка или пипетка.
Шаги выполнения опыта :
Налейте небольшое количество воды в стакан.
Добавьте в стакан немного соли, перемешайте, чтобы соль растворилась.
Возьмите пипетку или кисточку и начинайте наносить капельки солевого раствора на белый лист бумаги. Можно наносить капли в разных местах бумаги и различными способами — сразу капать большими каплями или маленькими точками.
Наблюдайте, как соль растворяется и начинает образовывать разнообразные узоры на бумаге. Эти узоры будут напоминать снежинки.
Попробуйте провести эксперимент с разными концентрациями соли в воде: поиграйтесь с количеством соли, растворяя ее в разном объеме воды. Так вы можете получить разнообразные узоры снежинок.
-Ребята скажите, а кому мы сегодня помогли в самом начале нашего занятия? (Звездочке). Как вы думаете, мы помогли звездочке узнать о волшебном минерале –соли? Я потом обязательно отправлю ей это видео в её звёздное царство. А сейчас зазвенит мой колокольчик. Послушайте, пожалуйста, что я хочу вам сказать. Мне было приятно с вами трудиться. Вы сегодня прилежно и дружно трудились, и секреты соли вам открылись. Я желаю успеха вам в дальнейших открытиях. Попрощайтесь с гостями.